Затюканный ребенок не сможет отразить нападки более развитых детей, а дети, как известно, могут быть очень жестоки.

О том, чем могут быть опасны 'детские отношения' и где 'постелить соломку' своему ребенку рассказывает  Светлана Шабас - кандидат психологических наук, врач-педиатр.

Свернутый текст

- Каковы основные причины возникновения конфликтов в коллективе у младших школьников?

- В основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки ('он умеет читать, а я - нет'), по причине разного возраста одноклассников ('я тебя старше, так что ты вообще помолчи') и - естественно - разного пола (я мальчик - я сильнее).

Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это - очень сложный момент. О достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: 'а я привез себе ручку из Парижа', а у соседа ручка за 2 руб. 30 коп... И не надо думать, что в младшей школе дети не понимают этой разницы! Я как представитель дошкольного образования могу сказать, что дети с пяти лет осознают социальное расслоение.

Второй показатель расслоения - это питание. Медики настаивают на практически стопроцентном питании детей в школах, что связано с желудочно-кишечными заболеваниями. А что получается: ребенок воспитывающийся в состоятельной семье, привыкает к изыскам, к ресторанам и проч. Естественно школьное питание не соответствует такому меню. И есть другие дети, у которых школьное питание является единственным шансом поесть. В старших классах (5-6) уже дети соревнуются - кто питается, а кто нет, - т.е. 'Я не буду! У меня есть карманные деньги я лучше что-нибудь куплю в буфете или в киоске!'

- И что родителям с этим делать?

- Восприятие ребенком социального расслоения зависит от позиции родителя. Родителям состоятельным, во-первых, нужно понимать, что ничто не вечно под луной. И можно привести в пример кризис 98-го года, когда дети из элитных школ из-за финансовых проблем родителей переходили в обычные школы. Были тяжелейшие нервные срывы у детей! И состоятельный родитель должен бы ребенку объяснить, что все эти 'дорогие предметы не делают тебя лучше и это не то, чем надо похваляться, и вообще, все может измениться в любой момент'.

Еще насчет влияния взрослых. Был, например, такой эксперимент: в садике мальчик из очень бедной семьи страдал от того, что другой мальчик обладал авторитетом в группе потому, что постоянно приносил модные игрушки. Что сделала педагог? Она предложила мальчику принести коробку спичек, положила туда какие-то цветные бумажки и объявила детям: 'Какая интересная коробочка у Васи!!!' И весь день вся группа бегала за ним и за его коробочкой. Т.е., отношения между детьми - это отражение отношения взрослых к детям.

Вот мы говорили уже про состоятельных родителей, а сейчас скажу про другой полюс. Если родители постоянно говорят ребенку 'Мы бедные! Я ничего не могу тебе купить! И так мы будем жить всегда!', естественно, ребенок будет чувствовать себя ущербным. Ребенку нужно простроить перспективу: 'учись, и ты сможешь изменить свою жизнь так, как захочешь', то тогда он поймет, - во-первых, что сегодняшнее положение - не окончательное в его жизни. А, во-вторых, его не будут угнетать нападки детей из состоятельных семей: он будет понимать, что все в его руках, и у него вообще масса других достоинств - вместо предметного мира или престижной системы питания.

- Следующая проблема: разный пол...

- Проблема пола - это то, что называется 'гендерным аспектом' образования. Она очень широко обсуждается и это связано с признанием того, что девочки и мальчики с рождения развиваются по-разному. До 10-11 лет девочки всегда превышают по развитию мальчиков и в начальной школе заведомо лучше учатся. Требовать от мальчика, чтобы он показывал невероятные успехи в начальных классах - не стоит. Но ведь мы знаем: все отличницы девочки, но все великие ученые - мальчики. Их время придет к подростковому возрасту и будет длиться почти всю жизнь.

Еще один аспект у гендерной проблемы есть: учителя в российской школе - женщины, а значит, преимущественно у нас дается 'женское образование'. Учитель-женщина ориентируется в подаче материала на девочек. У мальчиков включение в материал происходит позднее, он начинает на 20-25-ой минуте урока понимать, в чем дело, а урок уже заканчивается. Поэтому во многих городах встает вопрос о раздельном обучении детей.

- И что же делать родителям с этим 'гендергным аспектом'?

- В первую очередь ребенку нужны знания. Ребенка (мальчика) не надо угнетать за неуспеваемость. Надо понимать его - 'мальчиковые' особенности развития. И рассказать ему самому об этих особенностях, чтобы он - опять же - осознавал существование перспектив. Тогда ему будет легче сносить уколы более успевающих детей.

- Насчет успеваемости, еще вопрос: касается разного уровня подготовки. Как вести себя родителям и учителям, чтобы осознание ребенком того факта, что Маша умеет читать, а он нет, не привело его к нервному срыву?

- Эта проблема характерна для младших классов и ее можно решить только в комплексе с педагогом. Для наиболее успевающих детей есть такие вещи как индивидуальное задание, есть экстернат. Только не отдавайте ребенка сразу во второй класс: там уже сложившийся коллектив. Лучше после нескольких месяцев адаптации в первом классе, по решению комиссии, перейти во второй.

Что касается отстающих детей, которые не умеют читать или писать, то в моей практике не было такого, чтобы дети в школе этому не научились. Другое дело, что любому ребенку нужна поддержка родителей! Не читать морали за неудачи, а помогать! Очень большая разница! И еще раз повторю: затюканный ребенок не сможет противостоять нападкам более развитых детей. Поберегите своего ребенка, защитите его от конфликтов.

- Теперь о родителях. Когда они должны вмешиваться в конфликты?

- Конечно, желательно, чтобы ребенок с начальной школы был приучен делиться с родителями буквально всем, что с ним происходит в школе. В семье должен быть 'ответственный за детские откровения'. И когда ребенок рассказывает о чем-то проблемном, необходимо направлять его к разрешению конфликтной ситуации, проговаривать с ним возможное поведение, слова, которые он может сказать обидчику, предположить реакцию обидчика на эти слова и т.д. Но родителям нельзя вмешиваться в первый же момент конфликта.

У нас, к сожалению, есть такие ситуации, когда родители начинают разбираться друг с другом вплоть до рукоприкладства или кричат на чужих детей. Не надо! Учите своего ребенка искать выходы, подсказывайте ему. Но не ругайте его за то, что у него опять возникли проблемы, а вмешивайтесь только тогда, когда ситуация выходит из под контроля.

- А сможет ли ребенок адекватно оценить ситуацию: под контролем она у него или нет?

- Дело в том, что не ребенок это должен оценивать. Это родители должны увидеть грань, после которой ребенок просто будет бояться ходить в школу. И вот до наступления этой грани нужно подойти к педагогу или другому родителю и объявить о проблеме, и потом ее решать совместно. А если ребенок ничего не рассказывает, и родители сталкиваются уже с последствием тяжелого конфликта, то тогда придется выяснять суть, восстанавливать 'историю конфликта', но это уже сложно. Так вот, еще раз подчеркну: для того, чтобы успеть вовремя вмешаться, родитель должен знать о том, что происходит у ребенка в школе. Помогите ребенку быть с вами откровенным.

//GN