Статья из инета

Эволюционные психологи предполагают, что развитию интеллекта и альтруизма у наших предков во многом способствовал половой отбор — более умные, добрые и щедрые индивидуумы выглядели более привлекательными в глазах особей противоположного пола. Теория предсказывает, что половой отбор мог также привести к развитию специальных средств для рекламы этих качеств. Новые экспериментальные данные подтверждают гипотезу о том, что чувство юмора и чрезмерный уровень потребления (транжирство) могли развиться как адаптации «рекламного» характера.

Несомненно, некоторые важные особенности человеческой психики могли возникнуть под действием полового отбора (см. sexual selection) — либо как качества, обладающие непосредственной ценностью для потенциального полового партнера (например, доброта и интеллект), либо как наглядные средства демонстрации (рекламы) искомых качеств. Одним из примеров таких «рекламных» адаптаций, возможно, являются избыточные лингвистические способности человека — это подтверждается, в частности, тем, что при виде красивых девушек мужчины начинают говорить умные слова.

По мнению ряда эволюционных психологов, чувство юмора и щедрость тоже, как и использование «умных» слов, являются аналогами павлиньего хвоста у человека. В последнем выпуске журнала «Evolutionary Psychology» опубликованы две статьи, посвященные экспериментальной проверке некоторых следствий, вытекающих из этого предположения. Статьи не содержат в себе окончательных доказательств — речь идет только о тестировании проверяемых следствий. В обоих случаях сохраняется вероятность того, что обнаруженные эффекты и корреляции могут иметь иное объяснение, отличное от исходных эволюционно-психологических гипотез. Тем не менее это важный шаг к эволюционному пониманию щедрости и юмора.

Идея о том, что чувство юмора развилось у людей под действием полового отбора как средство демонстрации интеллекта, была сформулирована и теоретически обоснована в 2000 году эволюционным психологом Джеффри Миллером (Geoffrey Miller) в получившей широкую известность книге «The mating mind». То, что представители всех человеческих культур считают интеллект (наряду с добротой и пониманием) важнейшим критерием при выборе брачного партнера, — это установленный факт. Известно также, что интеллект положительно коррелирует с физическим здоровьем и может служить надежным показателем «качества генов» (это делает выбор умных партнеров эволюционно осмысленным). Однако прямых фактических данных о наличии положительной корреляции между интеллектом и чувством юмора, как ни странно, до сих пор было очень мало, а без этого гипотеза Миллера выглядела уязвимой. Действительно ли шутки тем смешнее, чем выше интеллект шутника? Кому-то это кажется очевидным, кому-то нет, но в любом случае надо было это проверить научными методами.

В эксперименте, проведенном американскими психологами, приняли участие 185 студентов. Интеллект участников определяли при помощи теста Равена (см.: Raven's Progressive Matrices). Кроме того, каждый студент прошел тестирование на пять личностных характеристик, которые психологи называют «большой пятеркой»: открытость (openness), добросовестность (conscientiousness), экстравертность (extraversion), приятность в общении (agreeableness) и невротизм (neuroticism). Затем участников просили выполнить три задания, в которых они должны были продемонстрировать разные аспекты чувства юмора. Студентов предупредили, что их произведения будут оцениваться специальным жюри. Участники должны были заполнить шесть шутливых личных карточек — им давали фотографию незнакомого человека и просили заполнить от его имени пункты анкеты: «профессия», «обо! мне», «хобби/увлечения», «мой типичный день», «моя жизненная философия». Второе задание состояло в том, чтобы придумать как можно более смешные ответы на три вопроса: «Если бы вы могли ненадолго оказаться в шкуре какого-нибудь животного, каким животным вы не хотели бы стать и почему?»; «Как сделать семейную жизнь увлекательной после первых двух лет?»; «Что будет с миром через сто лет?». Третье задание было на невербальный юмор: нужно было нарисовать смешные портреты четырех животных (обезьяна, пингвин, осьминог, жираф) и четырех людей (политик, профессор, бодибилдер, художник).

В состав жюри вошли 28 студентов-добровольцев. Они оценивали все юмористические произведения анонимно, ничего не зная ни об их авторах, ни об оценках других судей. Каждое произведение оценивалось четырьмя судьями (двумя мужчинами и двумя женщинами) по семибалльной шкале (от 1 — «совсем не смешно» до 7 — «потрясающе смешно».

Оценки в целом были выставлены низкие (в среднем 2,31 балла). Тем не менее в их распределении обнаружились интересные закономерности. Оказалось, что, с учетом всех необходимых поправок, сильнее всего с чувством юмора коррелирует интеллект. Более слабая положительная корреляция выявлена между чувством юмора и «экстравертностью». Остальные личностные характеристики не коррелируют с выставленными оценками. Кроме того, было показано (как и в ряде прежних исследований), что юноши в среднем шутят смешнее, чем девушки. Это согласуется с моделью полового отбора, предложенной Миллером, согласно которой юмор дает больше преимуществ мужчинам, чем женщинам (точно так же, как и использование редких слов). Однако другое предсказание Миллера — о том, что положительная корреляция между интеллектом и юмором должна быть сильнее выражена у мужчин, чем у женщин, — не подтвердилось. Хотя девушки в&nb! sp;целом шутили менее удачно, чем юноши, положительная корреляция между интеллектом и юмором оказалась даже сильнее у первых, чем у вторых.

Необходимо отметить, что у людей, по сравнению с другими приматами, очень велик мужской вклад в потомство (male parental investment, MPI). У людей, в том числе и в самых примитивных обществах, отцы вкладывают в своих детей значительно больше ресурсов, чем у других видов приматов (правда, всё равно меньше, чем матери). Теория полового отбора предсказывает (а факты подтверждают), что выбор брачного партнера обычно осуществляется тем полом, который вкладывает в потомство больше ресурсов. Почти всегда этот пол — женский. Поэтому самцы обычно изо всех сил себя рекламируют, а самки, наблюдая за их демонстрациями, придирчиво выбирают достойнейшего.

В результате именно у самцов под действием полового отбора возникают причудливые адаптации «рекламного» характера, вроде павлиньего хвоста. Но у человека из-за высокого MPI всё немного сложнее. Похоже на то, что уже у наших довольно далеких предков активным выбором партнера занимались не только самки, но и самцы. Поэтому в женском поведении и внешнем виде кое-что тоже можно объяснить действием полового отбора. Из этого следует, что наличие положительной корреляции между интеллектом и юмором не только у мужчин, но и у женщин, по-видимому, не является таким уж неразрешимым парадоксом.

Источники:
1) Daniel J. Kruger. Male Financial Consumption is Associated with Higher Mating Intentions and Mating Success (PDF, 65 Кб) // Evolutionary Psychology. 2008. V. 6. P. 603–612.
2) Daniel P. Howrigan, Kevin B. MacDonald. Humor as a mental fitness indicator (PDF, 110 Кб) // Evolutionary Psychology. 2008.

тис(с)нуто