ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » FAQ по бизнесу » Речевые построения, выдающие ложь


Речевые построения, выдающие ложь

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Автор: Дмитрий Викторович Аксенов, автор популярных тренингов по самомотивации и уверенному поведению.

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задавал себе вопрос о том, как поймать лжеца или соврать так, чтобы не быть пойманным. О сложности и многогранности феномена лжи свидетельствует тот факт, что за тысячелетия существования человеческой цивилизации люди изобрели тысячи способов обмана и придумали ему десятки имен.

Свернутый текст

Стоит только раскрыть словари, и можно поразиться количеству синонимов глагола «обмануть»: ввести в заблуждение, перехитрить, одурачить, провести, обойти, обхитрить, надуть, оставить в дураках, оставить с носом, обвести вокруг пальца, втереть очки, наставить нос, обморочить, одурачить, обдурить, околпачить, облапошить, обставить, объегорить, оболванить, обжулить, обвести, обмишурить, обштопать, обуть, нагреть, взять на пушку, заморочить или задурить голову, замазать глаза, охмурить, навешать лапши на уши и т.д.

Вечная проблема человеческой искренности не раз становилась предметом обсуждений в художественной и научной литературе, которая рассматривала проблему лжи с двух основных позиций: морали и собственно психологии. В обществе, как известно, человеку приходится скрывать свое истинное Я, что неизбежно приводит ко лжи.
Человек лжет, чтобы соблюсти элементарные правила вежливости, или прибегает ко лжи, когда это для него выгодно. Известный психолог Ж. Дюпре дает следующее определение лжи: «Ложь — это психосоциологический словесный, или нет, акт внушения, при помощи которого стараются, более или менее умышленно, посеять в уме другого какое-либо положительное или отрицательное верование, которое сам внушающий считает противным истине».
Введение в заблуждение другого человека, внушение ему ложных «верований», согласно точке зрения Ж. Дюпре, может быть сознательное (продуманное, намеренное) и бессознательное. Эти же два вида лжи выделяют и другие авторы.

Наблюдая, анализируя, обобщая информацию, делая выводы о честности человека, решая, принимать его информацию за истинную или ложную в данной ситуации, люди основываются на собственных эталонах правды и лжи, искреннего и неискреннего поведения. Однако не все характеристики поведения лгущего человека одинаково показательны, и поэтому разные люди с различной долей успешности распознают ложь среди той информации, которую передает им собеседник.

На неискренность собеседника могут указывать следующие его слова, фразы, ответы и особенности речи (но ни в коем случае не являются однозначными доказательствами этого):
настойчивое убеждение в собственной искренности, при котором он чрезмерно подчеркивает свою честность, неизменно настаивая на том, что говорит только правду — в случаях, когда никак не выражается недоверия к его словам. Например: "честное слово, я не знаю"; "клянусь здоровьем"; " даю руку на отсечение"; " честное слово, дело было так".

увиливание от обсуждения определенных тем, вопросов (когда они затрагивают какие-либо неприятные для человека моменты). Например: "я не буду это обсуждать"; "не могу вспомнить"; "я этого не говорил(а)"; " не вижу здесь никакой связи";

необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, — когда вас явно провоцируют на грубость. Например: "я не обязан(а) отвечать на ваши вопросы"; "я не знаю, о чем идет речь"; "я вообще не желаю с вами говорить";

стремление вызвать ваши симпатию, доверие, чувство жалости, в случае если предшествующие отношения не привели к такому сближению. Например: "у меня семья, дети"; " я такой же, как и вы"; "у меня точно такие же проблемы";

непродолжительное отрицание или равнодушные, уклончивые ответы на прямые вопросы. Простые повторяющиеся ответы или повторение простого отрицания. Уклонение от использования слов «да» или «нет». Например: "я об этом ничего не знаю"; " вы же сами это говорили"; " я не уверен(а)"; "вы меня уважаете?"; "вы, несомненно, человек серьезный";

Честный человек старается говорить больше и отстаивает свою искренность при выражении сомнений в ней, тогда как равнодушные, уклончивые ответы на прямые вопросы не вписываются в понятие этичного поведения.
Это:
проявление нерешительности в высказываниях; отвлечение собеседника несмолкаемым разговором либо многочисленными вопросами;
нежелание или утрата способности отвечать на задаваемые вопросы;
длительные паузы перед ответами; слишком медленные или запутанные ответы;
ответ вопросом на вопрос;
повторение задаваемых вопросов вслух или просьбы о пояснении вопроса;
маскировка сути вопроса лишней, не относящейся к делу информацией.

Подобное поведение вызвано тем, что в ходе беседы человеку становится все труднее и труднее лгать. Если при этом вы выясняете какие-либо обстоятельства, полезно иметь в виду, что невиновный человек:
может выражать подозрительность, недоверие к вам, не оказывая при этом противодействия в выяснении обстоятельств по делу;
нередко дает исчерпывающую информацию со всеми подробностями, даже не имеющими прямого отношения к делу;
многословен;
постоянно старается перебить вас своими объяснениями;
начинает активно защищаться до того, как его в чем-то обвинят или заподозрят.

В то же время виновный человек:
избегает подробных объяснений, немногословен;
сдерживает себя при ответах на вопросы;
оказывает противодействие при выяснении фактов;
может отказаться от объяснений без всяких видимых причин;
указывает на точность мелких деталей;
выражает желание помочь вам при выяснении тех или иных обстоятельств.

Изучение упомянутых признаков речевого поведения собеседника даст вам возможность развить свою наблюдательность, позволит отработать разумный стиль собственного поведения.

При этом одна из важнейших практических рекомендаций заключается в том, чтобы в случае разногласия между словами и жестами вашего собеседника больше доверять своему зрению, чем слуху. Истине будут соответствовать больше все-таки невольные жесты, движения человека, его мимика, а не произносимые фразы.

Необходимо учитывать, что надежность признаков, передающих подлинное отношение вашего партнера по общению, убывает в следующем порядке: пространственное расположение, поза, голосовые сигналы, мимика, непосредственно высказывания. Иначе говоря, скрыть правду или истинное отношение к вам легче всего посредством слов, мимики, голоса и труднее всего — при помощи других средств общения (жестов, движений, позы).

+1

2

Как выигрывать в спорах

В ваших идеях нет никакой ценности, если вы не умеете их отстаивать. Умелые участники дебатов могут убедить в своей точке зрения кого угодно. Причем действенный спор должен быть прежде всего квалифицированным и доказательным. Вот - общий свод правил, по которым следует вести спор.
Нужно:

Свернутый текст

Быть спокойным. Даже если вы очень увлечены спором, контролируйте свои эмоции. Как только вы начинаете выходить из себя, преимущество автоматически оказывается на стороне противника.

Используйте факты. Факты трудно опровергнуть. Так используйте их как можно больше в вашем обсуждении. Обзоры, статистика, цитаты известных людей - ваши аргументы.

Задавайте вопросы. Если вы задаете грамотные вопросы - вы контролируете беседу. Задавайте каверзные вопросы (”а что вы думаете насчет этих неопубликованных данных?”), задавайте гипотетические вопросы (”что было бы, если бы так поступал каждый?”), вопросы, выводящие противника из равновесия (”а чего вы так нервничаете?”).

Используйте логику. Все должно быть последовательно и вытекать одно из другого. Такую оборону нелегко разрушить.

Обратитесь к высоким ценностям. Используйте эмоции - они так же неоспоримы, как логика - ”разве все мы не должны работать, чтобы сделать мир лучше и более безопасный для наших детей?”. Только не переусердствуйте.

Слушайте внимательно. Некоторые люди настолько заняты собственной речью, что аргументы противника просто пережидают, таким образом пропуская множество возможностей найти брешь в его защите. А может, и узнать что-то новое.

Будьте готовы уступить. Не надо оспаривать каждое заявление противника только ради прений. Будьте умнее - неоспоримые тезисы признайте и двигайтесь дальше, не заостряя на них внимания, иначе будете выглядеть проигравшим: “Полностью согласен, но что вы скажете насчет…”

Изучите вашего противника. Узнайте его сильные и слабые стороны, убеждения и ценности. Вы можете обратиться к его идеалам. Вы можете использовать его слабости.

“Победа любой ценой”. Этот девиз отходит на задний план, если вы упражняетесь в красноречии. Будьте готовы принять компромисс - это благородно и цивилизованно.
Не нужно:

Переходить на личности. Прямые нападки на оппонента выглядят некрасиво и пошло. Запомните, вы обсуждаете проблему, но не человека. Если же кто-то оскорбляет вас, просто пресеките это: “Это непрофессионально. Думаю, было бы лучше продолжить обсуждение вопроса вместо пустопорожней клеветы”.

Отвлекаться. Ваш противник может попробовать увести вас от вашей точки зрения, запутывая и предлагая выгодные ему варианты. Стойте на своем: “Это - совершенно другая проблема, которую я буду рад обсудить позже. В настоящий момент хотелось бы закончить с обсуждаемым вопросом”.

Приводить сильные аргументы вместе со слабыми. Если вы в своем утверждении приводите и сильные, и слабые доводы, ваш противник, естественно, заострит внимание именно на слабых, и, что бы вы не делали, вы будете выглядеть проигравшим.
Недостойные приемы ведения спора:

Использование коротких, резких фраз. Существует несколько устойчивых выражений, клише, которые по существу не несут особой смысловой нагрузки, но направлены на дискредитацию противника. Вот - наиболее положительные:

Вы уходите в сторону.

Это не относится к делу.

Не путайте яблоки с апельсинами.

Насмешки и оскорбления. Это может выглядеть эффектно, “черный” пиар - это тоже пиар. Но это никогда не поможет выиграть.

Давить на больное. Найти у противника слабое место и играть на его нервах, пока он вообще не потеряет нить разговора.

Увести в сторону. Самая настоящая диверсия, направленная на запутывание противника, отвлечения его внимания от главного.

Гипертрофирование аргументов. Намеренное преувеличение утверждений противника, доведение их до абсурда с целью высмеять его.

Нечестное опровержение. Отрицание всей выстроенной линии аргументов противника, но для подтверждения своих слов опровержение всего пары (самых слабых) тезисов. Игра на публику - при невнимательном взгляде можно принять за победу.

Различайте прения с отдельным человеком и публичные выступления на дебатах. Если в первом случае уместен только серьезным деловой подход, то во втором есть место и для ораторского, и для театрального искусства, и для юмора.

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » FAQ по бизнесу » Речевые построения, выдающие ложь