ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » История Тайцзицюань стиля Чэнь, рассказанная Чжу Тяньцаем


История Тайцзицюань стиля Чэнь, рассказанная Чжу Тяньцаем

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Бу Си Мин Джэсмин
Перевод: Фаттаховой С. wwwchentaichi.ru

Здесь вашему вниманию представлен перевод отрывка одной из книг мастера Чжу Тяньцая. Он даст вам возможность взглянуть изнутри на историю Тайцзицюань глазами жителя деревни Чэней – мастера Чжу Тяньцая, который вырос в этой деревне. Он также даст вам более ясную картину линии передачи боевого искусства семьи Чэнь.

Происхождение Тайцзи-цюань
Первоначальное место рождения Тайцзицюань – деревня Чэньцзягоу, расположенная в уезде Вэньсянь провинции Хэнань. Когда-то, более шестисот лет назад, она была известна как деревня Чанъян, согласно историческим записям ранней династии Мин около 1368 года. Это был период, когда Чжу Юаньчжан свергнул династию Юань и стал первым императором династии Мин. Генерал династии Юань, Тен Мо Эр, укрепился в районе Хуэйчинь провинции Хэнань. Там велась продолжительная война, в которой Чжу Юаньчжан уничтожил целый уезд, включая его жителей. После войны, чтобы восстановить уезд, правители династии Мин решили переселить туда людей из соседней провинции Шаньси. Чэнь Бу, живший в провинции Шаньси, переехал и поселился в уезде Вэньсянь в районе Хуэйчинь. В этих местах находились прокопанные через каждый километр дренажные овраги, чтобы отводить воду в реку Хуанхэ. Семьи селились между каждой парой этих оврагов, так что у каждой семьи были свои собственные овраги. Пара таких оврагов принадлежала семье Чэнь. Со временем область, ограниченная оврагами семьи Чэнь, заселилась членами семьи Чэнь, которых стало около 3 тысяч человек. Овраг по-китайски звучит «гоу», отсюда и появилось название ЧэньЦзяГоу (Овраг семьи Чэнь).

В начальный период после переселения клан Чэней сконцентрировался на восстановлении своей семьи. Чтобы защитить себя на новой территории, они практиковали боевое искусство в свободное время от занятия сельским хозяйством. До 1754 года не велось точных записей истории семьи Чэнь. Так как был промежуток в 400 лет между массовым переселением и временем, когда они начали вести записи, некоторая важная информация была утеряна. Записи по боевому искусству начали делать только с 9-го поколения, во времена Чэнь Вантина.

В устно передающейся истории семьи Чэнь, Чэнь Бу считается представителем первого поколения семьи Чэнь. Но дальше нет никаких исторических сведений вплоть до 7-го поколения. Говорят, что у Чэнь Бу было четыре внука, и все они преуспевали.

До 9-го поколения семьи Чэнь, времени Чэнь Вантина, Тайцзицюань не был известен. Однако, тогда его не называли Тайцзицюань. Это боевое искусство просто называли Кулачный метод. Когда династия Мин пала, и началось правление династии Цин, Чэнь Вантин вернулся в деревню Чэней и создал свои боевые формы. Наиболее известным в то время генералом был Ци Цзигуан, написавший книгу «32 боевых движения». Чэнь Вантин тогда использовал её как основу, на которой он развил свои собственные боевые формы, ставшие позже Тайцзи-цюань.

Исторические записи о Чэнь Вантине также можно найти в книге «История уезда Вэнь». Там говорится, что Чэнь Вантин был известным бойцом во времена поздней династии Мин. Это факт, который опровергает другие источники. Существует несколько гипотетических версий относительно происхождения Тайцзицюань, а именно:
1. Чжан Саньфэн придумал Тайцзицюань
2. Тайцзицюань придумал Ван Цзунъюэ
3. Тайцзицюань придумал Чжан Саньфэн, который научил Ван Цзунъюэ. Ван Цзунъюэ, в свою очередь, научил Цзян Фа. Цзян Фа затем позже передал искусство Чэнь Вантину.

