ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУАЙТАЙ


ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУАЙТАЙ

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Из глубины времен

Тайский бокс или муайтай - жемчужина боевых искусств народов Юго-Восточной Азии, уникальная традиция, имеющая многовековую историю. Наиболее яркое выражение культурное наследие тайцев нашло именно в муайтай, без которого невозможно представить современный Таиланд. Чтобы понять сущность современного тайского бокса, следует хотя бы кратко рассмотреть общую эволюцию тайских боевых искусств, тот исторический фон, на котором произошло его зарождение и развитие. Надо отметить, что реальные корни происхождения муайтай, вероятно, никогда не будут найдены, поскольку большая часть исторических записей исчезла навсегда в 1767 г., когда бирманские войска сравняли с землей древнюю столицу сиамского королевства - Аютхайу. Поэтому описываемый здесь процесс эволюции традиционных боевых искусств Сиама, вплоть до начала XVII в., является лишь попыткой его исторической реконструкции. Те немногие сведения, которые дошли до наших дней, сохранились, в основном, в исторических архивах сопредельных с Таиландом государств: Бирмы, Кампучии, Лаоса, а также исторического королевства Чиангмай, Вьетнама, Китая и в записях первых европейцев, посетивших Сиам. Эти данные зачастую носят противоречивый и разрозненный характер, что сказывается на точности описания истории муайтай в современной литературе.

Свернутый текст

Кто же такие тайцы? Истинное происхождение тайской нации до сих пор остается неизвестным. Считается, что тайские племена пришли в Юго-Восточную Азию через Китай с Алтайских гор, поэтому современный Таиланд не является их исторической родиной. Предками нынешних тайцев были народности, объединенные принадлежностью к единой языковой группе (тайские языки), в которую входили племена таи, лао, чжуаны, шаны, буи, сиамцы (кхон-таи) и др. Территории, населенные тайскими племенами, занимали горные плато к югу от реки Янцзы там, где сейчас находится китайская провинция Юньнань. Большая часть китайцев проживала в то время восточнее, в центральном и тихоокеанском регионах современной КНР. Ранние китайские хроники (первые китайские записи, касающиеся тайцев, датированы VI в. до н.э.) свидетельствуют о том, что тайские племена занимались выращиванием риса в долинах. На основании археологических находок на плато Корат в северо-восточном Таиланде, некоторые ученые считают эту территорию древнейшим в мире рисопроизводящим регионом и местом зарождения "бронзового века" на Земле (примерно 3000 лет до н.э.).

Говоря объективно, трудно судить о существовании каких-либо систем боевых единоборств на границе неолита и бронзового века, но если следовать утверждениям тайских историков, то уже где-то в середине II тысячелетия до н.э. на территории заселенной тайскими племенами существовала система рукопашного боя, возникшая на основе опыта борьбы с китайцами. Скорее же всего, время возникновения подобия каких-либо систем рукопашного боя в Таиланде следует отнести на тысячелетие позже, а именно к XV в. до н.э., когда в Китае появились первые протогосударства в бассейне реки Хуанхэ. Именно к эпохе Шань-Инь (XIV - XI вв. до н.э.) относятся одни из первых найденных в Китае изображений приемов борьбы с оружием.

К концу I тыс. до н.э. на территориях, занятых тайскими племенами, начинают формироваться протоисторические государства, названия которых сохранились в китайских династийных хрониках этого периода. Одним из первых образований такого рода стало крупное государство Фунань (I - VI вв. н.э.), занимавшее территорию дельты и среднего течения реки Меконг и включавшее в себя половину современного Таиланда и всю Камбоджу. Фунань, правящий класс которого состоял из индусов, играло ключевую роль в политике и экономике Юго-Восточной Азии того периода. В течение I тыс. н.э. тайские племена были организованы в так называемые "мыанги" ("земли"), возглавляемые удельными князьями "чао" ("отцы народа") и сотенной администрацией. Общественный строй мыангов базировался на феодально-родовых отношениях и представлял собой сочетание вертикальных и горизонтальных классовых связей. Соседние мыанги часто объединялись, чтобы противостоять своим воинственным соседям - китайцам и вьетнамцам, с которыми и происходила большая часть военных конфликтов.

Ключевую роль в становлении единой тайской нации сыграло образование в середине VII в. на территории южного Китая (современная провинция Юньнань) государства Наньчжао (с IX в. - Дали), которое просуществовало до XIII столетия. Правящая китайская династия Тан, которой с севера угрожали кочевники и могущественные западные государства (Тибет и др.), решила обезопасить свои юго-западные границы путем форсированного создания дружественного государства в Юньнани, состоящего из различных национальностей, называемых в Китае "южными варварами". Однако, если первоначально Наньчжао было союзником Китая, то в последующие столетия стало его соперником, распространив свое влияние на территорию современной Бирмы и северного Вьетнама. В 1235 г. монгольские армии хана Хубилая покорили Наньчжао и оно вошло в великую империю Юань. Роль Наньчжао в истории тайцев была двоякой. Создание государства-буфера, с одной стороны, простимулировало миграцию тайских племен на юг, а с другой - затормозило китайское культурно-экономическое влияние с севера на многие столетия. В противном случае, тайцы просто ассимилировали бы в китайскую культурную среду как многие малые народности современного Китая.

