ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Шар пророчеств » Сны


Сны

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Ужасное облегчение

Немецкая социологическая компания GfK провела любопытный опрос. Исследователи решили выяснить, какие кошмары чаще всего снятся людям. Лидирующими оказались сновидения про падение в пустоту – их пережили более трети опрошенных. Второе место заняла погоня. Почти четверть сновидцев просыпаются в холодном поту от сюжетов, связанных с опозданием на работу или важную встречу. Однако сны – это не только персональные «фильмы ужасов». По словам экспертов, они играют важную роль в жизни человека. Взрослым они указывают на проблемы с психологическим или физическим здоровьем, а детям помогают привыкать к стрессовым ситуациям.

Свернутый текст

Сомнология – наука о снах – появилась совсем недавно. И хотя человечество издревле пыталось толковать сновидения, феномен этот пока мало изучен. Прямого доступа у исследователей к нему, как к чему-то реальному, нет: его нельзя ощупать или взвесить. Поэтому приходится руководствоваться косвенными указаниями лабораторных экспериментов и результатами диагностических приборов.

«Сновидения – неотъемлемая часть сна, активное состояние мозга, которое выполняет множество важных функций, – объяснила «НИ» доктор медицинских наук, сотрудник Московского городского сомнологического центра Елена Корабельникова. – Они осуществляют функцию психологической защиты, помогают перерабатывать полученную информацию, эмоционально разгружают спящего. Сновидения связывают сознательную и бессознательную психическую деятельность, нередко позволяя человеку решать творческие задачи и прогнозировать будущее. Яркий пример – таблица химических элементов, идея которой пришла Менделееву во сне».

Во сне стираются границы между реальностью и вымыслом, и человек может испытывать как настоящее удовольствие, так и панический страх. Среди сновидений кошмары, пожалуй, вызывают у людей наибольший интерес. Создавая причудливые пугающие образы, безжалостно помещая спящих в безнадежные ситуации, они заставляют их просыпаться в холодном поту, нередко оставляя после себя неприятный осадок на целый день.

«Швейцарский психотерапевт Карл Юнг еще в первой половине XX века составил классификацию кошмаров, – рассказал «НИ» кандидат психологических наук Восточно-Европейского института психоанализа Сергей Авакумов. – В первую группу входят страшные ситуации, из которых можно найти выход, либо договорившись с пугающим персонажем, либо убежав от него. Вторую составляют сны-катастрофы, которые не дают спящему такой возможности».

По словам Сергея Авакумова, чаще всего кошмар – реакция мозга на постоянные переживания и боязнь чего-либо. «Рейтинг кошмаров, который составили немецкие социологи, вполне справедлив для всего современного общества, – говорит ученый. – Падение в пропасть может отражать, к примеру, опасения потери работы, изменения социального статуса. Такие сны сейчас широко распространены, в особенности среди людей от 30 до 50 лет. Преследование можно рассматривать, как желание избавиться от каких-то качеств характера. Кошмар, связанный с опозданием, отражает бешеные ритмы нашей жизни, постоянную нехватку времени».

Кстати, дети видят кошмары гораздо чаще взрослых. «Дело не только в их повышенной впечатлительности и способности к фантазированию. Каждый день ребенку приходится сталкиваться с колоссальным объемом информации, – рассказала Елена Корабельникова. – И устрашающее сновидение – своего рода механизм по мощной переработке всего того, что малыш пережил или узнал, а также способ адаптации его к стрессовой ситуации, своего рода подготовка к взрослой жизни».

Обращать внимание на кошмары стоит только в том случае, если они регулярно повторяются, считают сомнологи. «Это признак физиологических или психологических проблем, – объяснила Елена Корабельникова. – Если снится, что вас душат, возможно, это связано с болезнью дыхательных путей. Ранения или удары в живот – предположительно, страдает желудочно-кишечный тракт». В других случаях искать в снах подтекст не стоит. Через кошмар человек освобождается от информационной нагрузки и насущных проблем и снимает стрессы, несмотря или даже благодаря порой очень неприятным образам и сюжетам.

Андрей ЛЕОНОВ

Источник: «Новые Известия»

0

2

Совместный сон с женщиной отнимает у мужчины силу мозга

Австрийские ученые утверждают, что совместный сон с женщиной временно снижает силу мужского мозга.

Когда мужчины проводят ночь с кем-то еще их сон нарушается, независимо от того, любят они этого человека или нет, что влияет на их умственные способности на следующий день.

В то же время, у женщин дела со сном вдвоем обстоят лучше, потому что их сон более глубок.

Профессор Герхард Клоеш из Венского Университета изучил восемь неженатых и бездетных пар в возрасти до 30 лет. Каждую пару попросили провести 10 ночей вместе и порознь, в то время как ученые наблюдали за ними с помощью приборов.

На следующий день пары проходили простые тесты на распознавание, а также проверялись на уровень гормонов стресса.

Хотя мужчины сообщали о том, что спали лучше с партнершей, их успехи в тестах были хуже женских, что дало ученым предположить о нарушении сна.

Женщины же не только высыпались, но и делали это за меньшее время, чем обычно.

Доктор Нейл Стейнли, изучающий вопросы сна, сказал: «Исторически никогда не подразумевалось, чтобы мы спали в одной и той же постели. Делать так достаточно неестественно».

