ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » БЕСЕДка) » Ватикан: Протестанство и православие - не вполне церкви


Ватикан: Протестанство и православие - не вполне церкви

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Ватикан: Протестанство и православие - не вполне церкви Ватикан считает протестантские и православные конфессии "не вполне церквями". Об этом говорится в документе, изданном Конгрегацией вероучения, которую будущий папа римский Бенедикт XVI возглавлял до избрания понтификом, пишет британская Times. Газета отмечает, что этот документ отражает официальную позицию Святого Престола.

Свернутый текст

В 16-страничном документе говорится, что православная церковь имеет "изъян", так как не признает верховенство папы римского. В протестантских деноминациях есть "еще больший" изъян. "Трудно понять, как название "церковь" можно применять к ним".

Протестантские лидеры заявили, что документ Конгрегации доктрины веры оскорбляет их чувство и повредит межконфессиональному диалогу, пишет издание.

Между тем в Русской православной церкви позицию Ватикана считают честной. "Это помогает понять степень нашего различия", заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

При этом митрополит Кирилл подчеркнул, что нынешний документ Ватикана не несет в своей основе ничего нового и "полностью соответствует учению католической церкви".

"Православная церковь является правопреемницей и наследницей по апостольскому преемству древней, неразделенной Церкви. Поэтому все, что сказано в католическом документе, мы с полным правом относим и к Церкви православной", — подчеркнул митрополит.

==========================
Митрополит Кирилл, глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата
Это честное заявление. Оно гораздо лучше, чем так называемая "церковная дипломатия". Оно показывает, насколько мы близки или, наоборот, разделены. Чтобы иметь честный богословский диалог, нужно иметь ясное представление о том, какой позиции придерживается другая сторона. Это помогает понять степень нашего различия.

Интерфакс, 11.07.2007

==========================
Проповедь и отповедь

Я посох мой доверил Богу
И не гадаю ни о чем.
Пусть выбирает Сам дорогу,
Какой меня ведет в Свой дом.

Свернутый текст

Вячеслав Иванов

Опять честной народ обиделся на папу римского. Только теперь уже не мусульмане, как в прошлый раз, а христиане иных деноминаций - православные и протестанты. Плюс евреи.

Поводов два: апостольское послание Святейшего Отца к епископам (Motu Proprio Data Summorum Pontificum), которым Бенедикт XVI разрешил использование старой латинской литургии, и разъяснение Конгрегации вероучения, в котором некатолики усмотрели умаление своих церквей.

Оба документа появились на прошлой неделе. При этом, как водится, наиболее ярые критики с их текстом ознакомиться не удосужились. Это понятно - ведь для многих из них, как для князя Мышкина, "католичество римское даже хуже самого атеизма". Впрочем, атеисты папу тоже критикуют ровно по тому же случаю.

В действиях Святого Престола христиане-некатолики (вернее, их пастыри) видят отступление от решений Второго Ватиканского собора (1962-1965), который стал поворотным пунктом в процессе адаптации римско-католической церкви к реалиям сегодняшнего дня, водоразделом, преступив который, католицизм сошел с небес на землю - обратился к насущным проблемам простого человека, стал подлинно народной церковью.

Одним из фундаментальных решений собора стала Конституция о священной литургии (Sacrosanctum Concilium), согласно которой богослужебными были признаны, помимо латинского, современные местные национальные языки. С тех пор всякий католик участвует в мессе и иных частях литургии осмысленно, ибо понимает каждое слово, сказанное священником на его родном языке. Реформа коснулась и других элементов богослужения, порой весьма существенно.

Многие католические общины неохотно переходили на новый обряд, а для некоторых он оказался неприемлем, и они остались верны старой латинской мессе. Движение традиционалистов возглавил архиепископ Марсель Франсуа Лефевр, основатель Братства Cв. Пия X в Эконе, Швейцария.

Бенедикт XVI в бытность префектом Конгрегации вероучения приложил немало усилий, дабы сгладить противоречия Святого Престола с католиками-староверами. И вот теперь он сделал решительный шаг навстречу.

Посланием от 11 июля этого года папа разрешил католическим общинам, которые пожелают этого, использовать в литургии латинские тексты. Решение вступает в силу с 14 сентября. Текст и обряд латинской литургии утверждены Тридентским собором (1545), созванным специально для выработки средств противостояния Реформации. Собор объявил каноническим латинский текст Библии (Вульгату), а чтение переводов на национальные языки строго регламентировалось - миряне могли читать их лишь с письменного дозволения священника. Критики решения папы акцентируют внимание именно на возвращении в церковную практику "тридентской мессы", делая из этого вывод об отказе "папы-консерватора" от решений II Ватиканского собора.