После создания государственного образования Наньчжао, одному из тайских удельных князей, правивших на этой территории, Кунло (около VII в. н.э.), удалось объединить шесть крупнейших тайских княжеств и провозгласить их независимость. Ему также приписывается создание элитных воинских частей, состоящих как из мужчин, так и женщин, которые базировались в районе реки Конг. Управление этими подразделениями основывалось на крайне суровом военном кодексе, согласно которому, к примеру, лечению подлежали только те воины, которые получили ранения в переднюю часть тела. Те же, кто был ранен в спину, карались смертью как трусы, не выполнившие свой воинский долг. Воинская тактика элитных частей во многом предопределила способы ведения боя в этот период. Для защиты корпуса спереди воины носили специальные панцири из нашитых на одежду полосок толстой кожи, а типичное вооружение состояло, как правило, из традиционного тайского меча. Лишь отдельные воины имели копья или другое древковое оружие. Признаком принадлежности к элитным частям были прикрепленные к шлемам кошачьи хвосты и татуировка красного цвета на теле. В сражениях эти части всегда находились впереди войска, а чтобы стать их членом, необходимо было пройти весьма сложные испытания.

Кунло считается также основателем "фандаба" - тайского искусства фехтования на мечах. Следует отметить, что возникновение искусства фехтования в Таиланде тесно связано с развитием китайских боевых искусств. Древняя тайская система боя на мечах, существовавшая в конце I тысячелетия до н.э., полностью базировалась на китайской модели, как и тип самого меча, называемого "даб чек". От своего китайского аналога он отличается лишь укороченной рукоятью. На юге Таиланда форма тайского меча претерпела некоторые изменения, в результате чего возникли три новые разновидности, используемые больше как орудия крестьянского труда. Меч первого типа, "то", имел закругление с одного конца лезвия и применялся для рубки ветвей деревьев в джунглях (аналог мексиканского мачете). У другого меча, называемого "даб", было изогнуто само лезвие, что позволяло использовать для нарезания травы и побегов бамбука. И, наконец, меч третьего типа, "понг даб", имел обоюдоострое упрочненное лезвие с закруглениями на обеих концах и представлял собой идеальное орудие как для труда, так и для боя. Однако именно из "даба" вышел классический древний тайский меч "даб тай", техника боя на котором со временем стала очень сильно отличаться от китайской.

В китайских летописях, относящихся к династии Тан (618-907 гг.), встречается термин "даб наньчжао", который впервые появляется в записях, датируемых 649 г. н.э. В докладе императору упоминается о пришедшей с территории тайских племен старинной и непредсказуемой технике фехтования, против которой очень трудно защищаться. В качестве резюме высказывалось соображение воздерживаться от нападения на тайцев до тех пор, пока не будут изучены все секреты этого искусства. Как оказалось, данная техника фехтования отличалась использованием в комплексе с мечом приемов рукопашного боя "пачуху" или "пахуют", в который входили удары кулаками, ногами, локтями и коленями. Гораздо позже в даб наньчжао стали применять два обоюдоострых меча одновременно, используя их рукоятки для проведения бросков и болевых приемов (в т.ч. на суставы) по принципам, которые до сих пор сохранились в тайском массаже и акупрессуре. Фехтование двумя мечами в какой-то степени предвосхитило появление системы тайского фехтования "краби крабонг", самые первые свидетельства о которой появились лишь в середине XIV века.

Воины "Золотого Века"

В XIII в. миграция тайских племен таи и лао, которые под натиском монгольских кочевников Хубилай-хана перемещались из мест своего постоянного проживания в Юньнани дальше на юг, достигла своего максисума. На юге находилась империя Камбуджадеша, состоящая из народностей кхмеров и монов, подчинивших себе местные племена. В целом же, переселение тайских племен началось намного раньше, и к этому периоду они уже проживали на таких удаленных к западу территориях, как Ассам (сейчас индийский штат Ассам), на юго-западе занимали район современной Бирмы (Шаны). Отдельные тайские племена, известные как "таи дам" ("черные таи"), "таи дэнг" ("красные таи") и "таи као" ("белые таи") поселились в юго-восточных районах Тонкин и Аннам (северная и центральная части современного Вьетнама). Борьба с монголами и наступление на империи монов и кхмеров упрочили власть тайских вождей и в конце XIII в. в северной части Центрального Индокитая возникли буддийские государства народности лао Чиангмай (1926 г.) и Лангсанг, а на подчиненной кхмерам северо-западной территории монов вдоль реки Пинг (приток Менама) государство народности таи Сукхотаи (1238 г.) - колыбель тайской цивилизации. В 1938 г., с приходом к власти короля Индрадитья, началось правление первой в истории тайцев королевской династии Сукхотаи, просуществовавшей до 1350 года.