Чжан Саньфэн был даосом во времена династии Мин (около 1368 года), он практиковал даосизм на горе Тай Хэ, более известной как гора Удан. Согласно книге «История династии Мин» и записям истории горы Тай Хэ, никогда не упоминалось, что Чжан Саньфэн практиковал какой-либо вид боевых искусств. В 1723 году даос Ван Сылин, который написал книгу об истории жизни Чжан Саньфэна, утверждал, что он встретил Чжан Саньфэна, известного в 14-м веке. Тем не менее, в его книге не было никаких заявлений, что Чжан Саньфэн знал боевое искусство или Тайцзицюань. Согласно «Руководству по Тайцзицюань», написанному Тан Хао и Гу Люсинем, не было никаких записей о том, что кто-то практиковал созданный Чжан Саньфэном Тайцзицюань. Поэтому, конечно, Тайцзицюань создал не Чжан Саньфэн.

Ван Цзунъюэ был из Шаньси. Он записал несколько теорий о Тайцзицюань. Однако, в официальных документах нет исторических хроник о его жизни. Приблизительные расчеты относят его к 1795 году. Он должен был родиться примерно в 1730 г., т.е. он должен был жить в то же время, что и отец Чэнь Чансина (годы жизни Чэнь Чансина 1771-1852). Чэнь Биньван (отец Чэнь Чансина) и его братья Чэнь Биньжэнь и Чэнь Биньци были уже хорошо зарекомендовавшими себя бойцами. Их называли «Тройка Чэней». Гипотеза, что Ван Цзунъюэ научил Цзян Фа, невозможна, так как Цзян Фа был слугой Чэнь Вантина. То есть получается, что Ван Цзунъюэ учил Цзян Фа, который был старше его на 100 лет.

Развитие Тайцзицюань
Первоначально Кулачный метод состоял из семи комплексов, из которых только два пережили время Чэнь Чансина, представителя 5-го поколения. Это первая форма Тайцзицюань и Пушечный кулак (известный как вторая форма). Двоюродный брат Чэнь Чансина – Чэнь Юбэнь – изменил изначальную форму и создал свой стиль. Его стиль известен сегодня как «Малая форма Тайцзицюань стиля Чэнь» (Сяоцзя). Ученик и родственник Чэнь Юбэня – Чэнь Цинпин – изучил Тайцзицюань и изменил форму, создав стиль известный как «Форма Чжао-Бао», так как он жил в городе Чжао-Бао, примерно в 10 км от деревни Чэней. А старая форма (Лаоцзя) передавалась от Чэнь Чансина к его семье и ученикам. Этой форме обучались только члены семьи Чэнь, пока в ученики не приняли Ян Лучаня.

Ян Лучань был родом из деревни Юннянь провинции Хэбэй, в детстве лишился родителей. Богатый землевладелец Чэнь Гэху приютил Яна, которому тогда было семь или восемь лет. Ян пошел работать продавцом в магазине трав Чэнь Гэху. Когда Чэнь Гэху решил закрыть магазин из-за того, что он уже состарился, а детей, которым бы он мог передать дела, у него не было, он вернулся в Чэньцзягоу. Яна он взял с собой, и Ян стал работать в качестве домашней прислуги. В те времена боевые искусства были популярны, и в деревне было десять тренировочных залов. Один из них принадлежал семье Чэнь Гэху. Тренировки проводил представитель 14-го поколения Чэнь Чансин. В тренировочном зале Чэнь Гэху было 27 молодых ребят примерно возраста Яна. Так как Ян был прислугой, он не имел права обучаться, но ему позволялось стоять в стороне и смотреть. Тренировки не были секретом. Как только Чэнь Чансин выходил из зала, другие ребята сразу же звали Яна, у которого было прозвище Фукуй, присоединиться к ним для практики.

В последствии Ян стал практиковать в зале после выполнения своих дневных обязанностей и через несколько лет достиг хороших результатов. Однажды Чэнь Чансин пришел в зал раньше обычного и увидел в тени фигуру практикующего. Чэнь Чансин спросил кто это, Ян назвал себя – Фукуй. Когда Чэнь Чансин начал занятие, Ян отошел в сторону и стал смотреть. Чэнь Чансин позвал Яна и сказал ему, чтобы он присоединился. Вот так Ян Лучань был принят в ученики. Чэнь Чансин принял его, так как увидел, что у Яна хорошая форма, мощные удары кулаками и хороший потенциал. Яну тогда было около двадцати лет. Таким образом, Ян учился у Чэнь Чансина на протяжении следующих семи лет.

Когда Чэнь Гэху умер, оставив свою вдову средних лет, жители деревни были обеспокоены тем, что Ян Лучань, которому тогда было 30 лет, будет жить один с вдовой. Чтобы избежать сплетен, жители деревни посоветовались с Чэнь Чансином и решили отправить Яна обратно на его родину. Перед тем, как Ян Лучань уехал, Чэнь Чансин сказал ему, что он уже достаточно знает и умеет, чтобы преподавать Тайцзицюань.

Ян Лучань отправился в Пекин, чтобы обучать, примерно в 1852 году. Он изменил Тайцзицюань стиля Чэнь, сделав форму более мягкой, чтобы его было легче практиковать широкой публике. Позже Ян вернулся в Чэньцзягоу для продолжения обучения, но Чэнь Чансин уже умер. Тогда Ян стал учиться у сына Чэнь Чансина – Чэнь Гэньюаня. В деревне Чэней все знали, что у Ян Лучаня есть официальный титул, так как он обучал правителей династии Цин, и что у него есть специальная мантия, которая подчеркивает его статус. Однако, когда Ян возвращался в Чэньцзягоу, он всегда снимал эту мантию, так как он не хотел казаться высокомерным. Жители деревни Чэней знали его как скромного человека.

Находясь в Пекине, Ян Лучань и его сын Ян Баньхоу обучили человека из северного китайского рода, которого звали Цюань Ю. Яны научили его упрощенной версии Тайцзицюань. Цюань Ю затем передал стиль Яна своему сыну, У Цзяньцюаню, который в последствии изменил форму отца в соответствии со своими нуждами. Так появился стиль У (Цзяньцюаня).

Примерно в то же время У Юсян также изучал Старую форму Тайцзицюань стиля Чэнь у Ян Лучаня. Затем он изучал форму Чжао-Бао у Чэнь Цинпина, которая является разновидностью, «малым каркасом», Тайцзицюань стиля Чень.. Соединив две формы, У Юсян создал свою собственную форму Тайцзицюань стиля У (Юсяна). Позже У Юсян обучил Ли Цзиюя, который был племянником У Юсяна. Ли Цзиюй, в свою очередь, обучил Хао Вэйчжэня, который затем обучил Сунь Лутана. Сунь Лутан был хорошо известен в Пекине благодаря своему Синъицюань и Багуачжан. Ему уже было 50 лет, когда он начал изучать Тайцзицюань. Впоследствии Сунь Лутан соединил все стили, которые он изучил, в одну форму – Тайцзицюань стиля Сунь.

Стиль Ян, разновидность изначального стиля Чэнь, со времени Ян Лучаня прошел через множество изменений. Его сыновья были также умелыми бойцами и каждый по своему изменил боевое искусство своего отца. Наиболее распространенная сегодня форма стиля Ян передается от внука Ян Лучаня – Ян Чэнфу. Именно Ян Чэнфу сделал стиль Ян популярным. Его стиль отличается открытыми и широкими позициями.

Таким образом, выделилось пять основных стилей традиционного Тайцзицюань, а именно: стиль Чэнь, стиль Ян, стиль У (Цзяньцюаня), стиль У (Юсяна) и стиль Сунь.

Распространение Тайцзи-цюань стиля Чэнь
Чэнь Вантин, мастер Тайцзицюань стиля Чэнь 9-го поколения, развил боевое искусство до того уровня, который мы видим сегодня. В его время в Чэньцзягоу практиковали несколько видов боевых искусств: 108 форм Чан-Цюань, Хун-Пао-Цюань, 15-Хун-15-Пао, 5 комплексов Чуй, 5 комплексов Цюань, а также Толкающие руки и оружие. Чэнь Чансин и Чэнь Юбэнь, мастера 14-го поколения, соединили 5 комплексов Чуй и 15-Хун-15-Пао во Вторую форму Тайцзицюань стиля Чэнь. С тех пор в Чэньцзягоу начали делать различия между видами форм, которые развились в Старую форму, Малую форму и Новую форму.

В 1928 г Чэнь Факэ уехал в Пекин преподавать Тайцзи-цюань стиля Чэнь. В поздние годы своей жизни Чэнь Факэ продолжил развивать искусство и добавил свои собственные улучшения стилю, который он затем передал Чэнь Чжаокую. В 1974 г Чэнь Чжаокуй вернулся в Чэньцзягоу, чтобы передать стиль, который позже стал известен как «Новая форма Тайцзицюань стиля Чэнь» (Синьцзя). В этой Новой форме было на 11 движений больше, чем в Старой форме (Лаоцзя), и всего было 83 движения. Изначальная Первая форма вошла в состав боевого стиля Чэнь Факе и Чэнь Чжаокуя.

С 1960 по 1979 Чэнь Чжаокуй ездил в Шанхай, Чжэнчжоу, Цзяоцзо и пр., чтобы обучать и распространять Тайцзицюань стиля Чэнь. Ученики Чэнь Факе, которые учились у него в 1940-х годах, такие как Хун Цзюньшэн, Тянь Сючень, Гу Люсин, Фэн Чжицян, Лэй Муни, также обучали по всему Китаю и тем самым способствовали распространению Тайцзицюань стиля Чэнь.

Когда Чэнь Чжаопи вернулся в Чэньцзягоу в 1957 г, он приступил к улучшению и подтягиванию уровня Тайцзицюань стиля Чэнь у жителей деревни. Затем он взял к себе на попечение четырех учеников: Чэнь Сяована, Ван Сианя, Чжу Тяньцая и Чэнь Чжэнлэя. Все они принимали участие в различных соревнованиях, проводимых в различных дружеских состязаниях и показах, которые постепенно повысили интерес к стилю Чэнь в глазах публики.

Позже множество учеников со всего мира – из Японии, Соединенных штатов, Сингапура, Кореи, Малайзии, Европы – стали приезжать в различные части Китая (в Пекин, Шанхай, Чжэнчжоу, Чэньцзягоу), чтобы изучать и практиковать Тайцзи-цюань стиля Чэнь. Многие инструкторы Тайцзицюань стиля Чэнь затем были приглашены за границу для преподавания этого боевого искусства. Это значительно расширило количество занимающихся Тайцзицюань стиля Чэнь и создало не только общественный интерес к нему, но и также сделало его общепризнанным в спортивных и медицинских кругах как оздоравливающее искусство.

http://chentaichi.ru/t_taijihistory.htm

0

2

Чень Тай-цзы

Считается, что семейству Чень из деревни Чень Жиа Гоу провинции Хенань были переданы техники кунг-фу стиля вуданг, где искусство стало известным под названием «тай-цзы цуань».

В то же время семейство Чень, основоположники одноименного стиля, утверждали, что искусство было окончательно преобразовано в XVII веке их предком в девятом поколении, полководцем эпохи Мин Чень Ван Тином.После смены правящих династий Чень Ван Тин удалился в родовое поместье, где проводил время, изучая литературу и боевые искусства и уделяя особое внимание совершенствованию тай-цзы цюань.

Несмотря на скудость сведений об источниках, которыми пользовался Ван Тин при изучении боевых единоборств, существуют две наиболее популярные версии того, каким образом стиль Чень получил свое развитие. Согласно первой, в основу была полжена техника кунг-фу вуданг Ван Дзун Ю, или, как ее принято называть «тай-цзы стиля вуданг». В пользу такого предположения свидетельствует то, что Ван Дзун Ю долгое время жил в родовой деревне семейства Чень, а в его «Трактате по тай-цзы цюань» содержатся подробные сведения по философии и технике искусства. Согласно второй версии, Чень Ван Тин изучал искусство во время воинской службы под началом велиуого полководца XVI века Ки Дзи Гуаня, отразившего японское вторжение в Китай во времена династии Мин и бывшего автором трактата «Классическое кунг-фу», в котором приведениы основоплагающие пинципы стиля Чень.

Согласно другой теории, на мировоззрение Чень Ван Тиа оказало влияние само искусство кунг-фу Шаолиня, поскольку родовое поместье Чень располагалось в непосредственной близости от легендарного монастыря, а все основные положения и принципы тай-цзы, за исключением даосской философии, вполне сопоставимы с методами кунг-фу Шаолиня.

Несмотря на то, что нет полной уверенности в авторстве искусства Чень Ван Тина, можно с уверенностью сказать о том, что он внес неоценимый вклад в развитии философии тай-цзы, и сам термин, обозначающий это искусство, был введен в обращение при его жизни; ранее система носила название «кунг-фу стиля вуданг».

(Вон Кью Кит «Тайцзы цюань», Москва, «Гранд», 1998) 

http://www.ma-eshop.lv/style.php3?n=26

0

3

Тайцзи-цюань семьи Чэнь

Тайцзи-цюань упоминается в документах со времен Чэнь Вантина. Чэнь родился в провинции Хэнань (Северный Китай) в конце XVI века и был произведен в армейские офицеры в провинции Шаньдун в 1618. В родные края он вернулся в 1644, когда династия Мин сотрясалась в предсмертных конвульсиях. Когда он начал преподавать тайцзи-цюань, последний состоял из пяти лу, или «последовательностей» (т. е. комплексов приемов). Он обучал также и двум дополнительным лу - паочуй («Пушечные удары»; название означает, что кулачные удары быстры и жестоки, как пушечные выстрелы) и чан-цюань («длинный цюань»), в котором было 108 позиций.

Хоутянь - состояние после сотворения Вселенной фа - метод.
Этот чан-цюань» относящийся к школе тайцзи, не следует смешивать с одноименным «внешним» Из поколения в поколение накапливались новые методы обучения и появлялось все больше превосходных боксеров.

В каждом из пяти поколении после Чэнь Вантина был свой знаменитый специалист по тайцзи. Чэнь Чансин (1771-1853), обработав и упростив чэньский тайцзи-цюань, свел его к двум лу - собственно тайцзи-цюаню и паочуй . Чэнь Юбэнь еще больше упростил движения, идя навстречу требованиям эпохи (упор на чисто боевую сторону искусства не делался так, как раньше, поскольку в Китае уже появилось в обиходе огнестрельное оружие. Это, кстати, вообще очень сильно повлияло на все китайские боевые искусства). Чэнь Цинпин (1795-1868) включил в тайцзи-цюань стиль сяоцзя с более плотными и скрученными движениями. Он следовал правилу «не изменять первоначальных действий», по которому названия первоначальных движений остаются без изменений, а детали движений могут модифицироваться.

К каждому шагу он добавил круговые движения. Так тайцзи-цюань Чэней разделился на три стиля:

1) Старый стиль (лаоцзя) Чэнь Чансина,
2) Новый стиль (синьцзя) Чэнь Юбэня и
3) Малый стиль (сяоцзя) Чэнь Цинпина.

http://tajczy.ru/taiczi-cyuanmz_semmzi_chenmz.html

0

4

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » История Тайцзицюань стиля Чэнь, рассказанная Чжу Тяньцаем