Дорогие друзья! Моё внимание привлекла дискуссия на вашем форуме о Школе «Чой». Сам я уже пятнадцать лет не веду занятия, но как старая полковая кляча иногда вздрагиваю при звуках трубы. О моей школе сложено много мифологем, которые мне захотелось развеять. Боевыми единоборствами я начал заниматься в далеком 1968 г., сначала в буддистском монастыре (карате, кендо, дзюдо), затем в светской школе в течение двух лет (карате и айкидо) в период моей работы в Бирме. По возвращении я преподавал эти дисциплины.
В 70-е годы во французиком военном журнале появилась статья о том, что ядерная война не исключает прямого боестолкновения (нет единой линии фронта, огнестрельное оружие выходит из строя и т.д.), а наступающая эпоха локальных войн с их полупартизанским характером военных действий увеличивает эту возможность.
В армиях США и СССР стали внедрять рукопашный бой. Меня пригласил командующий ВДВ Маргелов и предложил подключится к этой работе. Здесь сыграло роль то, что я был первым и тогда единственным в стране аттестованным за рубежом специалистом, а тогда это имело значение.
На семинарах в учебных дивизиях я убедился, что карате и айкидо для рукопашного боя на поле боя непригодны. Еще раньше к этому пришли американцы, отмечая необходимость длительного изучения карате (не менее трех лет, для приобретения начальных навыков самообороны) и односторонность этой дисциплины (только ударная техника), с которой реального бойца не получить. Там появилось два метода: синтетический (Брюс Тегнер) и ситуационный (Джон Стайрс). Первый пытался объединить виды единоборств в одну систему, второй исходил из того, что набор боевых задач невелик (взятие языка, конвоирование пленного, бой в траншее и т.п.) Второй метод я отверг сразу, т.к. реальный бой далеко выходит за рамки заданных ситуаций и пошел по первому, пытаясь создать ДБАКС (дзюдо, бокс, айкидо, карате, самбо). Попытка не удалась, везде своя моторика движений, которые не интрегрируются. Постепенно я вышел на базово-кустовой метод (БКМ) рукопашного боя.
Источником БКМ стали: « метод опорных сигналов» или «базовых вех» в математике замечательного педагога Шаталова, у которого троечники становились отличниками; базовые движения (БД), отобранные из трудовой практики по принципу маятника; установочные положения боевых единоборств народов мира. БД стали сердцевиной метода. Мне известны две формы движения маятника. Одна из них и есть первое БД корпуса, другая стала вторым БД. Четвертое, седьмое есть лишь вариации первого, как пятое и восьмое – второго. Каждая пара БД вместе составляет соответственно третье, шестое и девятое БД. Есть так же девять БД для рук, и шесть БД для ног. Они представляют собой движения, в которых центром вращения служат кисть, локоть, плечевой сустав и соответственно стопа, колено, бедренный сустав.
БД позволили увеличить скоростные и силовые характеристики удара. В конечном счете, сила есть масса, умноженная на ускорение. Первый вид маятникового движения увеличивает вкладываемую в удар массу тела, второй ускоряет выброс ударной поверхности за счет движения по касательной. Сила удара на БД возрастает на 30-40%, что явственно видно на силомере. К БД корпуса добавились основанные на них «условно боевые дорожки» (УБД) на три удара руками и ногами. В них заложены три координации: руки-ноги, плечи-бедра, локти-колени, и принцип «наложения», когда конечная фаза одного удара становится первой для следующего. Удары на БД рук нацелены на ближний бой. УБД не учитывают реакции противника на пропущенный удар, поэтому далее идет боевое моделирование, когда за ударом следует боевая реакция противника и включаются БД рук и ног на ближней дистанции для последующего добивания. Все это вместе я называю «культурой боевого движения» (КБД).
Приобретенная КБД используется при построении куста приемов на каждом БД по разделам: защита от удара, освобождение от захватов, защита от ножа, использование предметов быта и одежды (стул, ремень, куртка, ботинки, связка ключей, зонтик и т.д.), а так же в стандартных ситуациях (лифт, узкий проход, лестница и т.д.). Включается также раздел воздействия на болевые точки и жизненноважные органы.
Тактика поединка строится на отказе от силового противодействия (противник физически может вас превосходить), принципе «тени», парадоксального движения и принципе ассиметрии, включает перемещения углом, зигзагом, по квадрату, по кругу. В конечном счете вся тактика сводится к тому, чтобы тебе было удобно, а противнику нет. Например, большинство считает, что нужно уходить за бьющую руку, чтобы второй не достали. Я же ухожу за выставленную вперед ногу противника. Тогда ему надо вывернуться наизнанку, чтобы меня достать. Я то знаю, что ему надо сделать, но не все же знакомы с моей методикой.