Утверждения эти противоречат разъяснениям самого понтифика. В письме, которое предпослано апостольскому посланию, папа говорит: "Появившиеся без достаточной информации сообщения и оценки вызвали немало замешательства. Реакции на замысел, содержание которого было еще в реальности неизвестно, сильно различались между собой, от радостного принятия до жесткой оппозиции". Понтифик особо почеркивает, что служба на национальных языках отнюдь не отменяется: "Речь идет о двух видах одного и того же обряда", и решение о применении того или иного всецело принадлежит самой общине.

Особенно бурной была реакция еврейских организаций. Американская Антидиффамационная лига назвала послание папы "ударом по отношениям между католиками и и иудеями". Дело в том, что в древней латинской молитве на Страстную пятницу были слова "Помолимся также о неверных иудеях, дабы Господь Бог наш снял покров с их сердец" и некоторые аналогичные выражения. Но этот текст уже претерпел неоднократные изменения и в нынешней редакции, утвержденной в 1969 году, никаких уничижительных характеристик не содержит. Ни о каком восстановлении древнего текста речь не идет.

С декларацией Конгрегации вероучения, озаглавленной "Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов учения о Церкви", дело обстоит несколько сложнее. "Как следует понимать утверждение, согласно которому Церковь Христова существует в Католической Церкви?" - так сформулирован один из вопросов. Ответ гласит: "Христос "основал на земле" единственную Церковь и учредил ее как "зримое собрание и духовную общину", которая от своего рождения и в ходе веков существует и будет существовать, и только в ней остались и будут пребывать все составные части, установленные Самим Христом. "Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую. Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним". Все взятые в кавычки слова - цитаты из решений II Ватиканского собора.

Святой Престол признает, что "Церковь Христова присутствует и действует в Церквах и церковных Общинах" других деноминаций, однако в полной мере она пребывает только в Католической Церкви. Именно эта фраза и навлекла на себя критику православных и протестанских клириков.

"Меня такие документы не удивляют, - заявил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. - Наоборот, я приветствую честные заявления. Чтобы иметь откровенный богословский диалог, нужно иметь ясное представление о том, какой позиции придерживается другая сторона". Владыка Кирилл напомнил, что "Православная Церковь является правопреемницей и наследницей по аполстольскому преемству древней, неразделенной церкви, поэтому то, что сказано в католическом документе, мы с полным правом относим и к Церкви Православной".

На самом деле было бы странно, если бы католики или православные не считали истинной именно свою церковь. У православных это подчеркнуто в самом названии деноминации. Важно отметить также, что обе церкви разделяют мнение о протестантских общинах: лишенные апостольского преемства, они, по мнению и католиков и православных, не могут считаться церквами в полном смысле слова. Ни те, ни другие не признают действительными таинства, совершаемые протестантами. Но если католическая церковь признает таинства, совершаемые православным священником, то православная не отвечает ей взаимностью и признает у католиков лишь некоторые. Наконец, вряд ли у православных есть основания упрекать Святой Престол в возвращении тридентской мессы - ведь она сама ведет богослужение на искусственном и архаичном церковнославянском языке, малопонятном верующим.

За два с лишним года, прошедших со времени избрания кардинала Йозефа Ратцингера папой, было уже много попыток дискредитировать понтифика, представить его каким-то угрюмым мракобесом, найти подтверждения его инквизиторских наклонностей и устремлений. Попытки эти одна за другой проваливаются по весьма простой причине: за время понтификата Бенедикта XVI римско-католическая церковь обрела новое дыхание и укрепила свои позиции.

Глава экономического управления Святого Престола кардинал Серджо Себастиани сообщил недавно, что финансовые дела Ватикана хороши как никогда: баланс годового бюджета сведен с профицитом в 2,4 миллиона евро, размер лепты Св. Петра (пожертвований в благотворительный фонд, которым распоряжается лично папа) почти удвоился и составил в 2005 году 102 миллиона долларов. Растет число паломников. В Ватикане в прошлом году побывало семь миллионов пилигримов - на 20 процентов больше, чем годом прежде. Рекордный рост числа посещений наблюдается и в других святых местах.

Папа остается влиятельнейшим действующим лицом мировой политики, мнению которого внимают главы государств. Бенедикт XVI, как и его предшественник, привержен экуменическому диалогу с православием и преисполнен надежд осуществить то, что не удалось Иоанну Павлу II, - совершить пастырский визит в Россию.

Не выискивать поводы для раздоров, а страстно желать воссоединения должны православные и католики. "Есть у меня и другие овцы, - говорит Иисус, - которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Ин., 10:16). Да будет так.

Владимир Абаринов

0

2

Shadow написал(а):

православная церковь имеет "изъян", так как не признает верховенство папы римского.

:-))) :-))) :-)))

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » БЕСЕДка) » Ватикан: Протестанство и православие - не вполне церкви