ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Непознанное » Мимика, взгляд, поза и жесты


Мимика, взгляд, поза и жесты

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Свернутый текст

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
улыбка без подъема нижних век — неискренность;
улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.
Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;
сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
усиленное моргание — возбуждение, обман.
Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
взгляд сбоку — недоверие;
взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.
Поза и ее детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
стояние, опираясь руками о стол или стул, — ощущение неполноты контакта с партнером;
руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
наклон головы вниз — отрицательное отношение;
легкий отклон головы назад — знак агрессивности;
сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, — явное желание прекратить разговор и уйти;
частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не , соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
поддерживание головы ладонью — скука;
пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;
подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;
обхватывание своего бокала двумя руками — замаскированная нервозность;
выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;
выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.
Жесты и телодвижения

«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.
При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;
сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) — озабоченность, смущение, неуверенность;
поглаживание подбородка — момент принятия решения;
суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) — настороженность, нервозность, смущение;
пощипывание ладони — готовность к агрессии;
покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;
всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) — маскируемая нервозность;
собирание ворсинок с одежды — жест неодобрения;
оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;
снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;
слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;
наклон головы набок — пробуждение интереса;
быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;
постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство;
явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

0

2

Сигналы мимики

Понимаете ли вы людей? В ходе длительного общения или сразу, с первого взгляда? Большинство людей оценивает окружающих не только по их словам и поступкам, но и по внешности. Еще никаких слов не произнесено, никаких поступков не совершено, а мнение о человеке уже сложилось.

Свернутый текст

Пытаясь понять и оценить человека, мы, прежде всего, обращаем внимание на его лицо. Наблюдая за движениями мышц лица, можно делать первые, достаточно верные психологические выводы.

Весьма выразительны в мимической палитре губы и брови. Только они могут подтвердить или опровергнуть то или иное впечатление от взгляда собеседника. О решительности и настойчивости свидетельствуют плотно сжатые губы и стиснутые зубы; об интенсивном собирании всех телесных сил до последней мышцы, о защите в форме вспышки гнева или злобной ярости (наблюдается, например, во время рукопашного боя на войне) говорят щелеобразно в обе стороны растянутые губы, сжатые и обнаженные зубы, одновременно с этим шипящее дыхание «ш-ш-ш»; на переживаемую приятную сентиментальность и наивное тщеславие указывают губы, плотно прижатые к зубам и друг к другу, закрывающие таким образом рот (язык прилегает к зубам, уголки рта слегка приподнимаются); при оценивании, дегустации, экспертизе губы вытянуты вперед (они могут быть открыты или закрыты).

Когда человек протестует против чего-либо, то выдвигает губы вперед с легким (может быть, лишь обозначенным) подниманием уголков рта, рот слегка приоткрыт. Это легко узнается из ситуации — «строить гримасу», «дуться», у женщин — «надуть губки». Эта гримаса возникает при отталкивании материнской груди сытым младенцем. Подобная же форма губ и у плюющих взрослых. Часто сопровождается сердитыми, широко открытыми круглыми глазами и протестующим звуком типа «ну-у». Гримаса выражает также неприязнь, упрямство, досаду.

При сильном удивлении рот открывается максимально. При внутреннем сопротивлении этому движение «повисает» на полпути: получается гримаса ошеломления. Часто сопровождается выпученными глазами, которые, не понимая, смотрят на причину удивления.

Чтобы избежать поспешных проявлений, человек прикусывает губы или язык. Это бывает при неожиданностях, особенно когда человек болеет и на мгновение становится беспомощным, но не хочет пребывать далее в состоянии этой беспомощности, то есть принципиально владеет собой.

При предвкушении, вызываемом представлением, возможно облизывание губ. Язык проводится вдоль края губ почти играючи, но при этом — задумчивый взгляд. Если рот при этом остается закрытым, то язык проходит вдоль зубов, что можно видеть по щекам, добавляется доля самообладания (скрытой активности).

Нередко можно наблюдать сопровождающие движения языка при каждом движении рук, делающих замысловатую работу (написание букв первоклассником, вдевание нитки в иголку взрослыми). У взрослых этот особо осторожный подход с большим включением чувств, напоминает детей, у которых рациональное мышление еще не организовало обычные рамки для движения тела.