http://www.muaythai-russia.ru/images/History/ramkhamhaeng.jpg

Статуя Короля Рамкамхэнга, расположенная в историческом парке Сукотая

Свернутый текст

Одно из первых собраний записей по тайским боевым искусствам было составлено третьим сыном короля Индрадитья, Рамкамхэнгом ("Рама Великий"), который взошел на трон в 1275 году. Рамкамхэнга называют "отцом тайской нации", отдавая дань уважения за те огромные социально-экономические и административные преобразования, которым он способствовал в годы своего правления. Помимо того, что он присоединил к Сиаму южные территории вплоть до оконечности полуострова Малакка, "Рама Великий" известен еще и как создатель тайского алфавита. "Золотой век" Сукхотаи при Рамкамхэнге продлился до его смерти в 1317 г., после чего королевство практически распалось, а столица обезлюдела. Упомянутое выше собрание записей получило название "тамраб пичайсонкрам" ("книга о способах достижения победы на войне") и представляло собой сохранившиеся разнородные материалы по тактике и стратегии боя, магическим ритуалам, записям о старых приемах рукопашного боя, а также содержало сведения по астрологии и астрономии. В собрание вошли как тайские, так и китайские источники. Вообще, бытует мнение, будто бы в X в. до н.э. в Китай попал попал один из самых древних тайских секретных трактатов по рукопашному бою, на основании которого были составлены первые китайские наставления на эту тему. Однако, все это выглядит не более чем вымыслом. После падения династии Сукхотаи большая часть коллекции была утеряна. Часть записей, касающихся буддизма и боевых искусств сохранилась в буддийских монастырях, часть - в китайских, бирманских и камбоджийских исторических архивах, однако в целом до наших дней дошло очень мало сведений.

Тем не менее, общую картину в какой-то мере можно восстановить. Так, все источники практически единогласно сходятся на том, что в сиамской армии не было кавалерии. Войска состояли из вооруженной мечами пехоты ("тахан тао") и экипажей боевых слонов ("тахан чанг"). Женщины сражались наравне с мужчинами и имели равный с ними статус. Сиамские воины использовали стиль рукопашного боя, известный как "пахуют". Согласно китайским хроникам, движения их были непредсказуемы, а в качестве оружия активно использовались все ударные поверхности тела. Перед битвой воины проводили ритуалы поклонения богам и призыва духов-покровителей. В пахуюте использовались три вида оружия: длинное древковое (копье, шест или различные виды алебард), стандартное (меч) и спецназначения, которое эволюционировало из защитных приспособлений. В последнем случае имеется ввиду защитный нарукавник "кра рок", которым в бою стали наносить удары по аналогии с техникой использования шеста "крабонг". Искусство владения длинным оружием называли "тэн чанг" ("фехтование палками на слонах"), поскольку практиковали его воины в составе экипажей боевых слонов. В систему рукопашного боя вошли также независимо развившиеся техники страховок при падении со слонов, и чуть позже все это объединилось под единым названием "пахуют".

Когда мигрировавшие тайские племена достигли центральных районов современного Таиланда, столицей области Ладья (сейчас Канчанабури, Западный Таиланд) стал крупный город Суваннапум. Он был заложен на развалинах одноименного древнего города, построенного еще индусами. Сейчас это место в Западном Таиланде носит название Након Пратом. Рядом с Суваннапумом появились четыре крупных города: Рачабури, Транасаури, Сингбури и Петбури (Канчанабури). Район Суваннапума известен как место зарождения новой системы фехтования "даб суваннапум" или "даб канчанабури", пришедшей на смену "даб наньчжао". До XIV в. здесь находились лучшие в Таиланде оружейники, поэтому Суваннапум был местом паломничества фехтовальщиков со всей страны. Этот факт отражен в наскальных записях времен Рам Камхенга. С городом Суваннапумом связана легенда о "небесной пещере" ("там кухасаван"), где будто бы была создана система рукопашного боя "пахуют", основателями которой считаются пять великих мастеров: Кру Кун Плаая, Кру Лам, Кру Сри Трейрат и дочь Кру Кун Плаая, Кру Мэ Буа. Действительно, фрески, найденные в пещерах Канчанабури, подтверждают версии о том, что это место являлось одним из древнейших центров обучения воинским искусствам. Согласно преданиям, пещера была местом отдыха некоего женского божества, спускавшегося с небес в человеческом облике, и являлась своего рода "дверью" между "верхним миром" и миром людей. Только те, кто обладал магической силой, могли пройти сквозь эту "дверь". Пещеру использовали и другие божества для того, чтобы сойти на землю и помочь тем, кто просил богов о помощи. Однажды за божеством в образе ворона ("куангтеп"), которое возвращалось на небеса, попытался последовать демон ("як"), который поднял страшный шум в попытках открыть "дверь" с помощью своей магической силы. Божество в женском образе, отдыхавшее в это время в пещере, страшно испугалось и немедленно улетело обратно, однако в спешке потеряло свой плащ. В то же время Кру Кун Плааю пригрезилось во сне, что духи предков советуют ему найти пещеру, где он мог бы получить от них знания и развить свой дух. Поскольку в Таиланде сны считаются одним из способов перехода в иные миры, то он воспринял свое видение как конкретный совет и, занявшись поиском волшебного места, действительно вскоре наткнулся на пещеру, где обнаружил какие-то полуистлевшие куски ткани. Решив, что это и есть та самая пещера духов, ру Кун Плаай поселился в ней вместе с остальными мастерами пахуюта. Там они получили сверхестесственные знания ("сайя сат") и обучились высшему искусству борьбы, включая владение различными типами оружия. Все пять мастеров оставались в пещере вплоть до момента полного "просветления", после чего их души ("чит") покинули физические тела ("ранг") во время медитации и они прекратили свое земное существование в человеческом облике. Однако их высшие духовные сущности ("пхи") продолжали оставаться в пещере. Все пятеро превратились в высшие существа ("теп"), которые могли появляться в любом месте и принимать любую форму, в том числе временно вселяться в человеческие тела, передавая свои знания людям, а также таинственно исчезать. Смертным нельзя было посещать пещеру, поскольку присутствующие в ней магические силы могли вызвать ужасные последствия и привести к смерти смельчака, осмелившегося нарушить покой духов. Однажды, много лет спустя, странствующий буддийский проповедник, монах Пра Тудонг, благодаря своему духовному подвижничеству сумел увидеть вход в пещеру. Он попросил у духов пещеры разрешения войти в нее, чтобы получить знания, которые могли бы помочь людям в этом мире. Рядом с пещерой монах построил маленький буддийский храм под названием Ват Там Кухасаван ("храм небесной пещеры"). Этот храм, известный также как Ват Там, расположен в местечке Намток Сайёк Ной вблизи Канчанабури.