Для БКМ характерны универсальность, вариативность и комбинаторика. Это сразу позволило поднять качество обучения. В ВДВ новая техника стала именоваться «спецприемы рукопашного боя», в миру – школой «Чой». Времена были трудные, карате запретили, гимнастику ушу нет. Все стали ушуистами, мы тоже. И так хорошо замаскировались, что до сих пор в комплексах «Три владыки» и «Семь башен стражи» многие видят китайскую технику, хотя я их разрабатывал как учебные формы для перемещения на БД корпуса. Вообще из бирманского наследия я взял лишь четыре формы из «самбун-кумите» и модернизированные мною положенные на БД болевые воздействия на кисть из айкидо. Ушу я не изучал, а только читал о нем, когда писал «Кэмпо – традиции воинских искусств».
Когда я перестал вести занятия, мои ученики стали описывать мою технику, не ссылаясь на автора. Я этому не препятствовал, считая это полезным для популяризации моего метода. Но затем эти мелкие воришки стали отделять школу, чтобы замести следы, от ее создателя. И когда они начали ездить в Бирму к сыну моего бывшего наставника в карате и айкидо, то стали взращивать культ моего учителя, объявив его великим мастером с родовой школой. Никакой школы у него конечно не было и был он рядовым тренером. Попал я к нему случайно, мог бы заниматься и у другого. Кстати, в спаррингах я его побеждал.
Под видом родовой школы мои ученики стали привозить то, что я изучал там сорок лет назад. Сам же мой учитель изучал карате и айкидо по книгам и от заезжих японских мастеров. Все это уже безнадежно устарело. К тому же у них начались распри, не могли поделит моего наследства. Назвал я одного своим приемником, чтобы это прекратить, он тут же ввел новое название «Шанги» для школы, которое сам и придумал.
Школа «Чой»,( опять заметают следы мои ученики, хотя знаю ее автора) будто бы родилась из таинга. Англичане сто лет правили Бирмой, а таинг за боевое единоборство так и не признали. Они его просто не заметили. Фактически это смесь китайского цирка и тайского бокса. Мой бирманский учитель, кстати, его презирал.
К сожалению, Ю. Сенчуков, тонко понимающий природу боевых единоборств, прав. Школа «Чой» зашла в тупик. Она еле дышит под хламом техники, которую натащили в нее мои непутевые ученики. Но БКМ не школа, а метод и он будет жить. Под него можно подверстать любую школу. Ведь для отбора БД годится не только маятник. К тому же БД являются великолепной суставной гимнастикой. Я считаю, что нет понятия молодой-старый, есть понятие хорошие и плохие суставы. На том и разминку строил. Израильский капап строится на БКМ. В США БКМ позиционируют как «метод быстрого обучения». В 2007 г. Всемирный совет грандмастеров номинировал меня как создателя нового стиля.
Среди моих учеников только Андрей Большаков сохранил заложенную мной традицию. Когда мне говорят «Ваша школа гремела в начале 90-х, где ее ученики», я отвечаю «Потеряли лицо и растворились среди каратистов». Тогда же на всех турнирах (в Казани, Иваново, Москве и т.д.) 10-15% чоевцев всегда брали 40-50% призовых мест. У А. Большакова КПД даже выше чем у меня. Из 65 его учеников 20 чемпионов г. Москвы, призеров Первенства России и других турниров, более чем по пяти видам единоборств, т.е. каждого пятого делает чемпионом. Кто действительно интересуется Чой, обращайтесь к нему.
Повторяю, школа «Чой» - это современная отечественная авторская разработка, никакого отношения к восточным единоборствам не имеющая.Это сплав математики, механики и бионики. Движения в восточных единоборствах тоже строятся на бионике. Отсюда так легко мои ученики придумали цветастые названия для моих движений (рука - змея и т.д.). Я сам положил этому начало, назвав школу «Чой», маскируя ее под ушу. Создавал ее как школу боевого единоборства для ВДВ, но БКМ результативен и в спортивных единоборствах. А. Корнеев (Ленинград) создал чой-дзюдо и подготовил двух чемпионок мира по дзюдо. К сожалению, он с «перестройкой» сменил специальность.
Мне напомнят о болевом воздействии на кисть из айкидо и самбун-кумите. Пять форм скручивания кисти известны всем и без айкидо. Я делаю это иначе и эффективнее. Четыре формы из карате для меня подсобный материал. Выброшу, ничего не изменится. В боях без правил японские мастера карате доходят до восьмой финала, мастера китайского ушу о таком успехе не мечтают, бирманцев там нет и не будет. Чего тут перенимать? По себе костюмчик шить надо, а не чужие донашивать. У каждого народа свои психофизические особенности, историческая традиция, природная среда обитания. Дана же став «Иванами, не помнящими родства», мы остается русскими и нам не все чужое впору.
С уважением Г.Попов