Кто нуждается в психологической помощи?
Положа руку на сердце, наверное, каждый взрослый человек смог бы припомнить ситуации (и не одну) когда испытывал такое сильное внутреннее напряжение, что переставал справляться самостоятельно и тогда приходила в голову мысль о том, что не обойтись без посторонней помощи.
Мы спокойно относимся к тому, что ребенку необходима психологическая помощь и поддержка: ребенок в нашем понимании существо слабое и беззащитное.
Однако во взрослой жизни мы вынуждены преодолевать множество сложных ситуаций требующих крайнего напряжения душевных и физических сил и когда этих сил не хватает мы чувствуем себя беспомощными, как в детстве. Неудивительно, что при этом человек испытывает состояние дистресса.
Само по себе чувство беспомощности способно угнетать взрослого человека и действовать разрушительно на его самооценку. Когда дистресс становится хроническим и развиваются те или иные психические симптомы, становится очевидно, что необходимо что-то предпринять. Борьба со стрессом может принимать различные формы: от отчаянных попыток найти способ «расслабиться» до поиска помощи и поддержки у близких людей. Иногда желание «расслабиться» приводит человека к тому, что можно было бы назвать «деструктивными способами самоподдержки»: к наркоманическим зависимостям.
Обращение к близким людям за поддержкой, к сожалению, не всегда эффективно. Дело в том, что одного желания помочь оказывается не достаточно а «советы» родственников, друзей и знакомых бесполезны в ситуациях требующих профессиональных психологических знаний и навыков оказания психологической помощи.
В таких ситуациях единственно правильное решение искать психологической помощи у специалиста, психолога или психотерапевта.
Однако когда дело объективно доходит до необходимости в профессиональной психологической помощи, часто возникает мнение о том, что, дескать, в себе можно разобраться самостоятельно без посторонней помощи. «Сам себе психолог» — опасный миф, основанный на наивном бытовом представлении о психологии. Профессиональный опыт психотерапевта показывает, что в сложных, запутанных, приносящих эмоциональное страдание ситуациях разобраться в себе самостоятельно практически не представляется возможным. Это справедливо особенно для случаев, когда речь идет не просто о психологических «проблемах» но о психическом заболевании, которое долгое время может находиться в латентном состоянии. Поэтому проявившиеся психические симптомы необходимо тщательно исследовать и подумать об адекватном лечении.
Профессиональная психологическая помощь, таким образом, может быть рекомендована как людям, испытывающим локальные, ситуативные психологические трудности, так и тем кто страдает от симптомов хронического психического расстройства.
Формы психологической помощи.
Существует множество форм и техник психотерапии, в которых неспециалисту достаточно легко запутаться. Однако можно систематизировать все имеющиеся подходы в психотерапии по нескольким критериям.
Директивная психотерапия. Это, прежде всего психотерапия внушением: гипноз и окологипнотические техники, использующие состояние гипнотического транса. Метод основан на четком разделении ролей: врач-пациент. Авторитет врача здесь непререкаем. Врач «знает» что необходимо больному и авторитетно «имплантирует» ему свое знание: «дает установку».
При этом, как правило, врач «не углубляется» в проблему пациента, не исследует его внутренний мир и не занимается его личной историей. Основная цель директивной психотерапии — адаптация пациента к окружающей среде, социуму.
Поведенческая психотерапия широко распространена на Западе, особенно в США. Основа поведенческой психотерапии — учение нашего соотечественника Павлова и американского ученого — бихевиориста Уотсона.
Основная задача поведенческого психотерапевта скорректировать поведение пациента. Психика и процессы в ней происходящие для поведенческой психотерапии отходят на задний план, если не исчезают вовсе. Поиск и реализация способов повлиять на внешне наблюдаемое поведение — вот основная задача поведенческого психотерапевта. Основным рабочим фактором здесь выступает «подкрепление». Подкрепление может быть негативным (наказание, в самом широком смысле этого слова) либо оно может быть позитивным (поощрение). Манипулируя то позитивным, то негативным подкреплением бихевиоральный психотерапевт пытается повлиять на поведение пациента в нужном направлении. Конечная цель все та же — адаптация.
Рациональная психотерапия это психотерапия основным методом которой является разъяснение. Рациональный психотерапевт занимается, прежде всего, сознательными, рациональными представлениями человека. Акцент здесь ставится на трансформации «неправильных» (ложных, искаженных) представлений пациента о себе и о мире в направлении «правильных» (конструктивных, адаптивных) представлений. И, опять таки, финальное устремление рационального психотерапевта способствовать адаптации пациента к его окружению.
И, наконец, последняя в списке, но далеко, не последняя по значимости — глубинная психотерапия. Глубинная психотерапия это, прежде всего, психоанализ и аналитическая психология К.Г. Юнга.Это «многоуровневая» система знаний, придавшая психологии качественно новое измерение. Центральным и радикальным понятием введенным психоанализом, выступает понятие, бессознательного. Психоанализ признает факт не только его присутствия, но и сильнейшего воздействия на функционирование личности. Это признание определило судьбу психоанализа как метода познания и как психотерапевтической процедуры. Произошел, без преувеличения, «копернианский» переворот в психологии. Ж. Лакан, очень точно, назвал это событие «ниспровержением субъекта»- разрушением воображаемых представлений человека о своем «Я», как о центре психической вселенной. Был открыт мир «не-Я» и его огромное влияние на сознательную личность. Оказалось, что человек не «хозяин» в своем доме. Возродился интерес психологов к проявлениям «не-Я,» к снам и симптомам. Сновидения провозглашаются «королевской дорогой» к бессознательному. Психоаналитики учатся толковать сны, пытаясь понять необычный новый мир, так отличающийся от привычного бодрствующего сознания, они стремятся учесть и в последствии помочь пациентам осознать глубинные смыслы, запечатленные в символике их сновидений. Содержание бессознательного требует осмысления и проработки. Именно этим определяется необходимость прохождения личного анализа самим психоаналитиком. «Познай самого себя» — принцип, применимый в равной степени к обоим участникам психоаналитического процесса, к клиенту и к психотерапевту. Ключевым здесь является именно познание самого себя, а не просто наработка психоаналитиком понимания клинических симптомов и синдромов, овладение психотерапевтическими методами, техниками и способами их применения. Психиатр, в своей работе не сталкивается с требованием самоанализа: он в белом халате, и этим все сказано. В заключении заметим, что все перечисленные формы психотерапии в качестве технически целесообразных процедур могут использоваться практиками различных направлений, если того требует состояние пациента. Ключевым принципом должно оставаться правило: психотерапия для пациента а не пациент для психотерапии.
Механизмы психологической помощи
В психоанализе существует несколько вещей, технических процедур, осуществление которых призвано инициировать и поддерживать процесс психологической проработки. Под психологической проработкой психологи подразумевают, обычно, душевную работу, организованную особым образом, обеспечивающую целительные трансформации в психологической структуре пациента. Что это за процедуры?
Во-первых, припоминание
Фрейд, в свое время, придавал припоминанию ценность ключевой психотерапевтической процедуры в психоанализе. Фрейд говорил о том, что пациенты страдают от воспоминаний. Речь идет о воспоминаниях, о травматических переживаниях в прошлом, не обязательно связанных с явными травматическими событиями, такими, например как, потеря близкого человека. Степень травматизма всегда субъективна и то, что может быть травматичным для одного не обязательно травматично для другого. Так вот, травматические переживания, подчас, настолько не выносимы для психики, что человек бессознательно борется с ними, используя те или иные психологические защиты.Результатом этой борьбы оказывается амнезия воспоминаний о психической травме. Однако, простым вытеснением из сознания патогенных мыслей о травме проблема обретения душевного покоя не решается – эти патогенные мысли и переживания перестают быть «видимыми» но не перестают быть действенными. Их скрытая активность провоцирует бессознательный внутрипсихический конфликт и способствует формированию тех или иных психических симптомов, которые, вторичным образом, заставляю человека страдать, и приводят его в кабинет психолога или психоаналитика.
По видимости пациент страдает от своих симптомов, хотя на самом деле его страдания и симптомы обусловлены не узнанными в своем собственном качестве воспоминаниями о психической травме, точнее говоря, они (воспоминания) и являются травмирующим психическим фактором. Понятно почему, Фрейд придавал такое большое значение припоминанию.
Идя от симптома, как чего-то внешнего, к воспоминаниям о травмирующих событиях и переживаниях мы способны идентифицировать истинную причину психического страдания, и установить жизненно важные для психического благополучия связи между событиями, как внутренними, так и внешними. В результате психика пациента становится более цельной и жизнеспособной.
Говорить о том, что приходит в голову
Так звучит основное техническое правило психоанализа. Это правило, которое называют «правилом свободных ассоциаций», используется для облегчения припоминания пациентом своего травматического прошлого опыта о котором, судя по его симптомам, он забыл.Если бы меня попросили одной фразой выразить цель психоаналитических усилий, я, не боясь показаться поверхностным, сказал бы так: «Вспомнить все». Хотя понятно, что в реальном психоаналитическом процессе иногда необходимы ограничения в стремлении к этой цели.
Если мы попросим пациента говорить то, что приходит ему в голову мы, иногда, можем столкнуться с препятствием, когда нам отвечают, что в голову ничего не приходит. И это странно, поскольку человеку в обычных условиях всегда приходит что-то на ум. Произвольно избавиться от мыслей чрезвычайно сложно. Дисциплина ума, если можно назвать дисциплиной политику сдерживания мыслей, дается, как показывает опыт адептов духовных практик, обычному человеку с большим трудом. Окончательно избавиться от мыслей, похоже, невозможно. Поэтому, когда в психоанализе пациент утверждает, что ему ничего не приходит в голову, психоаналитик может подумать о некоем внутреннем процессе происходящим в пациенте, процессе, по каким то причинам, вызывающем торможение мыслей. Этот процесс был назван сопротивлением припоминанию. Природа этого процесса, как правило, носит защитный характер, т. е. пациент сопротивляется припоминанию, поскольку ожидает усиления своего психического страдания.
Преодолеть сопротивление
Другая важнейшая часть аналитической работы это анализ сопротивления пациента. Сопротивление защищает патологическую психическую структуру пациента и само по себе также является частью этой структуры. Преодоление сопротивления не всегда является легкой задачей: часто, для успешного анализа сопротивления, от психоаналитика требуются значительные усилия, терпение и мастерство, а для пациента этот этап психоанализа может явиться настоящим испытанием его мотивации продолжать психоанализ. Именно преодолению сопротивления пациента аналитическому лечению, обязан психоанализ своей длительностью.Толкование сновидений
Фрейд очень ценил сновидение как важнейший феномен психической жизни, предоставляющий в распоряжение психоаналитика уникальную информацию о событиях, происходящих в глубинах психики пациента. Именно сновидениями, по мнению Фрейда, вымощена «королевская дорога в бессознательное». Фрейд всегда подчеркивал близость психических процессов сновидения с процессами формирования невротических симптомов. Само сновидение обладает структурой симптома. Поэтому если мы научимся понимать и толковать сновидения мы поймем значение симптомов, от которых страдают наши пациенты, а значит, научимся эффективнее помогать им.Толкование снов в психоанализе, со времен Фрейда, занимает место не только исследовательского метода, но и ценнейшей психотерапевтической процедуры, способствующей психологической трансформации пациента в направлении психического исцеления.
Анализ перенесения
И, наконец, последняя в списке, но далеко не последняя по значимости аналитическая процедура это анализ перенесения. Перенесением (или переносом) в психоанализе называют воспроизведение пациентом в настоящем времени, в ситуации «здесь и сейчас» — особенно во время сеанса психоанализа и по отношению к психоаналитику – забытых мыслей и чувств, относящихся, прежде всего, к значимым людям из прошлой жизни пациента, из ситуации «там и тогда». Это «новое издание» прошлого опыта пациента.Прошлые отношения драматизируются в настоящем, в отношении пациента к психоаналитику и проявляются в его требованиях адресуемых психоаналитику, требованиях, часто конфликтных и не реалистичных. Именно в этих требованиях, совершенно отчетливо раскрывается — а значит, становится доступным для психотерапии — природа невротических переживаний пациента.
Анализ перенесения чрезвычайно полезная в терапевтическом отношении процедура, помогающая пациенту осознать (припомнить) и проработать типические невротические паттерны его отношения к другим людям и к самому себе, переживая их заново по отношению к психоаналитику, в безопасном формате психоаналитических рамок.
Психолог, психотерапевт или психоаналитик?
Специалисты в области душевного здоровья присутствуют в нашей жизни под разными именами. И это правильно, поскольку психолог или психиатр отличается от психотерапевта, а к психоаналитику предъявляются особые требования. Причем простому потребителю психологических услуг достаточно сложно во всем этом разобраться: его, как правило, заботит самый главный вопрос о получении квалифицированной психологической помощи. Здесь мы попробуем разобраться, чем психолог отличается от психотерапевта, что лечит психиатр, и когда следует обращаться к психоаналитику.
Начнем с психолога. Кто такой психолог, почему он так себя называет и какой психологической помощи можно от него ожидать? По определению психолог имеет отношение к человеческой душе. Психолог изучает психику, душу. Наверное, правильно будет сказать, что психолог-это наиболее общее понятие для специалиста в области психических феноменов. Психологи, как правило, имеют базовое гуманитарное образование (психологическое) и ту или иную специализацию в области общей или прикладной психологии. Соответственно, клинический психолог это наиболее подходящая гуманитарная специализация на стыке психологии и медицины, подходящая с точки зрения образования, необходимого для оказания квалифицированной психологической помощи.
Таким образом, мы смело можем назвать психологом специалиста с психологическим образованием, имеющего общетеоретическое и отчасти практическое представление о процессах происходящих в психике.
В свою очередь, психиатр это врач, специализирующийся, прежде всего, на фармакологическом лечении психических заболеваний. Психиатр имеет медицинское образование и придерживается медицинской модели психики с акцентом на физиологические причины психических заболеваний.
Психотерапевт-это специалист психолог или психиатр, занимающийся терапией души и имеющий специальную психотерапевтическую квалификацию, предполагающую дополнительное психотерапевтическое образование.
Что касается психоаналитика, то он является психотерапевтом по определению, в силу своей базовой профессиональной подготовки. Подготовка психоаналитика помимо изучения теории, состоящей из основ психологии и психопатологии, включает в себя прохождение будущем психоаналитиком своего собственного личного психоанализа, а также практики так называемых супервизий или контроля, предполагающих пролонгированную во времени работу психоаналитика над материалом клинических случаев под наблюдением опытного коллеги-психоаналитика. Такая длительная неформальна подготовка, позволяет психоаналитику изнутри изучить процесс психотерапии и на своем опыте испытать, что значит быть пациентом и подвергаться превратностям лечения психоанализом.
О сотрудничестве с психотерапевтом.
Существует одно важное условие, выполнение которого жизненно важно для успеха или провала психотерапии или психоанализа. Мы имеем в виду, способность клиента сотрудничать с психотерапевтом-психоаналитиком. Эта способность сотрудничать, так называемый рабочий альянс с психотерапевтом, не является ни технической процедурой, ни психотерапевтическим процессом, но необходим для обоих, как для клиента, так и для психотерапевта.
Сотрудничество клиента и психотерапевта, рабочий альянс между ними — это относительно свободные от невроза, рациональные взаимоотношения между клиентом и психотерапевтом, делающие возможным для клиента и психоаналитика целеустремленную, продуктивную работу в психотерапии или психоанализе.
Фактическое проявление сотрудничества состоит в:
- готовности клиента выполнять различные процедуры, рекомендованные психотерапевтом
- в его желании и способности работать психоаналитически с теми переживаниями, мыслями и воспоминаниями которые появляются в процессе психоанализа и вызывают дискомфорт или даже психологическую боль.
Желание клиента сотрудничать, профессионализм психотерапевта, психоаналитическая среда в целом содействуют формированию продуктивного рабочего альянса, который является необходимым условием для возможности получения психологической помощи от психотерапевта.
Сформировавшийся, зрелый рабочий альянс можно сравнить с защитным бастионом, крепостью защищающей и поддерживающей здоровые ростки сотрудничества клиента и психотерапевта, от натиска, иногда весьма деструктивных, невротических желаний.