Первым из пяти великих учителей пахуюта, которые упоминаются в легенде, был Кру Кун Плаай, выходец из района Наньчжчао, где проживали тайцы. Он происходил из семьи потомственных шаманов и с детства получил глубокие знания по магии и пахуюту. По легенде, его свита состояла из духов, которые вместе с ним составляли отряд неуязвимых воинов, участвовавший в войне с китайцами. Даже обезьяны, стада которых населяли Лопбури, однажды будто бы составили его свиту. В этом же городе Кру Кун Плааю воздвигнут памятник как "святому отцу-покровителю". Одновременно в Супанбури ему поклоняются как защитнику джунглей "чао по саминг плаай" ("святой отец духа тигров"), а в Канчанабури Кру Кун Плаай является покровителем гор. Его дочь также была знаменитым мастером пахуюта и целителем, которая лечила травами и "святой водой", выжимаемой из своих волос. Ей поставлен мемориальный памятник в Бангкоке.

Третьим из "Пяти Великих" был охотник из города Мунг (современная Бирма) Кру Сри Трейрат ("учитель трех принципов"), разработавший три базовых принципа пахуюта: удар, удержание и падение (перекат). Его ученики могли надеяться встретить учителя только в джунглях, откуда тот никогда не выходил. Более реальной исторической фигурой является, по-видимому, Кру Лам, родившийся в крестьянской семье из города Чингтунг (северный Таиланд). Все тело Кру Лама было покрыто татуировкой синего цвета, что впоследствии стали копировать многие тайские бойцы. До этого татуировки наносили исключительно красной краской, символизировавшей уважение к духам предков. Кру Лам впервые разработал защитный нагрудник и боевые поножи, взяв за основу китайскую модель, поэтому его метод пахуюта учитывал использование защитных приспособлений. Статуи воина в доспехах Кру Лама стоят в Таиланде во многих местах, напоминая об угрозе, подстерегающей воина в бою. Кру Лам выделил также пять видов оружия, за что почитается как учитель "ауд тай" - тайского искусства борьбы с оружием. Последний из перечисленных мастеров, Кру Фонг, принадлежал к племени таи, происходившему из одного из центральных районов современного Китая. Следуя традиции предков, он изучил технику традиционного фехтования, включившую в себя впоследствии методы пахуюта Кру Сри Трейрата и Кру Кун Плаая. Кру Фонг разработал также концепцию фандаба - тайского фехтования на мечах, которая использовалась позже для обучения в некоторых школах фехтования в северном Таиланде, Аютии и Чантабури. Скрещенные мечи, висящие над входом в тренировочные залы, являются знаком уважения к Кру Фонгу. Вполне возможно, что легенды о пяти мастерах имеют под собой какую-то историческую основу, опирающуюся на реально существовавшие исторические фигуры. Несомненно также, что некоторые ритуалы, обряды и приемы рукопашного боя, нашедшие отражение в современном муайтай, восходят именно к этому периоду.

Методы рукопашного боя в древнем Сиаме развивались на фоне совершенствования способов ведения войны в целом, поэтому даже использование боевых слонов повлияло на формирование тайских боевых искусств. Одна из легенд, в которой впервые упоминается о применении боевых слонов в "личном единоборстве", связана с уже упоминавшимся городом Суваннапумом. Согласно ей, придворный оракул ("хох") короля Прайя Конг предсказал королеве, ждущей ребенка, что ее еще нерожденный сын убьет своего отца. Король, узнав об этом, пришел в такую ярость, что приказал немедленно убить появившегося на свет ребенка. Однако королева опередила его, заменив своего сына, который был тайно отдан на воспитание кормилице в город Рачабури, где он и вырос. Юноша, получивший имя Пан, оказался очень талантливым в воинском деле. Он быстро продвигался по служебной лестнице и вскоре получил титул главнокомандующего ("прайя"). Судьба сложилась так, что Прайя Пан вскоре захотел править в Рачабури единолично, и королю пришлось послать войска на подавление восстания. В битве Прайя Пан развернул свои войска способом, который был неизвестен ни индийским, ни кхмерским полководцам того времени, и вскоре королю пришлось самому вступить в смертельную схватку. Прайя Пан предложил ему померяться силами "один на один", сидя на боевых слонах, прежде чем пускать в битву войска. Король посчитал невозможным отказаться, хотя раньше никогда не сражался верхом на слоне, и в последовавшей короткой схватке был убит. Предсказание оракула исполнилось. Вдохновленный победой Прайя Пан приказал войскам немедленно захватить город Канчанабури. Кроме того, он объявил, что намерен взять в жены супругу павшего короля с целью прекратить возможные попытки восстания в Рачабури. Когда же придворные сообщили, что это его мать, а убитый король был его отцом, Прайя Пан потерял рассудок от горя и обвинил во всем свою приемную мать, которую приказал казнить. В знак раскаяния о содеянном им была воздвигнута мемориальная пагода в Накхон Пратоме.