Особое значение имеет положение уголков губ. Ч. Дарвин говорил, что опущенные книзу уголки губ — это рудимент плача (треугольная мышца оттягивает уголки рта вниз). Как бы человек не пытался изображать веселость, но опущенные уголки губ все равно выдадут его, будут свидетельствовать о безрадостном состоянии, печали, разочаровании и болезненном отказе от чего-то. Нередко опущенные уголки губ — отражение негативной жизненной установки, может характеризоваться как «у него вытянулось лицо». Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то это активная поза обесценивания, недооценивания чего-либо, отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности, занудства, скепсиса, иронии и угрюмости. Если искривляется один уголок рта, что сопровождается временной ассиметрией лица, то это выражение иронической усмешки.

Рот — самая подвижная часть лица. Он — центр любой улыбки и всякой боли. Губы, выпяченные вперед, можно расценивать как сигнал враждебности, а если они поджаты, то это уже символ ухода в себя, производящий скорее впечатление испуга. Если поджатые губы напряжены, сжаты, то так выражается бессильный гнев. Если рот искажается во время разговора (или смеха) и чередование движений дисгармонично, то это выражение негативных стремлений даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Фиксированно скривленный в одну сторону рот (когда это не вызвано состоянием здоровья) говорит о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению.

Подергивание и дрожание рта является сигналом тревоги, предупреждением о повышенной нервозности. Скрежетание зубами без видимого внешнего повода выражает общее напряжение и перенапряжение.

Выдвинутый вперед подбородок атавистически объясняется как облегчение использования клыков у пралюдей. Выражает насилие и жестокость. Часто наблюдается и у цивилизованных людей, когда они в опасной ситуации (живо представляя ее себе или уже находятсь в ней) решаются на рискованный поступок.

Особенно предательская вещь — смех. В смехе может выявиться глупость, пошлость, презрение, ненависть, насмешка, злорадство, смущение, фальшь и т.п. Предположительно улыбка возникла из угрожающего жеста — «оскала зубов». Существует множество видов улыбок, у людей же, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся, дружелюбное выражение.

Чем свободнее и непринужденнее кажется нам улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости. При нормальной улыбке губы плотно прилегают к зубному ряду, и их уголки немного отодвигаются назад. Если улыбка вынужденная, деланная — она неожиданно возникает и так же неожиданно исчезает, из-за этого скрываемые за ней лицемерные намерения становятся очевидными. К улыбкам «по заказу» относится также и улыбка смущения. Она тоже неорганична. Это вымученная улыбка, которая нередко используется в качестве компенсации, например, при выражении сочувствия. Приторную улыбку можно установить по чуть более заметному растяжению губ.

Если при улыбке губы остаются сомкнутыми в довольно напряженном состоянии, то это уже усмешка. Напряжение может сигнализировать как о внимании, так и о тенденции к господству. Сжатые губы выражают отстраненность. Нередко усмешка содержит в себе и ехидное выражение. В таком случае она превращается в мимическое выражение радости по поводу того, что должно держаться в тайне.

Гримаса улыбки — усмешка. По такой улыбке можно судить о том, что перед Вами наглец, мерзавец или провоцирующий коварный человек. Может быть кривая улыбка, когда только один из уголков рта либо приподнимается, либо опускается, что является проявлением состояние внутреннего разлада. Кривая улыбка дает возможность скрыть подлинное мнение за напускным дружелюбием (например, когда начальник или уважаемое лицо рассказывает какой-нибудь анекдот, и сотрудникам из вежливости приходится смеяться).

Для выражения различных чувств человек активно использует брови. При помощи мышц лба брови можно просто подтянуть вверх, а опустить брови можно, используя сжимающую мышцу глаз. Наморщенные брови обычно выражают напряжение, критику, неудовольствие, гнев, бешенство и потрясение.

Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие.

Нос — часть лица, мало подверженная изменениям, однако малозаметные движения носа, если они многократно повторяются, изменяют выражение лица и даже могут изменить форму носа. Если между носом и ртом образуются две небольшие характерные складки, то человек испытывает сильное неудовольствие.

Наморщивание носа — составная часть реакции на горечь. При частом повторении ведет к появлению «страдальческой складки»: из-за частого поднимания крыльев носа верхний конец носогубной складки глубоко врезается в уголки носа. Выражает недовольство, неприятное ощущение, противоречивость, душевную боль, отвращение. Нередко бывает у пассивных и женственных людей.

Раздувание крыльев носа может означать интенсивное вдыхание запаха, а также возбуждение или ярость (обеспечивается большой приток воздуха). Раздувают крылья носа и темпераментные люди с сильными и продолжительными чувствами, выражая свое возбуждение.

