ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Непознанное » "Вазитва", или "взгляд Василиска"


"Вазитва", или "взгляд Василиска"

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://www.oracul.ru/upload/iblock/c04/glaz.jpg

Это выражение, «взгляд Василиска», вошло во многие языки мира. Восходит оно к «царю змей Василиску», который обладал способностью убивать не только ядом, но и взглядом. Еще в I веке нашей эры его описал в своей «Естественной истории» Плиний Старший. Впоследствии зоологи назвали именем Василиска род ящериц из семейства игуан, живущих в Южной Америке, потому что у них, как и у мифического змея, на спине гребень.

Тем не менее ученые считают, что Василиск — существо мифическое и вообще: ни одно живое существо не может своим взглядом вызвать смерть, поскольку-де глаз является только рецептором, то есть приемником электромагнетических колебаний видимой части спектра, и ничего излучать не может.

Однако вот мнение человека, заложившего основы сегодняшней врачебной науки. «Часто душа влияет на чужое тело, например при воздействии дурным глазом». Так писал в XI веке Авиценна.

Двумя векам позже Фома Аквинский пришел к выводу, что в минуту сильного душевного напряжения происходят изменения в элементах человеческого организма, причем более всего — в глазах, которые особым излучением как бы заражают воздух на расстоянии.

В середине шестнадцатого века известный ученый Корнелиус Агриппа в труде «Оккультная философия» утверждал: «В Тартарии, в Иллирии и у Тарибаллов есть женщины, которые умерщвляют всех тех, на кого они смотрят в гневе. Также женщины, населяющие Родос, посредством своего взгляда все изменяют к худшему».

Ну и что, можно возразить на это, со времен Авиценны наука дошла до таких высот, что может опровергнуть предтеч! Действительно, у древних свои аргументы, у нынешних — свои. Лучше перейдем к фактам. А их, свидетельствующих о том, что «взгляд Василиска» — не досужая выдумка, немало. Мы можем даже пренебречь свидетельством Корнелиуса Агриппы. Вряд ли он осчастливил своим посещением Тартарию и землю Тарибаллов, если и ездил куда, так разве только в Иллирию и на Родос (и то еще неизвестно), и о женщинах, умерщвлявших «посредством взгляда», скорее всего узнал от путешественников.

Но случаи, о которых мы собираемся рассказать, произошли уже в новейшей истории, в наше время, и не «у Тарибаллов», а поближе, и в большинстве своем имеют многих очевидцев.

0

2

Страшный дар «вазитва»

Начнем все же с происшествия, которое случилось в Индии. Беда приключилась в конце прошлого века с высокопоставленным чиновником британской администрации мистером Карстеном.

Как-то он вместе с приятелями отправился на охоту, во время которой убил слона. И тут обнаружилось, что никто из охотников не взял с собой специального ножа, которым вырезают бивни. Оставив слуг охранять трофей, англичане отправились за ножом на ближайшую плантацию. Когда через три часа охотники вернулись, то обнаружили странную картину: перепуганные слуги забились в кусты, а какие-то грязные малорослые людишки вырезали бивни у слона.

Возмущенный Карстен велел «недорослям» убираться прочь. Те в ответ только нагло захохотали. Англичанин приказал слугам прогнать их. Но слуги не хотели вылезать из кустов и лишь в страхе бормотали: «Нет, саиб, это муллу-курумбы. Их нельзя обижать. А то они нашлют смерть».

Такое нелепое объяснение привело саиба в бешенство. Он, рослый, сильный мужчина, в ярости схватил одного из курумбов за волосы, бросил на землю и несколько раз ударил бамбуковой палкой. «Карлик вскочил, но, к моему величайшему удивлению, не бросился прочь, а стоял и не отрываясь смотрел на меня. От взгляда этой гадины я почувствовал страх и тошноту. Пинком отбросил мерзавца в сторону и ушел», — рассказывал Карстен потом.

Но вскоре состояние ужаса, смешанного с омерзением, прошло. Англичанин высмеял слуг, которые несли чушь про какой-то «змеиный глаз», а вечером сетовал приятелям на то, как трудно управлять «этим глупым и суеверным народом».

Назавтра Карстен, обычно поднимавшийся рано, с трудом встал в полдень. К вечеру разболелась правая рука, которой он накануне отлупил «мерзкого карлика». На следующий день он и вовсе слег. Его срочно отвезли к семье в Дели. «Я чувствую себя так, словно в меня вместо крови влили свинец», — жаловался он близким. Но врачи никакой болезни обнаружить не могли. Состояние Карстена быстро ухудшалось: пропал аппетит, стала мучить бессонница, потом начались сильные боли. Здоровый, румяный, атлетически сложенный человек за несколько дней превратился в скелет. На девятый день у него отнялся язык, а на тринадцатый он умер.

Впрочем, Карстен не был единственной среди англичан жертвой «туземной магии». Один приезжий коммерсант попытался силой овладеть индийской девушкой. Та не стала отбиваться, а лишь так посмотрела на насильника, что тот потерял сознание. Когда ретивого сластолюбца привели в чувство, оказалось, что у него парализованы ноги и к тому же он стал импотентом. Полицейскому, ведшему следствие, сказали, что, вероятно, девушка владеет «вазитвой».

Что же это такое?

Е. П. Блаватская в своей книге «В пещерах и дебрях Индостана» пишет, что йоги в результате длительной тренировки обретают могучий дар — умение укрощать и даже убивать взглядом диких зверей. Это и есть «вазитва».
Но человек, обретший такой дар, подвергается соблазну развить его дальше, чтобы по силам было поражать не только животных, но и другую дичь. Что и приводит к созданию таких страшных сект, как муллу-курумбы.

0

3

Проклятая ария

«Вазитва», или, говоря по-нашему, «взгляд Василиска», встречается и в наших широтах. Но у нас нет тайных индийских сект, в которых обучали бы убивать взглядом. У нас это умение дается без всяких специальных упражнений. Оттого, может, и плохо поддается контролю, не слушается «хозяина», доставляя и ему, и всем окружающим большие неприятности.

В 50-х годах прошлого века любимцем парижской публики был солист Итальянской императорской оперы некто Массоль. Вне сцены это был угрюмый, невежественный человек, весьма неприглядной наружности. Особенно поражал неприятный блеск его глаз. Но голос! Но музыкальность! Но драматический талант! В общем, меломаны были готовы носить его на руках.

Однако вскоре начало происходить что-то непонятное. В новой опере Галеви «Карл VI» Массоль получил весьма выигрышную для себя заглавную партию. Арию «Проклятие» он исполнял настолько впечатляюще, что публика часто требовала повторения. И вот однажды, когда любимец публики, возведя глаза к потолку, спел «Проклятие», сверху на сцену упал человек. Он был мертв. Оказалось, что это машинист, который находился на колосниках и во время арии передвигал декорацию неба, чтобы создать иллюзию бегущих облаков. Происшествие столь тягостно подействовало на артистов и зрителей, что оперу долго не давали.

Спустя какое-то время ее все же возобновили. Певец, помня о недавней трагедии, исполняя роковую арию, старался не поднимать глаз. Но в какой-то момент его взгляд случайно задержался на капельмейстере — тот сразу почувствовал себя плохо, а на третий день с ним случился непонятный нервный приступ и он умер.

Прошло несколько месяцев, прежде чем решились объявить спектакль снова. Надо ли говорить, что аншлаг был полный! Массолю посоветовали петь, глядя на пустую ложу, в которую специально на этот случай не продали билетов. Зазвучала роковая ария, и все затаили дыхание. Даже когда она закончилась, раздалось лишь несколько слабых хлопков. И вдруг из той самой ложи послышались аплодисменты. Оказалось, что ее занял приезжий купец из Марселя. Он опоздал к началу спектакля и, явившись как раз к «Проклятию», вошел в первую попавшуюся. Несколько дней тревожного ожидания закончились известием о внезапной кончине купца. Стало ясно, что оперу, во всяком случае с участием Массоля, надо снимать со сцены.

Отчего же феномен «взгляда Василиска» у него обнаруживался только при исполнении «Проклятия»? Наверное, тут нужно вспомнить слова Фомы Аквинского об изменениях «в элементах человеческого организма» в минуту сильного душевного напряжения. У Массоля и без того был очень тяжелый, так сказать, предрасположенный взгляд, но, когда во время исполнения арии он всем своим существом переживал трагическое состояние своего героя, глаза его становились воистину убийственными.

Иногда «взгляд Василиска» становится гибельным и для самого владельца.

На острове Сицилия до сих пор вспоминают жителя Мессины, чьи глаза обладали губительной силой. Даже случайным, брошенным без всякого умысла взглядом он мог убить человека. Кончилось это тем, что однажды в витрине магазина он увидел зеркало и долго (возможно, пытаясь понять тайну своего взгляда) смотрел в него. В результате чего заболел и вскоре умер: зеркало вернуло ему его собственный смертоносный взгляд.[/b]

0

4

Гроза окрестных кур

Иногда трагедия вырождается в фарс. Даже такой страшный феномен, как «взгляд Василиска», в нашем умеренном климате иной раз обретает комические формы.

И. Купчинский, русский писатель начала века, в одной из своих книг рассказывает о таком случае. Однажды в Крыму, на железнодорожной станции он столкнулся с человеком, на глазах которого была марлевая повязка. Писатель решил, что у незнакомца от слишком яркого южного солнца воспалились глаза, и предложил хорошее средство, которое имел при себе. Тот отказался, уверяя, что у него такая болезнь, что никакие мази не помогут. Однако Купчинский настаивал. Между ними состоялся такой разговор. «Я завязал глаза, чтобы, проходя двором, не взглянуть ненароком на кур. Cтоит мне пристально посмотреть на птицу, как она падает мертвой». — «Ну, стало быть, вы можете ходить на охоту без ружья!» — «Вот вы шутите, а я говорю серьезно. Не желаете ли испытать?» — «Не откажусь». — «Но уговор: вы заплатите хозяину за убитую птицу». Ударили по рукам и вышли на крыльцо, возле которого ходило несколько кур. «Укажите на любую». Купчинский указал на самую проворную. Незнакомец устремил на нее взгляд. И что же? Курица тут же присмирела, стала вялой, повесила голову, задрожала и упала. Купчинский бросился к ней, взял на руки: «Вы усыпили ее?» — «Она мертва», — сказал незнакомец, откланялся и ушел. Курица так и не ожила.

Но случается, что в минуту смертельной опасности «взгляд Василиска» внезапно выявляется в человеке и спасает его от гибели.

Стив Мак-Келлан — спокойный, покладистый человек 55 лет, с мягким добрым взглядом. Однажды на охоте на него напала медведица гризли. О том, что произошло дальше, недавно поведала газета «Канадиен трибюн»: «Лежа на земле, Стив инстинктивно выставил руку с ножом, а сам взглядом, полным ярости и отчаяния, уперся в глаза зверя. И странное дело — медведица замерла. Охотник все также неотрывно глядел ей в глаза, стараясь смотреть прямо в зрачки. Он знал, что это лишь разожжет агрессивность зверя, но ничего не мог поделать с собой. И вдруг... медведица громко взревела и замертво рухнула на землю. Позднее, при осмотре тела, на ней не нашли ни царапины. И тогда исследователи предположили, что причина смерти — мощный биоэнергетический импульс из глаз человека, разрушивший нервные клетки в мозгу зверя». Как тут опять не вспомнить Фому Аквинского!

0

5

Убийственный атавизм

Да, подвергнуться риску встретиться глазами с «взглядом Василиска» можно на огромной территории — от Индии до Канады, от Крыма до Елисейских полей. Однако какова природа этого феномена?

Интересную гипотезу на сей счет высказал известный своими исследованиями загадки «снежного человека» российский ученый Б. Ф. Поршнев. Возможно, «взгляд Василиска» является своеобразным атавизмом, пережитком той поры, когда то, что мы называем «психофизиологическими процессами волновой природы», в жизни предков играло более заметную роль, чем в нынешней. В своем труде «О начале человеческой истории» Поршнев пишет:
«Не упускала ли до сих пор наука о происхождении человека из виду гигантские возможности активного воздействия высокоорганизованных предков человека на нервную деятельность? Если змеи «гипнотизируют» обезьян, то почему бы отказывать высшим приматам, в свою очередь, в чем-то подобном? У них степень подвижности нервных процессов выше, чем у других животных. Почему бы не применить это преимущество, не использовать слабые стороны нервной деятельности и поведения других видов... Представим себе, что, еще не умея говорить меж собой, троглодиты могли адресовать каким-либо животным зримые или слышимые сигналы интердикции (внутренней речи. — С. А.), которые в нашей сегодняшней речи преобразились во что-нибудь вроде «кыш», «фу», «брысь». Следовательно, можно сделать вывод, что «приказ глазами», как, скажем, и чуткое звериное обоняние, одно из тех потерянных свойств, которые когда-то были присущи человеку.

Выходит, что «взгляд Василиска» имеет одну и ту же природу, что и «сглаз». Ведь оба они по сути — «приказ глазами», только разной интенсивности.

Если, согласно составленному в старину списку, «сглаз» вызывает у взрослых худобу, опухоли, судороги, меланхолию, слепоту, паралич, импотенцию (возможно даже, «самозащиту» индийской девушки следует отнести не к случаю «вазитвы», а к весьма активной форме обычного «сглаза»), бесноватость, прожорливость, а у детей — бессонницу, тошноту, головные боли, эпилептические припадки, чахотку, то «взгляд Василиска» передает лишь один приказ: смерть.

Сергей АРЕФЬЕВ

отсюда

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Непознанное » "Вазитва", или "взгляд Василиска"