Снаряжение и тактика использования тайского боевого слона имеют индо-камбоджийские корни. Так, боевой экипаж состоял из четырех воинов, каждый из которых выполнял свои функции. Первый из них, как правило, очень опытный воин, сидел впереди на шее слона и назывался "насык" ("передняя линия"). Обычно это был командующий ("чао прайя") или кто-либо из высокопоставленных членов королевского дома. В функции насыка входило наблюдение за ходом сражения на земле и выбор стратегии ведения битвы. Как правило, этот воин прекрасно владел одним из видов длинного древкового оружия ("крабонг"), а также должен был уметь сохранять свое положение при неожиданных движениях слона, не прекращая командовать солдатами внизу. Существовало даже специальное наставление, регламентирующее обязанности насыка. В походе он находился чуть позади своего боевого места, которое во время марша занимал погонщик слона. Этот воин, именуемый "крабоун" ("павлиньи перья"), выполнял все функции по уходу за животным. У него имелось опахало из павлиньих перьев, которым, с помощью системы условных сигналов, передавались приказания насыка находящимся внизу солдатам. Крабоун наблюдал за воинами, прикрывающими ноги слона, и за поведением самого животного, обращаясь при необходимости непосредственно к насыку. Кроме того, он должен был следить за исправностью его оружия и обеспечивать охрану насыка в случае серьезной опасности. Часто это требовало от погонщика присутствия непосредственно рядом с насыком, для чего приходилось перебираться со своего места вперед. Хотя это расстояние и не превышало одного-двух метров, такой маневр в условиях битвы на раскачивающимся слоне требовал поистине обезьяньей ловкости и часто случалось, что погонщик падал вниз. Иногда ему самому приходилось спрыгивать со слона, хотя это и жестоко каралось, поскольку он не имел права самостоятельно покидать свой пост. Однако в случае падения насыка на землю крабоун не колеблясь бросался вниз, рискуя быть раздавленным, но не желая пренебречь своим долгом телохранителя. Конечно, при падении со слона в битве шансы выжить были минимальными, однако в тренировках по пахуюту воины специально готовились к таким ситуациям. В учебнике по искусству ведения боевых действий "тамраб пичайсонкрам" описывались специальные техники, позволяющие минимизировать риск в случае падения со слона. Эти приемы назывались "вича токчанг", позднее просто "токчанг". Тем не менее, согласно историческим сведениям, наибольший процент потерь среди бойцов приходился именно на воинов-погонщиков.

Третьим действующим лицом был "крабанг ланг" ("защитник тыла") сидевший позади погонщика спиной к нему и призванный оберегать слона и весь "экипаж" от неожиданной атаки сзади. Этот воин был вооружен длинным древковым оружием, которым должен был владеть в совершенстве, равно как и приемами пахуюта. Его положение было крайне неустойчивым, а свобода движений ограничена, поскольку он должен был следить за тем, чтобы не задеть оружием сидящих за спиной людей. И наконец, еще четыре воина, именуемые "пракоб бат" (защитники ног"), охраняли каждую ногу слона в отдельности. Ноги у боевого слона не были прикрыты защитными щитками, поэтому любое ранение копьем или мечом могло кончиться очень плачевно для всех: слон мог либо погибнуть, рухнув со всем экипажем, либо прийти в бешенство от боли и броситься давить свои же войска. Боевая задача "защитников ног", вооруженных двумя мечами, была совсем не из легких. Необходимо было, уподобившись "двуликому Янусу", отбивать атаки врага спереди и следить, чтобы слон не растоптал их самих сзади. Кроме того, им вменялось в обязанность помогать всем, кто падал со спины слона. Такие же четыре воина ("пракоб тау"), защищали ноги королевского слона. Именно из этих людей сформировалась впоследствии первая группа личных телохранителей ("онкарак") сиамского короля.

"Прекрасная и нерушимая"

В 1350 г. династия Сукхотаи потеряла свое влияние и к власти пришел другой сиамский королевский дом из низовьев реки Чао Прайа, где и появилась новая столица государства, город Аюдхайя. Одноименная династия, в которой сменилось 33 короля, просуществовала вплоть до 1767 г., когда Сиам был захвачен бирманскими войсками, а его столица полностью разрушена. С приходом династии Аюдхайя иностранцы стали называть государство тайцев "королевством Сиам" (название, очевидно, связано с санскритским словом "шиам", т.е. "темнокожие"). За эти четыре столетия боевые искусства тайцев претерпели значительные изменения.