Если носогубная складка, идущая от уголков носа к линии рта, заметно глубока и одинаково глубока на всем протяжении, то это — результат интенсивного постоянного напряжения мускулатуры при речи, смехе и т.п. Она говорит о жизненной силе и выносливости.

Следует обращать внимание и на то, какое общее впечатление производит мимика того или иного человека. Очень подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика отражает постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении, характеризует человека как спокойного, постоянного, рассудительного, надежного, уравновешенного.

Монотонность мимики и редкая смена ее форм при медлительности поведения и слабой напряженности говорит о психическом однообразии и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться: монотонные душевные состояния, скука, печаль, равнодушие, отупение, эмоциональная бедность, меланхолия, депрессивный ступор.

Когда мимические процессы состоят из множества отдельных выражений, типа «холодные глаза и смеющийся рот», то анализ возможен только при наблюдении за каждым отдельным выражением и его сочетаемостью с другими.

0

3

Магнетический взгляд

То, что известно под названием «магнетического взгляда», есть выражение сильного мысленного требования при помощи глаз, нервы и мускулы которых приспособлены для такого твердого, упорного и продолжительного взгляда.

Свернутый текст

Следующие упражнения очень важны, и я полагаю, что читатель выполнит их. Посредством этих упражнений вы будете в состоянии в короткое время выработать взгляд, который будет чувствоваться другими, и, продолжая их, вы разовьете его силу до такой степени, что немногие способны будут выдерживать ваш взгляд. Это является наиболее интересным упражнением и вам будет приятно замечать возрастание власти ваших глаз, обнаруживающейся на тех людях, с которыми вы приходите в соприкосновение.

Вы скоро также заметите, что люди становятся беспокойными и растерянными под вашим взглядом, а некоторые даже обнаруживают признаки страха, если только вы сосредоточите на них несколько мгновений ваш взгляд. Когда же вы достигнете такого полного совершенства и приобретете твердый магнетический взгляд, вы не променяете такого дара ни на какие богатства.

Конечно, вам не следует удовлетворяться лишь исполнением ниже показанных упражнений, но вы должны производить опыты над лицами, с которыми встречаетесь, и замечать результаты. Полного же совершенства знания относительно силы взгляда вы можете достигнуть лишь благодаря опытам с «живыми людьми».

Упражнения

I. Возьмите лист белой писчей бумаги обычного формата А4, на котором нарисуйте кружок размером приблизительно с пятирублевую монету. Затем затушуйте этот кружок чернилами так, чтобы пятно резко выделялось на белом фоне бумаги. Прикрепите этот рисунок к стене на высоте ваших глаз при сидячем вашем положении. Поставьте свой стул посреди комнаты и сядьте как раз против бумаги.

Направьте пристально ваш взгляд на черное пятно и смотрите твердо, не мигая, на него в течение одной минуты. Когда глаза отдохнут, начните упражнение снова, повторяя его раз пять.

Оставляя стул на прежнем месте, передвиньте бумагу вправо на метр от первоначального положения. Сядьте и устремите свой взгляд прямо на стену против вас, а затем, не поворачивая головы, бросьте свой взгляд направо и смотрите упорно на пятно также в продолжении одной минуты. Сделайте это раза четыре.

Потом, поместив бумагу на метр влево от первоначального места, опять смотрите сосредоточенно на пятно в течение одной минуты. Повторите это пять раз. Продолжайте такое упражнение до трех дней, затем увеличьте время смотрения до двух минут.

Спустя еще три дня увеличивайте время до трех минут и так продолжайте, увеличивая время на одну минуту через каждые три дня. Кто может удерживать свой взгляд пятнадцать минут, тот все равно может направлять столь же сильный взгляд, как и достигший тридцати минут.

Это упражнение в высшей степени важно, и если точно следовать ему, то вы будете в состоянии решительно и твердо смотреть на всякого, с кем бы вы не заговорили. Оно сообщает глазам сильное убедительное выражение и дает возможность бросать пристальный взгляд, который мало кем выносим. Собаки и другие животные станут ежиться под вашим взглядом, действие которого будет обнаруживаться и другими различными способами. Понятно, упражнения эти скучноваты, но каждый будет достаточно награжден за потраченные труды и время на них. Кроме того, глаза будут казаться больше, так как расстояние между веками значительно увеличивается.

II. Вы можете дополнить первое упражнение тем, что во избежание однообразия сделаете некоторые изменения в нем, а также приучите себя смотреть в глаза другим без замешательства.

Станьте перед зеркалом и пристально смотрите в отражение своих глаз так, как было указано в первом упражнении. Время здесь, как и раньше, следует увеличивать постепенно. Это упражнение приучит вас выносить взгляд других, а также и умению придавать своим глазам лучшее выражение, что будет полезно для вас и в других отношениях.

При этом вы будете в состоянии замечать развитие и желание характерного выражения своих глаз, когда они приобретут магнетический взгляд. Это упражнение нужно стараться проводить систематично. Некоторые авторитеты предпочитают это упражнение предшествующему, но мое мнение — лучшие результаты получаются от соединения обоих упражнений.

III. Встаньте против стены на расстоянии трех футов. Прикрепите лист белой бумаги перед собой на уровне ваших глаз. Не сводя направленных глаз на пятно, начинаете вращать кругом головой. Так как это упражнение заставляет вращаться глаза, удерживая в то же время пристальный взгляд на одной точке, то оно дает поэтому значительное развитие глазным нервам и мускулам. Изменять вращение головы следует в различных направлениях; самое же упражнение нужно производить вначале очень умеренно, не утомляя глаз.

IV. Станьте спиной к стене, глядя прямо на противоположную и начинайте быстро перебегать глазами с одной точки стены на другую — направо, налево, вверх, вниз, зигзагами, кругообразно и пр.

Упражнение это следует немедленно прекратить, как только глаза станут уставать.

Прежде чем окончить это упражнение, лучше всего остановить взгляд на точке, на которой и успокоятся глаза от предшествовавшего движения. Это упражнение рассчитано на укрепление нервов и мускулов глаз.

V. Усвоив твердый взгляд, вам нужно развить и уверенность в нем; для этого уговорите кого-нибудь из ваших друзей позволить попробовать на нем ваш взгляд.

Усадите вашего друга против себя на стуле; сядьте также и сами, начиная смотреть спокойно, пристально и твердо в его глаза с просьбой, чтобы и он, насколько мог, тоже смотрел на вас. Вы заметите, что для вас нетрудно будет утомить его и когда он крикнет вам «довольно», то уже будет почти в гипнотическом состоянии. Попробуйте также силу вашего взгляда на собаке, кошке или другом животном, конечно, если вам удастся заставить их спокойно стоять или лежать. Но вы увидите, что большинство из них будут убегать от вас или же отворачивать голову, чтобы уклониться от вашего пристального взора.

Понятно, вы различите спокойный пристальный взгляд от бесстыдно-наглого. Первый указывает на человека с могучей психической силой, тогда как последний свойственен скорее негодяю.

Вначале вы убедитесь, что ваш упорный твердый взгляд приводит в замешательство тех, с кем вы соприкасаетесь, и стесняет тех, на кого вы смотрите, делая их беспокойными и неловкими. Но скоро вы привыкнете к новой своей силе и будете пользоваться ею осторожно, не причиняя смущения другим, но все-таки производя на них сильное воздействие.

Я должен предостеречь вас от всевозможных разговоров относительно ваших упражнений с глазами, так как все это возбудит лишь одно подозрение в людях к вам и создаст в некоторых случаях серьезное препятствие вашему применению своих знаний. Сохраняйте тайну про себя, чтобы ваша сила проявлялась на деле, но не на словах. Кроме этих соображений есть много и других причин, почему лучше молчать о своих новых способностях. Не пренебрегайте этим советом, чтобы не было потом источника сожалений.

Уделите себе для упражнений известное время и не торопитесь без нужды. Следуйте законам природы и развивайте свою силу постепенно, но прочно.

Избегайте мигать, щуриться или неестественно расширять веки. Вы можете освободиться от всего этого благодаря своей воли и самонаблюдению.

Если ваши глаза от упражнений будут утомляться, то ополосните их холодной водой и тотчас же появится облегчение. Уже через несколько дней выполнения упражнений вы заметите сами, что глаза будут мало уставать от них.

0

4

Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить

Голос и манера говорить содержат для внимательного собеседника первичную незамаскированную информацию о партнере по общению. По громкости речи, ее скорости, отчетливости, высоте голоса и окраске его звучания можно понять внутреннее состояние того, с кем вы разговариваете, а это для делового общения очень важно.

Свернутый текст

Громкость речи служит хорошим показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. Сильные изменения громкости свидетельствуют о повышенной эмоциональности, волнении, сопереживании собеседника. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса — показатель нехватки стойкости, склонности к быстрой сдаче позиций при первых же трудностях.

Однако судить собеседника по громкости голоса надо осторожно. Громкий голос может быть специально «сделан» для сокрытия слабого духа, и его обладателя в таком случае можно уподобить путнику в ночном лесу, который от страха начинает громко петь. Чрезмерная громкость голоса может быть и проявлением недостаточной критичности к себе, невладением своими эмоциями, например, у пьяных или в припадке гнева. В то же время слишком тихий голос может быть маскировкой для достижения тайных целей, особенно при общем напряжении говорящего.

Скорость речи всегда соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Если он говорит быстро, напористо, завершая мысль, значит, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает. А если человек говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, — он нетороплив, обстоятелен, тщательно анализирует ситуацию, обдумывает каждый свой шаг. Это свойство ученых и политиков. Обратите внимание — среди политиков, за редким исключением, нет быстроговорящих.

Оживленная, бойкая речь, когда ее течение равномерно, характеризует подвижного, легкого на подъем, уверенного в себе человека. Ускоряющийся темп речи (и соответственно жестикуляции) является свидетельством того, что собеседник все больше вдохновляется, погружаясь в то, о чем говорит. Однако, когда такая речь сопровождается нарушением ритма, это свидетельствует о робости (возможно, только в данной ситуации) и неуверенности собеседника. А в тех случаях, когда оживленная речь становится скачкообразной, к тому же сопровождаемой чрезмерной жестикуляцией, мы имеем дело с возбужденным, торопливым, непостоянным, неуправляемым человеком.

Люди, произносящие слова скороговоркой, глотающие окончания, не связывающие фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни — самая неприятная категория. Если только это не «речевая маска», как у Талейрана. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, бормоча себе под нос, чтобы потом иметь возможность отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.

Замедляющаяся скорость речи (и жестикуляции) — свидетель наступления задумчивости, потери уверенности, включения внутренних тормозов по поводу сказанного.

Если у собеседника прослеживаются заметные колебания скорости речи — перед вами, скорее всего, легко возбудимый, недостаточно уравновешенный человек.

Высота голоса, так же, как его громкость и скорость речи, является показателем внутреннего состояния собеседника. Когда у него высокий пронзительный голос, то это может означать, что он испытывает волнение или страх. Низкий тон голоса, наоборот, говорит о спокойствие и достоинстве собеседника, который знает себе цену.

Следует обращать внимание и на отчетливость речи собеседника. Ясное и четкое произнесение им слов (четкие движения нижней челюсти) свидетельствует о его внутренней дисциплине и потребности точно выразить другому свое мнение. Наоборот, нечеткое, неразборчивое произношение (нижняя челюсть двигается мало) служит показателем внутреннего неуважения к собеседнику. Такой человек даже не заботится о том, чтобы другим было легко его понять.

Окраска звучания голоса, как и другие характеристики речи, содержит для внимательного собеседника большую первичную, плохо поддающуюся маскировке информацию о партнере по общению. Это объясняется тем, что интонации, отражающие психологические черты, так же индивидуальны, как узоры на пальцах. Только актеры могут управлять своими интонациями. У остальных же они безошибочно выдают, что собой представляет человек: добрый он или злой, скромен или чванлив, уважает людей или относится к ним свысока.

Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть не с момента рождения. Двухнедельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску обращенной к нему речи, хотя значение слов начинает понимать гораздо позже. Дети не подойдут к взрослому, если услышат в его речи неприязненный тон, как бы тщательно тот ни пытался его скрыть. Поэтому дети так безошибочно точно делят людей на плохих и хороших.

Голос связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела и органов голосообразования. Глотка, носоглотка, рот, полость носа — это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие — нижние. У каждого человека органы голосообразования имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. И стопроцентно подделать чужой голос практически невозможно.

В криминалистике в этой области развивается целое научное направление. В первую очередь — для составления фотороботов телефонных террористов, шантажистов и прочих преступников по голосу. Так, по голосу можно составить следующие характеристики человека.

Рост. Чем больше гортань и длиннее и толще голосовые связки, тем ниже голос, следовательно, обладателем такого голоса является высокий человек. У высоких также в голосе больше обертонов. Низкорослого человека выдают слабые резонаторы. Бывают, правда, исключения из правил: природа может наградить низкорослого человека большой гортанью или мощными резонаторами.

Возраст. У детей голосовые связки более эластичные, у взрослых — более жесткие, у пожилых — дряблые, голос у них подсевший. Старики говорят медленнее, чем молодые. Обычно человеческое ухо способно определить возраст по голосу с ошибкой в 5-7 лет, эксперт же может ошибиться всего на два года.

Размер рта. Эксперты способны определить его с точностью до миллиметра: тембр голоса у людей с большим и маленьким ртом сильно отличается.

Вес. Люди к старости полнеют, и это отражается на звучании их голоса. Щеки у полных людей пухлые, поэтому тембр голоса у них более мягкий.

Голос можно сымитировать, но нельзя скопировать интонации. Это позволяет создавать, например, компьютеры, открывающие информацию только на голос хозяина. В крупнейших банках мира сейфы запрограммированы не только на парольную фразу, но и на сам голос. И если вы охрипли и ваши интонации изменились — «сезам» не откроется.

Окраска голоса складывается из смешения «головных» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от степени эмоционального участия: когда властвует разум — преобладает «головной» тон, когда человек во власти эмоций — «грудной». Замечено, что голос человека становится благозвучным, когда он удачно разрешит свою личную проблему, поэтому по изменению окраски голоса собеседника можно судить, добились ли мы своей цели, сумели ли его успокоить и помочь. Всем известно, что голос может восприниматься как «мягкий» или «твердый», «теплый» или «холодный».

Металлическое звучание голоса говорит об энергичности и твердости собеседника. Елейный, масленый голос происходит от только изображаемого дружелюбия и фальшивого пафоса. По нему всегда легко разоблачить подхалима.

Особенно важно улавливать следующие различия в окраске звучания голоса: певучая речь (сильное подчеркивание гласных) означает темпераментность, чувственность и типична для людей, которых называют «добряками»; речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными — показатель преобладания разума и воли, точно анализирующего рассудка; монотонный голос указывает на робость, зажатость, скрытность.

Когда высота, мелодичность голоса меняются в очень широких пределах — это показатель открытости, многообразия интересов. Падение тона к концу каждой фразы свидетельствует о мягкости и слабой воле. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у старых людей.

Ритмические колебания высоты тона говорят об оживлении при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Неритмичные колебания, т.е. неравномерное повышение и падение тона, указывают на неуравновешенность собеседника, отсутствие у него стабильности.

Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов — признак глубокой, полной эмоциональной жизни.

Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости говорит о том, что у собеседника целенаправленное, прагматичное мышление, иногда — о нервозности. Такую речь можно встретить у определенного типа бизнесменов с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату.

Внутреннее состояние собеседника можно определить и по дыханию. «Почерк» дыхания, дыхательный стиль изменить так же трудно, как и устоявшийся почерк письма. Дыхание — основа жизни, значит, в нем отражается весь человек. Поэтому знание дыхательно-голосовых нюансов очень полезно для распознавания внутреннего состояния любого собеседника. Рассмотрим эти нюансы более подробно.

Резкий короткий вдох — это знак внезапного удивления или негодующего изумления. Короткий выдох, фырканье или обрывок смеха — показатель презрения.

Шумное, прерывистое, почти судорожное дыхание говорит о крайней степени волнения, возможно начало истерического припадка.

Непроизвольные задержки, затаивание дыхания являются свидетельством внутреннего напряжения, ярких сильных чувств, интенсивной умственной деятельности.

Непроизвольный «перевод духа» стирает уже ненужное напряжение, являясь признаком избавления от страха, показателем благополучного конца чего-либо.

Очень медленное, почти сонное дыхание всегда подчеркивает полную степень освобождения, покоя, абсолютной отключенности от происходящего, а также скуки.

Беспрестанные резкие вдохи и энергичные выдохи — свидетельство, что перед вами нетерпеливый, раздражительный, высоко-эмоциональный, с низким самоконтролем собеседник.

Шумное, сопящее дыхание указывает на человека напряженных влечений, тяжелого нрава и весьма подозрительного. Однако такое дыхание может быть и у человека, страдающего астмой или другим подобного рода заболеванием.

Дыхание ровное и мощное бывает у уверенного в себе, бодрого и неистощимо оптимистичного собеседника. И, наоборот, вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи указывают на подавленного, мнительного, неуверенного в себе собеседника меланхолического темперамента.

0

5

Система запоминания имен и лиц

Запоминание имен и лиц — это очень важная и часто непростая задача. Трудности возникают из-за того, что в большинстве случаев имя не имеет никакой реальной связи с лицом человека. На ранних этапах человеческой истории всё было иначе. В то время люди получали свои имена по ассоциациям: человек, которого каждый день видели покрытым с ног до головы мукой и с руками, выпачканными в тесте, носил фамилию Мельник; если он все время возился со своим или чужим садом, то звался Садовниковым; фамилия кузнеца была Кузнецов и т.д. Но на смену им пришли новые поколения, и фамилия человека стала всё менее соотноситься с его происхождением и родом занятий, ситуация с запоминанием имени осложнилась, и сейчас имя — это просто слово, не имеющее ничего общего с личностью его носителя.

Метод социального этикета Тони Бьюзена гарантирует, что вы никогда больше не попадете в ситуацию, когда будучи почти одновременно представленным пяти людям и скороговоркой произнеся: "Рад познакомиться, рад познакомиться, рад познакомиться, рад познакомиться, рад познакомиться", вы оказываетесь представленным пяти парам обуви, на которые вы в смущении опускаете взгляд, так как даже не надеетесь вспомнить лица своих новых знакомых (в большинстве случаев вы действительно не запоминаете ни одного из них).

Свернутый текст

Метод социального этикета предъявляет к вам два простых требования:

первое — заинтересованность в людях, с которыми вы знакомитесь;

второе — вежливость.

Этот метод напоминает рекомендации из книги по этикету, однако даже авторы таких пособий иногда забывают, что изначально эти правила создавались не просто как строгие регуляторы человеческого поведения, а как средства, призванные облегчить общение. Правилами они стали лишь для того, чтобы людям было проще знакомиться и запоминать друг друга. Из приведённого ниже алгоритма следует выбрать те шаги, которые, на ваш взгляд, лучше всего вам подходят.

Алгоритм применения социального этикета запоминания

1. Мысленно настройтесь на знакомство

Если вам предстоит новое знакомство, дайте себе мысленную установку на успех в этой ситуации. Многие заранее убеждают себя, что плохая память на имена и лица в очередной раз их подведет. Как только вы поверите, что можете развить свою память, то немедленно заметите улучшения. Перед предстоящим знакомством постарайтесь максимально расслабиться и найдите пару минут, чтобы собраться с мыслями, прежде чем предстать перед новым знакомым.

2. Наблюдайте

Знакомясь с человеком, смотрите ему прямо в глаза. Не прячьте взгляд, рассматривая пол у себя под ногами или уставившись вдаль позади собеседника. Рассматривая лицо, обратите внимание на отдельные черты, так как это пригодится вам при запоминании имен и лиц по второму методу. Присмотревшись, вы заметите, насколько непохожи лица различных людей.

Развив наблюдательность, вы сделаете гигантский шаг к улучшению своей памяти. Люди не запоминают внешность новых знакомых в основном потому, что просто смотрят на лицо собеседника, тогда как необходимо внимательно рассматривать и изучать его.

Тренировать наблюдательность лучше на улице либо в общественных местах. Каждый раз давайте себе установку сконцентрироваться на чём-то одном, например, один день вы рассматриваете только носы, другой день — только брови, третий — уши, затем — общие очертания черепа прохожих и т. д. К своему удивлению, вы обнаружите, насколько непохожи лица разных людей. Научившись замечать эти различия, вы разовьете свою память.

3. Слушайте

Сознательно прислушивайтесь, максимально сосредоточившись на звучании имени человека, с которым знакомитесь. Это важнейший момент начального этапа знакомства, на котором большинство людей терпят неудачу, потому что больше думают о том, как бы не забыть имя нового знакомого, чем об его имени как таковом.

4. Просите повторить имя

Даже если вы четко расслышали имя, не стесняйтесь вежливо попросить: "Будьте добры, повторите ваше имя". Повторение способствует запоминанию, каждое повторение во много раз увеличивает шансы на запоминание.

5. Уточните произношение

Услышав имя, немедленно проверьте, правильно ли вы его произносите. Этим вы проявите свою заинтересованность в знакомстве, а кроме того, повторив имя, сможете лучше его запомнить.

6. Попросите произнести имя по буквам

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу написания имени, в вежливой или шутливой форме попросите своего нового знакомого произнести его по буквам. Это опять же позволит вам проявить свою заинтересованность и услышать имя еще раз.

7. Ваше новое хобби — происхождение имен и фамилий

Искренне заверьте собеседника, что вас интересует происхождение имен и фамилий, и вежливо спросите, что он знает о своей (при этом историю собственной фамилии нужно изучить заранее!). Вас может удивить тот факт, что в среднем 50% людей не только кое-что знают о происхождении своей фамилии, но и охотно обсуждают эту тему. В данном случае вы вновь продемонстрируете свою заинтересованность и получите шанс еще раз услышать имя нового знакомого.

8. Обменяйтесь визитками

У японцев обмен визитками считается одним из важнейших социальных ритуалов — они знают, насколько это способствует запоминанию. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы запоминать имена людей, стоит обзавестись приличными визитками, которые вы могли бы раздавать при каждом новом знакомстве. Обычно вы получаете в ответ визитку своего нового знакомого или, по крайней мере, листок с его координатами.

9. Упоминайте имя в разговоре

Исходя из принципов заинтересованности, вежливости и повторения, старайтесь в разговоре с новым знакомым почаще употреблять его имя, что также способствует запоминанию. Кроме того, это положительно влияет на сам процесс общения, вовлекая в него человека, к которому обращаются. Вашему собеседнику будет намного приятнее, если вы произнесете: "Да, как только что сказал Дмитрий..." вместо "Да, как только что он сказал..." (указывая пальцем на того, о ком идет речь).

10. Проговаривайте имя про себя

Во время небольших пауз в разговоре оценивающе взгляните на собеседников, а также на тех, о ком идет речь, и повторите про себя их имена. Такое мысленное проговаривание должно войти у вас в привычку.

11. Отлучаясь, проверяйте себя

Отойдя за напитком для себя или кого-то из своих новых знакомых либо отлучившись по какой-то другой причине, проверьте, как вы запомнили имена своих собеседников, их произношение и написание, а также те сведения о происхождении их фамилий, которые удалось узнать. К этому стоит добавить любые другие интересные моменты вашего общения. Таким образом, вы выстроите вокруг каждого имени ряд ассоциаций, создав в мозгу разветвленную карту, которая во много раз повысит вероятность припоминания этих имен.

12. Прощаясь, повторите имя

Прощаясь с человеком, произнесите его имя. Таким образом вы совместите сразу два аспекта запоминания — первичности и новизны, соединив таким образом начальный и финальный моменты периода заучивания.

13. Лишний раз повторите

а.) Мысленно. Расставшись с новыми знакомыми, немедленно переберите в уме их имена и лица.

б) Используя фотографию. По возможности (например, на вечеринке) старайтесь запечатлеть на фотографии лица ваших новых знакомых.

в) Используя личную картотеку. Ведите картотеку, занося на каждую карточку только время, место и дату знакомства с тем или иным человеком.

14. Принцип обращения

По возможности старайтесь применить все приведенные выше рекомендации с точностью наоборот. Например, знакомясь с человеком, повторяйте не его, а свое имя, произносите его по буквам и, если это уместно, даже расскажите о его происхождении. При любом удобном случае старайтесь вручить новому знакомому свою визитку. Говоря о себе, повторяйте свое имя. Это поможет собеседнику запомнить вас, а также побудит его вместо безликого я почаще употреблять свое имя или фамилию. Это не только является проявлением вежливости, но делает общение более тесным, дружеским и непринужденным.

15. Не торопитесь

Из-за неловкости и волнения, возникающих в момент знакомства, многие стараются как можно быстрее покончить с ним. Люди с прекрасной памятью на имена и лица, а также авторы принципов социального этикета советуют не торопиться и хотя бы по разу обратиться лично к каждому из новых знакомых. Примером здесь может послужить королева Англии, поступающая подобным образом в любой ситуации.

16. Превратите знакомство в игру

Если вы превратите запоминание имен и лиц в захватывающую игру, правое полушарие вашего мозга получит большую свободу для построения ассоциативных связей, которые являются основой хорошей памяти. У детей, в отличие от взрослых, память на лица и имена лучше, и не потому, что их мозг совершеннее, а из-за того, что они неосознанно применяют все принципы запоминания.

17. Примените принцип "Плюс один"

В среднем при знакомстве человек запоминает имена и лица двух-трех людей из тридцати. Поставьте себе цель запомнить на одного человека больше. Так вы настроитесь на успех и избавитесь от неверной установки с первого раза запомнить все имена. Применяйте принцип "Плюс один" каждый раз в новой ситуации, и успех в запоминании лиц и имен вам гарантирован.

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Непознанное » Мимика, взгляд, поза и жесты