«Делить пространство постели с кем-то, кто шумит и с кем приходится бороться за общее одеяло - не очень разумная вещь».

0

3

Учимся разгадывать сны

    Сны разгадывать на самом деле, не так уж и сложно. Сон представляет собой некую зарисовку, иллюстрацию, психологической ситуации сновидца. Сон пользуется своим, особым, символическим  языком для передачи, содержащейся в нем информации. Он не может рассказать так, как рассказал бы вам человек в обычной жизни. Он пользуется языком образов. Это тот язык, который ему доступен. Сон происходит из подсознания, а подсознание мыслит способом, отличным от способа мысли, нашего обычного сознания.

Свернутый текст

    Главное, надо понимать, что все предметы, все люди, вся обстановка сна, составляют один сюжет, и работают на передачу какой-то мысли или какого-то понятия. Каждый предмет сна, надо рассмотреть в контексте того,  какую мысль и какое понятие, он может означать в реальной жизни. Мы просто переводим значение одного символа - как это делается допустим, с английском зыком - на его  значение в реальной жизни. Возьмем, для примера реальный сон и попробуем его разобрать.

У меня рядом с домом есть большой пруд, так вот приснился сон якобы я гуляю вокруг него со  своим репетитором по истории (приятная женщина лет 50) так вот, мы ходим вокруг пруда глубокой ночью, фонри не светят и непонятно как мы видим друг друга, и везу пустую детскую коляска, так мы проходим круг или два и внезапно становится светло, ясно и солнечно. и вдруг мы видим перед собой рассыпанные инструменты, мы начинаем их собирать, за тем я беру молоток и роняю его в воду, потом, ложась на мостик (которого на самом деле нет) пытаюсь водя рукой в воде его достать. Чтобы  это значило?

    Сначала мы читаем весь сон и воспринимаем его как небольшую пьесу, спектакль, несущий определенный смысл. Этот спектакль, о чем-то говорит. Нам надо  понять о чем ? Еще раз подчеркиваю это что, все символы сна, работают на одну сюжетную линию и показывают ситуацию самого сновидящего или ситуацию других людей, имеющую к нему прямое отношение. Что бы не происходило во сне, все это в любом случае, имеет прямое и непосредственное отношение к сновидящему.

    Сначала воспринимаем общую атмосферу сна. Потом выделяем отдельные объекты и пытаемся понять их значение. Объектов как правило много, но надо выделить из них значимые. Те, которые явно на что-то намекают. В данном сне это: Женщина репетитор лет 50; глубокая ночь; фонари, которые не горят; пустая детская коляска; рассыпанные инструменты; молоток, который роняют в воду. Анализируем сам сон и пытаемся понять, что означает каждый предмет в нем, в реальности.

Большой пруд, в данном сне, это скорее, просто общий антураж и особого, конкретного смысла не несет. Рядом с домом указывает на личную ситуацию сновидящего. Что может значить: репетитор. Переводим этот символический образ, в плоскость реальной жизни. Для чего служит репетитор? Он обучает, натаскивает человека по тому предмету, который он, не очень хорошо знает. Она (репетитор), гуляет рядом со сновидцем. Из этого, мы делаем вывод, что сновидцу требуется наставник. Что бы кто-то наставлял и вел его по жизни. Что сам он, этого не умеет и ему требуется помощь более старшего (ей 50 лет) и более опытного человека. Дело происходит глубокой ночью. Обычно, в это время не гуляют. Этим сон показывает, что человек блуждает в потемках - глубокая ночь. "Фонари не светят" - этим сон подчеркивает ситуацию - блуждания в потемках. Сновидец везет пустую детскую коляску. В реальности, это всего лишь коляска для ребенка. Что означает: везти пустую, детскую коляску?

Как это перевести на наш, обычный язык? Везти пустую коляску, может означать - "пустоту", точнее "пустое занятие". Детская означает, что это  либо это имеет отношение к ребенку, либо указывает на "детскость" сновидящего. Имеет значение, кому принадлежит  коляска, и кто ее везет. Если это женщина, то это может означать ее неудачи в желании иметь ребенка (она пустая). Если это мужчина, и он не женат и не имеет подруги, то разговор о детях, вряд ли уместен (хотя, совсем и не исключен). Если это ваша хорошая знакомая, то это может указывать на "детскость" и "пустое занятие" уже в отношении нее. Здесь, мы делаем вывод, что сновидящий занимается каким то пустым занятием. "Так они делают круг или два" - что можно понимать как : "хождение по кругу" или другими словами "не может решить свой вопрос".  "Внезапно, становитьмя светло"- означает, что внезапно ситуация проясняется, становиться видимой.

    "И они видят, рассыпанные инструменты". Что значит инструменты, в реальной жизни?  Ими работают, они служат помощью в труде. Берем эту мысль труда и делаем вывод, что у сновидца, с этим не в порядке - "инструменты рассыпаны". Видимо, это значит, что "дело заброшено" (его дело). Он "берет молоток, но роняет его в воду" Что может означать молоток, по сравнению с другими инструментами. Что делают молотком? Им бьют, забивают, заколачивают. Здесь надо немного дистанцироваться от подробностей и взять общую идею. А именно, молоток более явно, (в отличие от отвертки, например) более энергично, показывает символику труда. С помощью "молотка" сон показывает, что надо энергично взяться за дело. "Вода" в большинстве снов, означает "подсознание".

"Уронить" молоток в воду, означает уронить, опустить эту проблему вглубь. То есть, человек "бросает, это дело",  не зная, как ему поступить и проблема остается нерешенной. Но в данном сне, сновидец пытается достать молоток из воды и это говорит о том, что он предпринимает попопытки, решить эту проблему. Это, очень положительный момент, в этом сне. Он показывает, что сновидящий, пытается что-то делать и одновременно дает совет. Совет, что именно это и нужно.

    Еще раз подчеркиваю это что, все символы сна, работают на одну сюжетную линию и показывают ситуацию самого сновидящего или ситуацию других людей, имеющую к нему прямое отношение. Что бы не происходило во сне, все это в любом случае, имеет прямое и непосредственное отношение к сновидящему.

Вот, краткое, готовое описание анализа  сновидения:

   Репетитор по истории, может символизировать опеку, руководство более опытного человека. Гуляете вы, глубокой ночью (вообщем, не время для прогулок), что может означать, что вы бродите "впотьмах" и вам нужен наставник - фонари, кстати, то же не горят. Вы везете пустую, детскую коляску, что может означать, какое-то напрасное дело и намекает на детство. Внезапно, становиться ясно и вы видите, рассыпанные инструменты. Это может означать, что "дело брошено", что надо работать. Вы роняете молоток. Молоток, можно понимать, как инструмент для наиболее энергичной работы. Взять в руки молоток и ударить наконец по наковальне или забить нужный гвоздь, в нужное место. Вы роняете молоток в воду, что может означать, опускание проблемы в подсознательное. Но, вы пытаетесь его достать, это очень хороший признак. Вам, обязательно надо его достать и взяться за дело. 

0

4

Причины возникновения снов










    СНЫ ЯВЛЯЮТСЯ НЕОТЕМЛЕМОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАШЕЙ ЖИЗНИ ,  КАК И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ НАШИ ПОВСЕДНЕВНЫЕ ДЕЛА. ВСЕ ТЕ ОБРАЗЫ КОТОРЫЕ МЫ ВИДИМ ВО СНЕ ЭТО ТОЧНО ТАКАЯ – ЖЕ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ КАК И ВСЕ ТЕ ЧУВСТВА МЫСЛИ И ЭМОЦИИ КОТОРЫЕ МЫ ИСПЫТЫВАЕМ СОПРИКАСАЯСЬ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ОБЫЧНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ. ВСЕ ЭТО ЕСТЬ НАША ЖИЗНЬ КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ПРОЦЕССОМ.

    Упрощенное понимание снов – это условная, зрительная реализация тех наших желаний, которые нам не удается осуществить в реальной жизни, в силу тех или иных причин.
Предположим вы долгое время трудитесь на вашей работе, а начальство все никак не дает вам отпуск. Или не получается накопить достаточное количество денег на хорошую путевку. А вы все это время мечтаете о море и  солнечном пляже. В небольшие минуты отдыха, или вернувшись домой, и покончив с рутинными делами, сидя в кресле, вы представляете себе залитый горячим солнечным светом пляж, желтый песок, шум набегающих на берег волн, запах морской свежести, крики чаек, уходящий далеко-далеко горизонт...

Поужинав и посмотрев телевизор вы идете спать. По мере погружения в сон и ухода от той реальности, в которой вы были до этого, вы оказываетесь в иной - психической реальности. Вы оказываетесь на залитым солнечным светом пляже, лежите на горячем песке и смотрите на набегающие волны. Вы встаете и с разбегу прыгаете в прохладную, освежающую морскую воду, чувствуете на губах соленый привкус. Вдоволь накупавшись, вы выходите на берег, всем телом чувствуя жар летнего солнца, и по горячему песку, приятно щекочещему ступни, идете в бар выпить прохладного коктейля... В данной ситуации сон реализует то ваше желание, которое на данный момент невыполнимо. Он дает вам то, чего вы так хотите, в чем нуждаетесь. Это наиболее простой пример расшифровки сна. Причинно-следственная связь здесь предельно проста: вы хотите поехать отдохнуть – во сне вы едете и отдыхаете. По этому простому принципу построены все сны. Сложность заключается в том, что большинство снов имеет более сложное и запутанное содержание и задача заключается в том, чтобы расшифровать о чем гoворит данный, конкретный сон.

0

5

Общая методика анализа снов
( Юнгианский подход )

 

Свернутый текст

   Сны занимают треть нашей жизни, но люди чаще всего не обращают на них внимание, если это не кошмары. Некоторые даже утверждают, что не видят снов, хотя по результатам исследований выясняется, что на самом деле они их не помнят. Происходит это в основном из-за непонимания языка снов, неумения ориентироваться в образах и чаще всего - из-за неприятия правды о себе самом. Естественная защита эго от непонятного - забыть его, или отнестись небрежно и свысока. Так оно избегает неприятных для себя известий, проводя "страусиную политику", потому что очень ревниво относится к своей целостности и исключительности. Но не во все времена было так, раньше да и сейчас во многих не-западных культурах снам отводилась значительная роль как в жизни общины, так и индивидуума. В основном это обусловлено более слабым, еще не закостеневшим сознанием, как у современного "западного человека". Это длинная тема - сновидческая традиция, да и в Европе во времена античности и средневековых алхимиков ко снам относились серьезно. Часто серьезное отношение ко снам приписывают "примитивным" культурам или суевериям, тем самым оправдывая собственное незнание или неумение. Редко когда человек может с честностью себе признаться - "я не знаю, что с этим делать". Потому что отсюда следует, что треть его жизни проходит втайне от него. И для некоторых это может быть серьезным крушением наивного убеждения, что его жизнь проходит только в сознании и контролируема только им. Немало в поддержание этого отрицательного имиджа вложили и составители различного рода сонников и шарлатаны.

     Только в нашем веке в западной мысли, наметился прорыв в этой области, благодаря Зигмунду Фрейду и его психоанализу. И хотя, сейчас фрейдовский психоанализ никто уже не использует, это все же был серьезный прорыв в стене неприязни ко снам и своему бессознательному. Именно Фрейд, связал вместе эти два понятия, наглядно показав, что сны тесно связаны с сознательной жизнью индивида и несут некое послание. (Мы используем здесь язык психологии, так как он наиболее понятен современному человеку. То же самое, можно сказать и любым другим языком - магии, оккультизма, любой религии, эзотерики, философии и пр.) Сейчас уже мало кто сомневается в существовании бессознательного, хотя редко кто и задумывается над тем, что это значит для него как личности. Принимая этот факт, все же откладывают его в сторону, закрывая глаза на неизбежно вытекающие последствия и выводы. Какая же связь между сном и бессознательным?

      Сон в нашем понимании - ДРУГОЙ режим восприятия, отличный от обычного дневного. Этот режим отличается прежде всего ослаблением эго-комплекса, его установок и ограничений, что непосредственно дает бессознательному себя проявить в большей мере, чем в дневном сознании. В сознательной жизни бессознательное проявляется обычно в виде оговорок, курьезов, поступков, которые мы не понимаем, как могли такое сделать, внезапно возникших мыслях, озарениях и интуиции, хотя каждая возникшая в голове мысль имеет свой источник в бессознательном. Во снах же при ослабленном, "отдыхающем" эго-сознании* , бессознательное врывается в виде образов, которые уже мало интерпретированы сознанием, поэтому так и непонятны для нас, если мы пользуемся обычной дневной логикой. (* Во сне человек приближается к архаическому состоянию психики, бытию древнего человека. В связи с этим можно вспомнить про "время сновидений" у австралийских аборигенов, которое по легендам предшествовало нынешнему времени.) Другой вопрос состоит в том - имеют ли эти образы какой то смысл? (Вопрос этот слишком обширен, так как не каждый может ответить четко, имеет ли смысл его "дневное" сознательное существование? Но почему-то к бессознательному выдвигается именно такая претензия и ожидание, что у него обязательно должен быть четко определенный смысл, а иначе - не стоит и обращать внимание.) Мы утверждаем что ДА, подтверждение этому - практика. Впрочем, ответ на этот вопрос каждый должен дать самому себе, это будет наиболее убедительно. Наша же задача заключается в изложении теории и помощи в практическом анализе сновидений. Мы можем помочь понять язык бессознательного, но не сделаем чуда - на это способен лишь сам сновидец. (Смотри также "Цели и задачи".)

Язык бессознательного

      Язык бессознательного, с которым мы имеем дело во снах, трудно понимаем сознанием, и до конца не может быть понят. Когда мы разбираем сны, не нужно тешиться надеждой, что ВСЕ аспекты будут разгаданы, поняты и ассимилированы в сознании. Утверждая что-то насчет бессознательного, мы никогда не можем сказать "это точно так", можно только приближаться и говорить что-то косвенно - более или менее близко к сути, так как утверждения - продукт сознания, а значит понятиями сознания и ограничены. Итак, что же является важным, а что нет, в анализе сна? Ответ - ВСЕ, абсолютно все. Бессознательное не знает случайностей, любой момент сна, будь он обыденным или фантастическим, приятным или отталкивающим, привычным или неожиданным - ни в коем случает не второстепенен. Все является символами, с помощью которых бессознательное и передает идею сознанию. Язык снов (он же язык символов) очень метафоричен, нельзя его понимать буквально - тем самым мы ограничиваем символ до знака, неизбежно теряя при этом множество аспектов образа в сновидении и его значений для сновидца. "Не надо непременно приписывать бессознательному психологию сознания. Его ментальность инстинктивна; у него нет развитых функций; оно мыслит не так, как мы понимаем "мышление". Оно просто создает образ, отвечающий состоянию сознания, содержащий в себе столько же мысли, сколько и чувства, и является всем чем угодно, только не продуктом рационалистической рассудочности. Скорее можно было бы обозначить такой образ как художническое видение." Образы, используемые бессознательным, берутся из нашей дневной, в большинстве сознательной, жизни. Из них формируется послание сознанию, в этом же и заключается ключ к толкованию сна, ибо нам снится ЗНАКОМОЕ, не чуждое. Конструкцию из этих знакомых элементов в неповторимой мозаике мы и видим во сне. "Выражаясь метафорически, бессознательное находится в таком же положении, как и человек, увидевший или испытавший нечто необычное и желающий поделиться своими впечатлениями с другими людьми. Но так как то, с чем он столкнулся, никогда еще не было сформулировано с помощью понятий, ему не хватает средств для того, чтобы выразить это. В подобной ситуации человек обычно предпринимает многократные попытки объяснить случившееся. Пытаясь вызвать у слушателей ответную реакцию, он интуитивно использует аналогии с уже известными фактами, дополняет и развивает свою точку зрения до тех пор, пока не убедится в том, что его поняли правильно." Бессознательное выбирает из мира то, что наиболее точно выражает суть передаваемого послания, обычно это вещи, которые наиболее завладевают нашим ВНИМАНИЕМ на протяжении дня или жизни. Это может быть и работа, и хобби, и какие-то важные события, все, что способно нас "расшевелить".

Запутанность снов

     "Может показаться странным, что подсознательное мышление распоряжается своим содержимым совсем не упорядоченным образом, который, казалось бы, является привычным для нашего бодрствующего, дневного образа мыслей. Любой, кто попробует вспомнить, что ему приснилось, обнаружит это различие, являющееся одной из главных причин, почему нам обычно так трудно понять свои сны. С точки зрения обычного опыта, приобретенного в бодрствующем состоянии, они не имеют смысла; поэтому мы склонны либо пренебречь ими, либо признать, что их содержание ставит нас в тупик." Многие сетуют на то, что сны запутанны и непонятны, они не подчиняются логике дневного сознания. Но если присмотреться повнимательнее, то наши дневные мысли и понятия, которыми мы оперируем, совсем не такие четкие и определенные, как нам хотелось бы думать. Каждое понятие, каждая мысль неизбежно "пускает ростки" в подсознание и окрашивается индивидуальным содержанием, которое субъективно и меняется от человека к человеку. "Разумеется, эти оттенки психического восприятия различны у разных людей. Каждый из нас индивидуально воспринимает абстрактные или общие понятия, и, соответственно, каждый по-своему интерпретирует и применяет их. Когда я использую в разговоре термины "государство", "деньги", "здоровье" или "общество", я предполагаю, что мои собеседники понимают их более или менее так же, как и я. В этом "более или менее" вся соль. Любое слово имеет чуточку отличающееся значение у разных людей, даже если они одного культурного уровня. Так происходит, потому что общее понятие, пройдя через призму индивидуальности, трактуется и применяется каждым слегка по-своему. Отличия в трактовке, разумеется, возрастают, когда социальный, политический, религиозный или психологический опыт собеседников значительно разнится.

     До тех пор, пока понятие исчерпывается своим названием, вариации в его понимании почти не ощутимы и не имеют практического значения. Однако, как только оно требует точного определения или тщательного объяснения, то появляются самые невероятные трактовки, и не только в чисто интеллектуальном понимании термина, но особенно в его эмоциональной окраске и способе применения. Как правило, эти различия являются неосознаваемыми и таковыми остаются. Казалось бы, подобные различия можно было бы отбросить как излишние и преходящие нюансы, имеющие мало общего с будничными потребностями. Однако сам факт их существования показывает, что даже самое обыденное содержимое сознания имеет оттенок приблизительности. Даже тщательнейшим образом сформулированные философские или математические понятия, не имеющие, по нашему убеждению, иного содержания, чем вложенное нами, на самом деле наделены более широким значением, чем мы предполагаем. Это - психическое явление, и как таковое оно познаваемо не полностью. Даже числа, используемые при счете, и те представляют из себя нечто большее, нежели мы думаем. Они несут еще и мифологическую нагрузку (а пифагорейцы обожествляли их), о чем мы, конечно, не задумываемся, складывая или перемножая их. Если сказать коротко, то у каждого понятия, имеющегося в нашем сознательном мышлении, есть свое ассоциативное соответствие в психике. Ассоциация, соответствующая понятию, может быть более или менее яркой (в соответствии с важностью этого понятия для нашей индивидуальности или в увязке с другими идеями и даже комплексами нашего подсознания) и может изменять "обычный" смысл понятия. Временами - при смещении под порог сознания - этот смысл значительно видоизменяется." Во снах же мы видим эти понятия в ПОЛНОМ объеме, вместе с ассоциациями и их подознательным для нас значением, которые мы отбрасываем в дневном сознании рационализацией. Для удобства же сознания и успешной (более или менее) коммуникации между людьми неизбежно приходится жертвовать множеством оттенков употребляемых понятий. Естественно, что это забывается и не учитывается, из-за этого часто происходят непонимания, нарушения в человеческом общении. "Подобные случаи (а они не редкость) не означают какой-то преднамеренной маскировки со стороны сна - дело здесь в нашем малом умении понимать эмоционально заряженный, образный язык.

     Повседневность требует от нас точности и четкости в формулировании слов и мыслей, и мы научились обходиться без фантазии с ее приукрашиванием действительности, утратив тем самым качество восприятия, присущее нашим первобытным предкам. Почти поголовно мы перепоручили подсознанию все необыкновенные психические ассоциации, порождаемые вещами или идеями. Первобытный же человек, напротив, знает их психические аналоги и поэтому наделяет зверей, растения, камни силой и качествами, которые для нас непонятны и неприемлемы." Нередко в сон вплетаются общечеловеческие мотивы, сказочные, мифические и даже пословицы. Все эти образы имеют источник - архетипы в коллективном бессознательном. "Я припоминаю один свой сон, который мне трудно было истолковать. Мне снилось, что какой-то человек пытается зайти мне за спину и запрыгнуть на меня. Я не был с ним знаком в реальной жизни, хотя знал, что он как-то раз подхватил одну из моих фраз и переиначил ее, изменив смысл на гротескно противоположный. Я никак не мог уловить связь между этим фактом и попытками возникшего во сне человека взгромоздиться на меня. Вместе с тем, в моей профессиональной практике часто происходило искажение моих слов - так часто, что я перестал даже рассуждать, стоит ли обижаться. Вообще-то, неплохо бы сознательно контролировать свои эмоции - как я вскоре понял, в этом и заключался урок сна. Здесь оказалось зрительно обыграно австрийское простонародное выражение "Du kannst mir auf den Buckel steigen" ("Хоть на закорки мне залезь"), достаточно обычное в разговоре и означающее: "Мне все равно, что ты обо мне говоришь". Его американский эквивалент, который вполне мог бы присниться так же наглядно, гласит "Искупайся-ка в озере"."

Влияние индивидуальности на образы в снах



     Некоторые образы, являются выражением архетипов с неизбежной персонализацией, то есть преобразованными под нужды конкретной личности-сновидца. Поэтому важно учитывать, что значат символы для конкретного человека. "Возьмем, например, сон, в котором встречается число "тринадцать". Принципиально важно, верит ли увидевший этот сон в несчастливые качества этого числа или же сон указывает на иных приверженцев суеверий. От того, каков ответ на этот вопрос, будет зависеть и толкование. В первом случае необходимо учесть, что "заклятье" числа "тринадцать" еще довлеет над личностью сновидца (значит, ему будет не по себе и в гостиничном номере под этим числом, и в компании из тринадцати человек). В последнем случае "тринадцать" - не более чем неучтивое или даже оскорбительное упоминание. Очевидно, что у рационального человека это число лишено присущей ему эмоциональной окраски." "Обобщая, можно сказать, что верить сонникам крайне неразумно. Ни один встречающийся во сне символ нельзя отделять от личности его увидевшего, поэтому ни один сон не может быть истолкован прямо и однозначно, как это делает энциклопедический словарь, разъясняя понятие за понятием. У каждого человека столь индивидуален метод компенсирующего и дополняющего воздействия подсознания на сознание, что нельзя быть уверенным в том, что сны и их символика вообще поддаются классификации." Но существуют и часто встречающиеся типичные сюжеты как полет, падение, появление в общественном месте в голом виде, преследование дикими животными или борьба с кем-то бесполезным оружием, однако ВСЕГДА следует рассматривать их в полном контексте сна, не придавая им определенного раз и навсегда значения. Часто повторяющиеся сны могут указывать или на дефект в мировоззрении сновидца, обычно после психологической травмы, вызванной предубеждением против чего-либо, или на какой-то значительный поворот в судьбе в будущем. Кошмары же являются указанием на какой-то важный аспект, появившийся в жизни сновидца, или на конкретную проблему, задерживающую развитие индивидуума.

                                             

                                              Важность анализа снов

     "Для стабильного функционирования разума и психологического здоровья необходимо, чтобы подсознание и сознание были неразрывно связаны между собой и действовали скоординированно. Если связь рвется или "диссоциируется", происходит психологическое расстройство. В этом плане символика сновидений играет роль курьера, передающего послания от инстинктивных к рациональным частям разума. Расшифровка этих символов обогащает оскудевшие возможности сознания, оно учится вновь понимать забытый язык инстинктов." Каким бы сон ни был - плохим, хорошим, странным, это твой сон. Его можно любить или не любить, но это часть твоей жизни. Избегая думать о снах или толковать их, пренебрегая ими, мы закрываем глаза на действительность, на треть своей жизни, которая не менее важна, чем сознательная - дневная, которая сама подвергается значительному влиянию бессознательного. Анализ снов можно сравнить с усваиванием жизненно важного урока, необходимого для дальнейшего жизненного пути. Мы как будто нагружаемся во снах каким-то посланием, идеей и, анализируя, перерабатываем сырье, питая сознание и свою индивидуальность, ассимилируя новые, важные для нас содержания, а также укрепляя эту магическую связь между сознанием и бессознательным, ту связь, которой не хватает для целостности индивидуума. Признаком успешного анализа является состояние. Состояние легкости, полноты, целостности. Это невозможно описать, но каждый, кто сталкивался с ним, поймет о чем речь. Сам процесс анализа снов - это их неделание, выражаясь другим языком.

Практический метод анализа снов

     Начать анализ, стоит с ДЕТАЛЬНОГО описания сна, не пренебрегая ничем. Обстановка (справа-слева), цвета (или их отсутствие), персонажи, их одежда, неувязки и эмоциональные реакции во сне - ВСЕ имеет значение. Детали - это ключ к пониманию языка снов; разбирая только сюжет, мы стреляем из пушки по воробьям. Очень незначителен шанс попасть. С другой стороны, привязка к деталям или разбор вырванного из контекста образа не дает нам увидеть общую картину и понять смысл послания. Подход к каждому сну должен быть отстраненным, как будто это не твой сон, а чужой. Нужно узнать все о символах, встречающихся в снах, но начиная анализ - все забыть. Каждый сон пусть будет новым листом, tabula rasa. В первую очередь смотрим на сон и выписываем общую идею, если таковая есть. Процесс выписывания также важен и не стоит им пренебрегать, делая разбор устно. Смотрим более детальнее и выписываем темы, которые возникли. Следующее: нелепости, несоответствия в каждой теме. Постарайся их разглядеть, сопоставь с дневной жизнью, спроси себя: бывает так в дневной жизни? Выпиши эти нелепости-плеоназмы. Проговори вслух, в чем именно она состоит, где издевка-смысл-намек. Часто они являются "проделками трикстера", своеобразным юмором бессознательного, указывающим на какой-то дефект или мешающую установку сознания (мешающую развитию личности). Следующее: количество персонажей, их пол, их "национальная" принадлежность, одежда, внешность. Отдели знакомых от незнакомых, посмотри, какую функцию они несут по отношению к сюжету. Формулируй предложения так, как если бы ты рассказывал событие маленькому ребенку. Выписывай все сказуемые, в ряд, отдельно от сна. Сказуемые - это твои действия. Иногда (да часто) они отражают твою дневную жизнь и состояние. Когда выпишешь их все из сна, посмотри, не имеют ли они аналога в твоей дневной жизни - не повторились ли они в сон. Возможно, на осознание его смысла у тебя уйдет не день и не два. Это не значит, что ты должен целыми днями сидеть над тетрадкой и "думать". Нет. Выдели время, определенное для работы со снами. Пусть это будет полчаса в день в определенное время. И делай, каким бы дурацким и бессмысленным тебе это занятие ни показалось. Главное - соблюдать условия "состояния". Когда оно наработается, озарения по поводу снов начнут приходить в самое разное время - и в следующем сне, и во время обеда, и во время разговора с соседом. Необходимо время от времени перечитывать свои старые сны - увидеть их логику последовательную, увидеть повторения, когда бессознательное на разные лады старается сообщить тебе что-то - разными образами, разными действиями, разными символами и прилагательными. Просмотр прошлых снов также помогает понять некоторые аспекты, что были пропущены в анализе, а также выстроить примерный ряд развивающихся событий, и возможно - их предопределение.
         

                                                           И в заключение

     "Сны могут быть безжалостными истинами, философскими сентенциями, иллюзиями, дикими фантазиями, воспоминаниями, планами, предвосхищением событий, даже телепатическими видениями, иррациональными переживаниями и Бог знает чем еще. Нельзя забывать: почти половина нашей жизни протекает в более или менее бессознательном состоянии. Специфическим проявлением бессознательного является сновидение. Как у души есть дневная сторона, сознание, так у нее есть и ночная сторона, бессознательная психическая жизнь, которую можно было бы представить себе как подобное сновидению фантазирование. И как в сознании есть не только желания и опасения, но и бесконечное множество других вещей, так существует и большая вероятность того, что наша сновидящая душа обладает таким же, а может, даже и намного большим богатством смыслов и возможностей, чем сознание, принципиальная природа которого заключается в концентрации, ограничении и исключительности." В наших же силах взяться за нашу ночную "тайную жизнь" или продолжать игнорировать ее, посредством "страусиной политики", питая и дальше себя наивностью, что ВСЕ в жизни находится под сознательным контролем и им же (сознанием) ограничено.

0

6

Гештальт

   Эти представления группы немецких психологов, работавших над процессом восприятия. Они показали, что человек не воспринимает отдельные, несвязанные между собою элементы, а организует их в процессе восприятия в значимое целое.  Например, человек который входит в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не тела, лица и окружающие предметы обстановки по отдельности, он воспринимает комнату и находящихся в ней людей как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон. Выбор одного элемента из множества других, определяется многими факторами, совокупность которых объединена общим термином: интерес. Пока длится определенный интерес, все целое представляется осмысленно организованным. Если же интерес полностью отсутствует, восприятие перестает быть целостным - и комната распадается на множество несвязанных объектов.

     Рассмотрим этот принцип в ситуации. Представим себе гостиную во время вечеринки. Большая часть гостей, уже пришла, остальные еще на подходе. Входит  хронический   алкаголик, жаждущий выпивки. Для него другие гости, а также стулья, диваны, картины на стенах- все это несущественно, это фон. Он идет к бару; из всех объектов в комнате именно бар является для него фигурой.

Входит другая гостья; она – художница. Ей  прежде всего интересно, где и какие висят картины; их она выбирает среди всех прочих объектов в комнате. Ее, как и алкаголика могут совершенно не интересовать другие люди, она ищет картины.

   А вот молодой человек, который пришел познакомиться с понравившейся ему девушкой. Он оглядывает  собравшихся,  разыскивая ее, и, когда находит, она становится для него фигурой, а все остальное – фоном.

    Для гостя который переходит от одной группы к другой, с дивана на софу, от хозяйки к коробке с сигаретами, гостиная оказывается совершенно разной в разные моменты времени. Когда он участвует в разговоре в определенном кружке людей, этот кружок и этот разговор являются для него фигурой. Когда он устал и хочет сесть, фигурой становится свободное место на диване. По мере перемен его интереса меняется его восприятия комнаты, людей и объектов, и даже самого себя.  Фигура и фон у него меняются местами; они не остаются столь постоянными, как у того юноши, который весь вечер прикован к своей возлюбленной.

 

     Формулируя этот принцип, мы можем сказать, что в каждый момент доминирующая потребность организма выходит на передний план в качестве фигуры, а остальные, по крайней мере  временно, отступают на задний план. Фигура – это та потребность, которая наиболее остро требует удовлетворения.
   Психологическая школа, основывающаяся на подобных установках, называется "гештальтпсихологией". Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность. Она предпосылка гештальтпсихологии состоит в том, что человеческая природа организована в виде паттернов или целостностей, и только таким образом может быть воспринята и понятна.

0

7

Работа над снами по гештальту
   

    Подобный же подход мы должны применить по отношению к снам, этим очаровательным произведениям человеческого творчества. Фрейд описывает сон как исполнения желания, предполагая, что значение сна можно прояснить, постоянно переходя от содержания сна к свободным ассоциациям. Ибо, хотя мы знаем, что сон является нашим созданием, его значение обычно для нас непонятно; он как бы приходит из странного собственного мира.
     Объяснение сна просто как исполнения желания и сведения его к ряду грубых вербальных символов противоречит самой сущности живого сновидения. Возьмите, например, кошмар.
     Конечно, если вы разобьете его на ряд статических кусочков, вы можете изолировать желание, скрытое среди ужасов. Или вы можете подойти ближе к фрейдовскому убеждению, что весь сон является исполнением желания, назвав его скорее прерыванием желания. Но если брать сновидение как таковое, абсурдно называть кошмар в целом исполнением желания.
    Сновидение (это относится к любому сну, а не только к кошмарам) скорее является попыткой найти разрешение парадокса. Сон – это произведение искусства, в котором два по видимости несовместимых стремления сопоставлены друг с другом. При кошмаре парадокс не интегрируется. В повседневной жизни парадоксы также остаются неинтегрированными.
Если бы мы могли разрешить наши проблемы в течение дня, нам не нужны были бы сновидения ночью.

    Вместо того, чтобы заниматься ассоциациями по поводу сновидения, мы предлагаем нашим пациентам прожить его более  интенсивно, чтобы обнаружить скрытый парадокс.
     Но чтобы интенсифицировать сон, прожить его вновь, пациент должен быть открыт не только к чисто словесным интерпретациям и к тому, что приходит ему в голову. Он также должен принять ощущения, эмоции и жесты. Пациент может интегрировать сновидение и прийти к разрешению парадокса только посредством идентификации, в том числе с теми аспектами сна, которые являются препятствием.
    Большинство психиатрических школ соглашается с тем, что сновидение – это проекция, и что действие сна – это часто попытка разрешить парадокс посредством снятия с себя ответственности за собственные надежды и желания. Сон о том, что враг сновидящего убит кем-то другим,- прекрасный пример этого.
    Вот два примера того, как происходит работа со снами. В обоих случаях читатель может заметить, что мы просим пациента отождествиться со всеми частями его сна, постараться обнаружить парадокс и разрешить его.

Первый сон принадлежит молодой женщине: "Я поднимаюсь по лестнице с узелком в руках."-Ее фантазии по ходу того, как она отождествлялась с различными объектами сна, были такими:
" Если я – лестница, кто-то использует меня, чтобы подняться наверх. Это, разумеется мой муж, который очень честолюбив, а сейчас он учится. Он зависит от моих финансов.
     Если я узелок,- то это ему приходится меня нести. Он хочет донести меня до того уровня интеллекта, до которого добрался сам.
   Здесь мы видим то, что кажется пациентке парадоксом ее жизненной ситуации: она несет груз, который олицетворяет ее мужа и одновременно она сама является грузом.

  Во втором сновидении пациент видел во сне мужчину, проталкивающего какой-то мусор, засоривший унитаз в туалете. Он толкал его до тех пор, пока весь туалет не провалился сквозь пол.
    Здесь возможно множество интерпретаций; это действие хорошо соответствовало отношению пациента к неприятному. Но вместо того, чтобы интерпретировать его сон, я спросил его, что он мог бы делать, - если бы был человеком из этого сна, - вместо проталкивания застрявшего мусора.      Он ответил, что мог бы взять крюк и вытащить то, что засорило унитаз.
    Проигрывая это, он представил себе перед глазами весь этот отвратительный мусор. Он почувствовал, что у него сжимается горло, что соответствовало шейке  в трубе унитаза. Сжимая горло, он удерживал себя от рвоты, от извлечения наружу того, что вызывало отвращение.
    Таким образом стало понятно содержание сна, реальное поведение и симптом.
    Лежащий в основе этого парадокс – парадокс интроектора, который проглатывает нечто, что вызывает у него отвращение и должно было бы быть отвергнуто. Кстати его вкус был полностью десенситизирован.

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Шар пророчеств » Сны