Свернутый текст

Еще где-то в конце X в. правитель города Аутонг, который позже стал называться Сри Аютхайя ("прекрасный и нерушимый"), Пра Панса впервые организовал соревнования по пахуюту. Это зрелище было задумано как народное празднество и азартная игра для всего населения одновременно. Следует сказать, что страсть к азартным играм является характерной национальной чертой тайцев, и даже сейчас любые соревнования не мыслятся без тотализатора. Поединки носили дружественный характер и, согласно правилам, убийство соперника не допускалось. Такой вид соревнований стал называться "муай", или "панан муай" ("муай" означает "схватка, поединок", а "панан" - "делать ставки"), и он явился предтечей современного муайтай. Основное внимание в этой ранней форме боксерских соревнований уделялось лишь техническому превосходству над соперником. Сам Пра Панса почитается как основатель соревновательной формы муайтай, выросшей из этих поединков. Древний тотализатор включал в себя не только выступления бойцов панан муай, но и другие виды развлечений, где люди могли заключать пари и делать ставки. К ним относились петушиные бои "муай кай" - развлечение, чрезвычайно популярное во всей Юго-Восточной Азии, бои между бойцовыми рыбками "муай пла кад" (необычайно красивые, но страшно драчливые рыбки "петушки" (Betta splendens Regan), обитающие в аквариумах любителей, как раз и представляют собой разновидность таиландских бойцовых рыбок), а также схватки между кобрами и мангустами "муай нгу". В поединках нередко принимали участие и китайские бойцы, практикующие различные стили ушу, поэтому в таких случаях распорядитель делал объявление о бое "муай чек", что означало "поединок с китайцем".

Первоначально в панан муай отсутствовал ринг и какие-либо правила соревнований. Под арену отводился участок плотно утоптанной земли с четырьмя деревянными столбами высотой до колена, расположенными по углам площадки ("лаг муай"). Тренеры бойцов сидели на столбах и принимали у зрителей ставки на дерущихся. В качестве дополнительных участков для сбора заявок были установлены еще два столба. Зрители наблюдали поединки сидя на земле. Ставки считались принятыми в том случае, когда обе стороны подавали условный сигнал, символизирующий разрешение начать поединок. Роль организатора и рефери, полостью контролировавшего ситуацию на площадке и определявшего победителя, играл всего один человек, для которого проведение поединков панам муай было средством к существованию. В случае, когда бои проводились королевским домом, в качестве рефери выбирались служащие из числа гражданского населения, которым было запрещено делать ставки. Перед схваткой оба бойца выполняли церемониальный танец в честь своих учителей, духов предков и богов. Этот ритуал, известный под названием "рам муай кру", существует и по сей день. Поединки панам муай проходили в атмосфере народного праздника и сопровождались музыкой, призванной подбодрить бойцов, которая исполнялась музыкантами из числа зрителей. Ритуалы, имеющие отношение к панам муай, сохранились до настоящего времени в фольклоре северного Таиланда. Первоначально музыкальный аккомпанемент играл роль фона, на котором проходил праздник, однако позднее музыка стала регулировать ход самого поединка. В самом начале, когда бойцы двигаются медленно, исполняя рам муай кру, музыка звучит плавно и спокойно, подчеркивая торжественность обстановки. По мере нарастания напряженности, движения бойцов становятся все более и более резкими, переходя в настоящий шквал яростных атак. При этом ритм ускоряется и приобретает неистовый характер в самые кульминационные моменты схватки. Оркестр "вонг муай" включал в себя пять основных инструментов: индонезийскую флейту "пи чава", индийские сдвоенные барабаны "клонг кэк" с различной высотой тона: "туа пу" (барабан с "мужским (высоким) голосом") и "туа миа" (барабан с "женским (низким) голосом"), еще один барабан южно-таиландского происхождения "кхонг" и металлические цимбалы "чинг". Аналогичное музыкальное сопровождение поединков сохранилось в тайском боксе и в наши дни.

Уже во второй половине XV в. восьмой король Аютхайи Боромотрайлоканата (1448-1488) пересмотрел положения военного трактата "тамраб пичайсонкрам" и сделал изменения, касающиеся управления войсками. Вскоре, в 1518 г., португальский король Мануэль первым из европейцев установил дипломатические отношения с Сиамом. Португальцы ввезли в страну огнестрельное оружие, а их наемники помогли тайцам в первой войне против молодого королевства Бирмы. Такая помощь оказалась как нельзя кстати и Сиам одержал победу.

Первая половина XVI в. явилась началом целого ряда сиамо-бирманских войн, которые в свою очередь способствовали развитию воинского мастерства тайцев. В 1569 году тайцы впервые потеряли свободу. Их столица Аютхайа была оккупирована войсками бирманской коалиции, возглавляемая правителем бирманского государства Таунгу, Байиннауном. Тринадцатилетний сиамский наследный принц Пра Онгдамм (позже известный как король Наресуан Великий) был захвачен в качестве заложника и увезен в Бирму. Однако, бирманский король отнесся к молодому принцу как к сыну и дал ему хорошее образование. Помимо всего прочего, Наресуан изучал и боевые искусства. Когда принцу исполнилось 19 лет король разрешил ему отправиться домой. К этому времени  Аютхайи уже была предоставлена некоторая автономия, поскольку молодое  бирманское государство не могло долго удерживать все захваченные территории. Аютхайу возглавил отец Наресуана, выходец из правящей династии Сухотаи -  Маха Дхармарача. Вернувшись домой, молодой Наресуан в 1571 году а Питсанулоке на основе общинных отрядов самообороны создал боевые команды "дикие тигры" и возглавил движение сопротивления против  бирманского присутствия в Сиаме, опираясь на тайскую диаспору в Бирме (помимо тайцев на северо-западе страны, в центральных районах Бирмы проживали выходцы из Индии и Цейлон, а на юге - этническая группа монов). В ночь на 14 июня 1584 года Наресуан провел мистическую церемонию  "ранг синоток", символизирующую независимость сиамского государства, и начал борьбу за освобождение страны  от бирманского владычества и  объединение разрозненных тайских этнических групп, что само по себе было нелегким делом. Наресуан сражался во всех битвах в первых рядах бок о бок  со своими воинами и до наших дней дошли легенды о его неустрашимости и мужестве. Так, при взятии штурмом бирманской крепости Кай Прайя Након принц, зажав в зубах свой знаменитый штурмовой меч "даб кабкай", одним из первых взобрался на стену. При этом он был несколько ранен бирманскими копьями, но даже упав вниз, нашел в себе силы продолжить сражение. Естественно, что престиж Наресуана среди населения был очень высок, и в 1590 году он стал королем тайцев. Наресуан основал специальные центры подготовки сиамских воинов , что привело к расцвету собственно тайских боевых искусств ( в большей степени это касалась искусства фехтования, а также воинской стратегии и тактики).

http://www.muaythai-russia.ru/History/history_01.htm

0

2

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=IfIQggwvOLk[/youtube]

0

3

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Pl1c_K8aJ6k[/youtube]

0

4

0

5

0

6

Муай Боран - прародитель современного тайского бокса Муай Тай

Муай Боран — традиционный стиль боевого искусства Таиланда. Прародитель современного тайского бокса Муай Тай. В переводе с тайского, Муай Боран (มวยโบราณ) означает «древний бокс». Если классический современный тайский бокс называют «наукой о восьми конечностях», то Муай Боран в народе имел название «науа ауют», что в переводе означает «девять орудий». «Наука о восьми конечностях» предполагает использование восьми сочленений человеческого тела: два кулака, два локтя, два колена и две стопы. «Девять орудий» включают в себя, кроме вышеупомянутых конечностей, также технику нанесения ударов и других воздействий с помощью головы. Такие отличия обусловлены, прежде всего, историческим контекстом возникновения и развития этих стилей. Муай Боран изначально был разработан как прикладная система рукопашного боя, которая активно использовалась в борьбе против бирманских оккупантов. Таким образом, Муай Боран — это армейская система рукопашного боя, в отличие от современного Муай Тай, который является следствием урезанных правил проведения поединков по традиционному тайскому боксу.

Муай Тай изначально затачивался под соревновательный режим. Таким образом, из многогранного боевого искусства Муай Боран трансформировался в вид спортивного единоборства с множеством технических ограничений. Регламент правил Муай Тай разрабатывался с учётом беспокойства о здоровье бойцов, поэтому все опасные для жизни техники были исключены. Военные приёмы уступили место гражданским.

В наши дни, школы, где преподают традиционные стили, встречаются довольно редко даже в самом Таиланде. А в некоторых школах современный Муай Тай выдают за Муай Боран, преподавая его за немалые деньги. В последнее время интерес к Муай Боран значительно возрос. Это связано с выходом фильма «Онг Бак» с Тони Джаа в главной роли, который как раз представлял в картине традиционный Боран.

Муай Боран, стиль Паак Клоонг

Мастером этого известного стиля был Аджарн Кимсейнг (Ajarn Kimsaing) из города Аютхая (Ayuthaya). Аджарн Кимсэйнг изучал Муай Аютхая (Muay Ayuthaya) у Кру Киао (Kruu Kiao). Затем он переехал в Бангкок, чтобы изучить международный бокс и Муай Паак Клоонг.

Стойка в Паак Клоонг очень низка и компактна, с центром тяжести расположенным между ногами. Оба колена согнуты, и все суставы направлены вперёд, будучи готовыми быть использованными как щит против любого наступательного движения. В Паак Клоонг кулаки один перед другим и выстроены в линию перекрывая центр. Воины Паак Клоонг, отлично владеют обеими сторонами и не отдают преимущество правосторонней или левосторонней стойке. Иногда передняя нога немного преподнята над землёй, выдвинута от себя, но при этом направлена вниз, в сторону противника. Работа ног в этом стиле очень интересна: когда боксёр делает шаг, вместе с его ногой руки поднимаются в верхнюю оборонительную позицию. При следующем шаге, руки опускаются в исходное положение.

Паак Клоонг специализируется на атаках и блокировании локтями и коленями. Каждая рука и нога согнуты даже во время атакующих движений. Конечности никогда не расгибаются полностью. Что интересно в отличие от остальных стилей там часто работают с концепцией шара. Таким образом, Муай Боран Паак Клоонг не ограничивает себя только одномерной борьбой (удары из стойки). Если борьба перейдёт на землю, то и в таком случае воин может сражаться эффективно. В реальной схватке зачастую сражаться приходиться с несколькими противниками одновременно. Тут и нужна концепция круга.

Еще одной интересной особенностью являются изучение принципа 4-4 . Это четыре движения локтя, которые могут быть как защитными, так и атакующими и четыре движения колена которые исполняют ту же функцию. Впоследствии движения локтем разворачиваются в удары и защиты кулаком и открытой рукой, а движения коленями в удары и защиты ногами. (существует четыре движения локтем : снаружи - внутрь, изнутри -наружу, снизу-вверх, сверху-вниз, то же самое коленями. Эти базовые восемь движений разворачиваются в восемь движений руками-ногами. Например, там нет строго прямого удара рукой как в боксе есть движение снизу -вверх или сверху-вниз также и с прямым ударом ногой и т.д.)

Работа ног быстрая и короткая. В некоторые моменты масса тела перемещена полностью на одну ногу. Боец Паак Клоонг используют скользящие движения, и позволяет переходить в любой момент к атаке. Нападения в Паак Клоонг очень скоростные и легкие атаки приходят со всех возможных углов. Поскольку стиль Паак Клоонг старый традиционный стиль, то в него заложено много Буддистских концепций. Боксеры Паак Клоонг широко практиковали медитацию и изучают Буддизм в его индийской трактовке, которая весьма отлична от китайской.

Занятия проводятся в традиционном, систематическом стиле. Обучение начинается с базы: сначала ученики изучают, как защитить себя, используя блок или подставку (менее уязвимых мест), уводы в сторону, покрывающие и открывающие движения до тех пор, пока ученик не станет достаточно опытным и не сможет достаточно уверенно защитить себя от нападения. Затем начинается изучение расширенных методов Муай Тай, называемых Лук-Маи (Look-Mai). Это отличительная черта традиционного Муай Тай от современного (мэйн-стрим) вида, где боксёр обучается нападению, используя исключительно удары ногами, руками, направленные на единственного оппонента, и наоборот, защите, где, надеясь на собственные физические возможности, боксёр будет принимать удары руками и ногами от противника. Напротив, старые стили Муай Тай ориентированы то, чтобы сам стиль гарантировал защиту и, тем самым, человек был защищён всё время от какого бы то ни было вреда, не допуская "прохождение" ударов, и не опираясь на надежду о том, что ты окажешься физически крепче противника.

Идеи, техники, внесённые в Муай Тай через мудрость великих учителей прошлого, являются крайне разрушительными и содержат множество методов, включающих уловки, расширенные и базовые техники. Все эти методы могут расширяться фактически до бесконечности. Изучение этого разрушительного боевого искусства, делает человека упорным, решительным, а сознание при этом ясным и спокойным. Муай Боран (старый муай тай) использует не только кулаки, ноги, колени, и локти, что мы обычно видим в современном Муай Тай, но и такие забытые элементы, как броски, прессинг, захваты, замки, ломания суставов (Toom-Tup-Jub-Huk), которые ничуть не менее опасны, чем бросковые техники в других военных искусствах. Это те методы, которые мы не видим в современном  Муай Тай. Так же, как и способы падения, направленные на то, чтобы можно было быстро и легко встать, перекаты по земле, техника "ползания" (Lom-Look-Klook-Klan), которые необходимы в случае перехода боя на землю.

Паак Клоонг также обучает вооружённому стилю, сосуществующему вместе с рукопашной подготовкой, известному обычно под названием Kраби-Крабонг (“меч и палка”), который фактически предполагает использование короткого и длинного оружия. Это боевое искусство предполагает использование мечей двумя руками, ножа, шеста или палки, короткой палки, так же как, и всего другого старого традиционного тайского оружия, обучающих мастеров владения которым сейчас очень трудно найти. Всё это - истинная комбинация всех традиционных тайских военных искусств.

Одним из учеников Аджарна Кимсейнга был этнический бирманец Прасертак Пучитван, который пришел к Аджарну уже состоявшимся бойцом владеющим техникой бирманского бандо. Что в свою очередь наложилось на технику Паак Клоонг и несколько изменило стиль, как бы округлило его, придало ему большую сферичность за счет убирания углов вообщем-то изначально присущих технике муай тай. Добавило в методику обучения упражнения парной работы, которая раньше не практиковалась в муай тай, например упражнения липкой паутины представляющей собой различные прилипания к атакующим конечностям. Принцип шара включает в себя концепцию круговой защиты и нанесение ударов по различным круговым траекториям вместе эти траектории образуют замкнутую сферу: очерти круг и сделай его продолжением себя, пусть сила твоя хранит его целостность, как хранишь ты собственное тело. Сделай так и станешь непобедимым. Ибо лишь отмеренное количество врагов может переступить границу твоей целостности. Сила же вставшего на путь - безгранична.
Мелкая работа ног. Чем мельче твои шаги, тем быстрее ты двигаешься, тем легче управлять собственным телом.
Четкая постановка стопы - чем четче ваш шаг тем уверенней вы себя чувствуете тем сильнее ваш удар ибо удар опирается на шаг.
Беспрерывность движений - вы должны избавляться от работы рапирного типа присущей спортсменам то есть уколол - отскочил, подскочил снова уколол - подобная тактика хороша при бое один на один во время работы с группой такая тактика опасна для вас поэтому ваши движения должны быть непрерывными как будто вы плетет паучью сеть.
Липкая паутина - конечность которая тебя атаковала , желательно не отбивать а прилипать и переводить в положение неудобное для противника.

Ссылка

0

7

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУАЙТАЙ