ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Афиша » АВАТАР!


АВАТАР!

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Нас не обманули. «Аватар» — событие большое и, как положено таковому, вызывающее противоречивые чувства. Зрелища, сопоставимые по масштабу, на экране случаются редко.

Кэмерон не снимал полнометражных игровых фильмов 12 лет. Предыдущим был «Титаник». После него режиссер работал на телевидении и в документальном кино. Ясно, что после «Титаника», остающегося самым коммерчески успешным фильмом в истории, надо было сделать или какой-то радикальный художественный жест, или двинуться по пути технологического совершенства так далеко, куда еще никто не заходил. «Аватар» это делает.

Прежде чем что-либо говорить об этом произведении, надо признать, что его, конечно, должен видеть каждый: взрослые и дети, мужчины и женщины, дураки и интеллектуалы, сволочи и хорошие люди, вменяемые и нет. Это фильм для всех, как и «Титаник», кстати. Как и вообще все, что делает Кэмерон. Это тот редкий случай, когда сначала имеет смысл посмотреть, а потом уже интересоваться рецензиями. В рекламе «Аватар» не нуждается. Нападки от него будут отскакивать, как зубочистки от звездолета. Можно лишь предложить несколько наблюдений.

Технология

Свернутый текст

Когда 12 лет назад человечество смотрело «Титаник», оно участвовало в самом грандиозном, дорогом и технически сложном аттракционе. Съемки со съемок сами по себе были блокбастером. Кэмерон тогда поставил жирную точку в истории супердорогих декораций, воспроизведя легендарный лайнер фактически в натуральную величину, восстановив его с точностью до столового прибора. Бюджеты с тех пор, разумеется, выросли, но уже за счет цифровых технологий. Кино пошло по новому технологическому пути. И Кэмерон терпеливо и внимательно следил за ним, дожидаясь, когда игрушка станет достаточно совершенной.

В «Аватаре», казалось бы, он ничего невиданного не сделал. «Звездные войны», «Властелин колец», «Гарри Поттер» и др. приучили публику к тому, что кино создает фантастические миры, более реальные и, главное, более желанные, чем настоящий. Кэмерон доводит эту линию до режущего глаз совершенства. Так что хочется немедленно отправиться на планету Пандору и никогда ее не покидать. Впрочем, воздух там губителен для человеческих легких.

Сюжет

Свернутый текст

Кэмерон не считает нужным изобретать велосипед. Он предпочитает устройства более хитроумные. Насколько грандиозна и сложна визионерская часть «Аватара», настолько же проста сюжетная. В сущности, Кэмерон обратился к старейшему американскому жанру и снял обыкновенный вестерн. Белый человек, забывший о связи с природой, приходит на дикий Запад, в данном случае на планету Пандору, чтобы покорить ее и забрать местные богатства (вместо золота – некий ценный минерал). Но один из солдат влюбляется в туземную девушку, проникается духом природы и переходит на сторону индейцев, становится их вождем и побеждает оккупантов.

Вся таинственность, окружавшая фильм, конечно, нужна была лишь как обычный пиар-ход. По сути же, все содержание вполне раскрывается в трейлере. История получилась предсказуемая и простая, как морковка, которой нужна работа не интеллекта, а челюстей.

Даже переселение сознания земного морпеха в тело пандорского индейца – это примерно то же, что и переодевание белого человека в индейские тряпочки.

Послание

Свернутый текст

Идеологически «Аватар» как будто довольно радикален и даже вполне пригоден как манифест для галактической боевой ячейки Гринписа. Набор тут такой. Туземцы, которые живут в гармонии с лесом. «Наш ковер — цветочная поляна \ Наши стены — сосны-великаны \ Наша крыша — небо голубое…» Как-то так. Пандора – воплощенная экологическая метафора Земли, планета, обладающая интеллектом, деревья которой связаны в единую нервную систему, а души местных гуманоидов, благородных охотников, переселяются после смерти в святящиеся веточки. Все это очень красиво, и жалко, когда земная солдатня расстреливает дерево-дом из всех видов оружия. Проекция на земные дела тут абсолютна очевидна школьнику средних классов. Но кое-что странное и неожиданное в этом бесхитростном произведении все-таки есть.

Аватар и человек

Свернутый текст

Поразительна, конечно же, явственно проступающая неприязнь Кэмерона к человеку и человеческой цивилизации. Неприязнь эта, между прочим, стала очевидной тенденцией в кинематографе, и наиболее четко она формулируется в фильмах «9−й район», «Хранители» и «Носители». Кэмерон, продолжая тему, показывает человека как гадкое, хищное и недалекое существо, гордое своими техническими достижениями и уверенное в своей вселенской гегемонии. По ходу фильма, особенно когда пандорские индейцы начинают освободительную войну, режиссер с, пожалуй, даже чрезмерным смаком пускает земное войско на корм местной флоры и фауны.

Казалось бы, чтобы рассказать о трогательном единении с природой, вполне можно было поселить людскую колонию, мирно возделывающую маис на далекой планете, и натравить на нее каких-нибудь индустриальных супостатов или электронных пауков. Не то. Скучно. Не жалко больше людей. Не заслуживают.

Зато пандорцы заслуживают. Их мир Кэмерон сочинял с каким-то эйфорическим наслаждением. Его энтузиазм в этом деле выглядит трогательно и наивно: нетрудно заметить, что Пандора отличается от испорченной Земли прежде всего тем, что всего и у всех на ней больше. Если птица, то дракон. И крыльев не два, а четыре. Конь – шестиногий. И все вокруг огромное, яркое, буйное. Местные гуманоиды – в два раза больше людей, стройнее, гармоничнее, у них крепче кости, больше глаза, сами они сильнее, проворнее, экспрессивнее и, разумеется, мудрее. Только человеку воспринять эту мудрость трудно. Поэтому избранником Кэмерона, которому позволено превратиться в итоге в прекрасного пандорца, становится человек — чистая доска или «пустая чаша», как выражаются в фильме. Он «морпех из рода солдафонов» (так шутят в русском переводе), и в голове у него ничего нет, зато есть открытое сердце, готовое влюбиться и принять иную форму жизни.

Сам Кэмерон, кажется, тоже принял бы ее с радостью. Вырвался бы из убогого человеческого мира, тесного слабого тела и помчался бы верхом на драконе (сделав своего героя инвалидом, он получил возможность с удесятиренной силой показать радость обретения «иного» тела). Надо полагать, миллионы, заработанные его новым блокбастером, пойдут на изготовление персонального аватара для режиссера, чтобы летать не только во сне, но и наяву.

http://www.infox.ru/afisha/cinema/2009/ … atar.phtml

0

2

Я уже посмотрел) отменная работа)

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=4HFlPcX2HFo[/youtube]

0

3

хочу
это же само, но в хорошем качестве и на по-большем экране)))
спасибо за наводку, Ром..)

......
хочу в такой мир.. ...........

0

4

О дивный новый мир
Редкий случай, когда реклама не врет: «Аватар» действительно выдающееся кино

http://img.vz.ru/upimg/m35/m359674.jpg

У «Аватара» есть все необходимое, чтобы не только стать лучшим развлекательным блокбастером года, подвинув «Хранителей» и «Звездный путь», но и вписаться, раз уж так модно загодя подводить итоги «нулевых», в рейтинг «самых-самых» фильмов уходящего десятилетия. Уникальная по красоте графика, убедительный культурологический пафос, крепкая режиссерская и выдающиеся актерские работы вполне позволяют забыть о том, что основана картина, в общем-то, на частном случае предательства.

Долгострой продолжительностью в 14 лет (если считать от замысла до премьеры) с лихвой оправдывает и рекламный пафос, и ожидания зрителей, и свой более чем 200-миллионный бюджет. Более того, становится, извините за пафос, одной из тех ассоциативных вех в кино, которыми историки будут отмерять прошлое. Впрочем, Кэмерону это не в новинку, в его резюме «Чужие», два первых «Терминатора» и повальная дикаприомания, в коей безнадежно потонул мир после спуска на широкие экраны «Титаника».

«Фундаментальный принцип американской внешней политики – «объявить врагом, затем грабить». Как это смело, мистер Кэмерон!»
Режиссер, заставивший всех уверовать во всевидящее око «Скайнета», убояться инопланетной твари по мотивам эскизов Гигера и сдерживать рыдания на сцене прощания Лео и Кейт, отличился и в этот раз: невозможно не проникнуться его «дивным новым миром», выполненным, в основном, в сине-зеленых красках. Гармонично сложенные, широконосые и не признающие одежды На’ви блюдут экологическое равновесие всей этой красотищи, составленной из общающихся между собой деревьев (неслучайно героиня Сигурни Уивер косвенно сравнивает данную экосистему с Интернетом).

Основная интрига закручена вокруг банального до классичности сюжета, в котором, между тем, многие умудряются находить вполне современные аллюзии (в частности, на войну в Ираке).

Прикованный («Да, в Венесуэле было жарко») к инвалидному креслу Джейк Салли (Сэм Уортингтон, снявшийся в последней на сегодня части «Терминатора» и ставший с тех пор одним из самых востребованных актеров жанра «экшн») прибывает на планету Пандора. Названа она так неслучайно: в местном «ларце» спрятаны не только неисчислимые богатства в виде минерала унобтаниума, который, если верить сценаристу, имеет огромное значение для выхода Земли из энергетического кризиса XXII века, но и культурное наследие целой инопланетной расы – души предков На’ви, их беспрестанно циркулирующая энергия.

Алчных гомо сапиенсов в лице предприимчивого Паркера Селфриджа (Джованни Рибизи), естественно, интересует только минерал стоимостью 200 миллионов долларов за кг. Коммерцию поддерживают военные, которых возглавляет полковник Майлс Куорич (накачанный и шрамированный Стивен Лэнг). Ему наплевать на минерал (но не на деньги), но какой крутой мужик откажется от боя с «синими обезьянами», во время которого разве что вагнеровский «Полет валькирий» не звучит.

Противостоит делягам и воякам (плохие) небольшая группа ученых (хорошие) во главе с доктором Грейс Огустин (Сигурни-«Лейтенант Рипли»-Уивер все еще в превосходной форме), что смолит сигареты, не гнушается виски и уважает крепкое словцо. Последние, как водится, настоящие гуманисты, хотя даже Грейс интересуют, прежде всего, образцы для изучения, а уже потом «уникальное культурное наследие».

Расклад сил понятен: АК-47 (модифицированный, само собой) против микроскопа. Вот только непонятна диспозиция самого Джейка Салли: попав в команду ученых, он, как бывший морпех, выбирает подчинение приказам полковника. Другой вопрос, что тот обещает Салли выправить на Земле новые ноги, лучше прежних, − перед таким соблазном устоять сложно, особенно с солдатской пенсией по инвалидности.

Но, попав в тело своего аватара с двойной миссией – военного шпиона и ученого – Джейк внезапно обретает другие ноги – длинные и синие, кроме того, влюбляется в одну из На’ви (Зои Салдана). Параллельно осознав фундаментальный принцип американской внешней политики – «объявить врагом, затем грабить» (как это смело, мистер Кэмерон!), он, в конце концов, принимает третью сторону – сторону аборигенов, чьей культуре грозят алчные варвары – «небесные люди», разрушившие свою планету.

«Аватар», прежде всего, торжество технологий – фильм на 40% состоит из живой съемки и на 60% из гиперреалистичной компьютерной графики, при помощи которой и воссоздан мир На’ви. Помимо работы, собственно, компьютеров неимоверно впечатляет детальная проработанность мира инопланетян – их язык, быт, ритуалы, природа.

Словом, это действительно «новый мир», в реальность которого веришь сразу и почти безоговорочно. Определенные вопросы к мифологии и истории кланов, конечно, имеются, но будем считать, что это задел на обещанное продолжение истории.

Не меньшее впечатление производят и актерские работы. Даже будучи заключенными в «шкуры» своих аватаров, Уортингтон и Уивер выдают высший класс. Джованни Рибизи и Стивен Лэнг, в свою очередь, играют первосортных негодяев. Да и вообще – режиссер не признает полутонов и наносит краски жирными мазками: уж если злодей, то такой, чтоб кулаки сжимались, если герой, то и птеродактиля на ходу остановит, и в горящий вертолет запрыгнет.

Впрочем, какова рецензия без пары килобайт дегтя. Как ни крути, но этическая сторона поступка Джейка Салли выглядит сомнительно: фактически, он предает Землю, ее посланцев, какими бы они ни были, и меняет свою родную культуру на более, с его точки зрения, развитую, ибо землянам, в общем-то, предложить особенно нечего – разве что «джинсы и биг-маки». А вот на Пандоре у него есть ноги, возлюбленная, статус героя и ручной птеродактиль. Стоящий обмен, не так ли?

Но этика этикой, а в случае кассового успеха (в котором сомневаться не приходится) Джеймс Кэмерон пообещал снять вторую и третью серии «Аватара». Кажется, это тот случай, когда вовсе не стыдно прилюдно признаться, что ждешь продолжения.

http://www.vz.ru/culture/2009/12/17/359674.html

0

5

Black_ написал(а):

Джеймс Кэмерон пообещал снять вторую и третью серии «Аватара». Кажется, это тот случай, когда вовсе не стыдно прилюдно признаться, что ждешь продолжения.

ну не знаю.. по-моему, фильм вполне законченный)
честно говоря, плохо себе представляю, что там можно такого наваять, чтобы это не стало простой эксплуатацией наработок первого фильма..

0

6

хорошая рецензия, понравилась

Американский фильм про инопланетян с названием на Санскрите о судьбе всего нашего человечества.

http://www.kinoafisha.msk.ru/upload/_90_150_98_bioar0.jpg

Итак, аватар..аватара..как-то так)

Фильм на 100% отвечает веяниям нашей цивилизации по сотоянию на конец 2009 года от р.х.

Джеймс Камерон-умница, гений, именно та личность, что идет на пол-шага впереди всех, как всегда.
Относительно сюжета дополню уважаемых рецензентов - извечная борьба добра и зла, однако только в последнее время именно человек стал злом. Вы конечно же вспомните Терминатора, где была провозглашена идея о том, что сами люди и являются захватчиками..замкнутый круг..однако для того, чтобы в очередной раз постучаться в сердца людей, маэстро выбрал другую позицию и показал нас себе же самим вообще со стороны..с той стороны, где мы никогда не были. И браво ему.

Конечно есть недостатки, ибо не ошибается тот. кто ничего не делает. И сказать, что фильм - гениальный?..он гениален именно настолько, насколько ему сможет внять наше человечество. Именно СМОЖЕТ, а не может...потмоу что кто-то увидит в этом фильме красивую сказку, кто-то антиамериканскую идею, кто-то историю любви. Но ведь, друзья мои, все мы точно увидим в этом фильме очередную попытку Западной цивилизации взглянуть на саму себя со стороны. Не это ли мы наблюдаем в 1,5-2ух-годовалом малыше, который только-только начинает полнимать, что палка, это не только средство для ковыряния в розетке, а родители, это не только способ добычи пищи...
Так чем же наша западная цивилизация отличается от этого ребенка? Ничем. Это просто ребенок, который когда-то вырастет и при определенных условиях станет Человеком. Человеком будущего, всегда готовым к новым открытиям, к новым знаниям, не отягащенного шлейфом предрассудков и невысказанных слов, и, конечно, он научится любить! Любить весь мир, а не отдельно взятого человека или собаку или растение..кого угодно. Ведь невозможно любить одного и не любить другого.

Однако, фильм дает вопрсов больше, чем ответов,как здесь было сказано, непонятно, что же делать этим бякам-людям...
а между тем, если вернуться к нашему ребенку..ведь у него есть родители, есть кому объяснить, как жить в этом мире.
И тут несложно догадаться. что у нашей цивилизации тоже должны быть учителя) или родители...

не могу судить о том, что же сподвергло маэстро назвать все это кинематографическое великолепие "Аватаром", но вряд ли такой гениальный режиссер нисколько не знаком с той культурой, что породила на свет этот "термин".И по сравнению с этой культурой, наша западная...просто младенец..только-только научившийся двигать руками. И логичным выводом из моего вышесказанного будет утверждение, что учителем запада является (никому не секрет) - восток.И ответ на этот фильм-вопрос - это его название.
Ведь многие люди в нашем мире даже не задумываются, что все достижения, открытия и "тенденции" уже давным давно описаны и спрогнозированы...просто запад идет своей дорогой, с нуля осознавая себя)
И спасибо таким фильмам за то, что они, дай бог, внесут очередную каплю сознания в наши головы) пусть был Терминатор, была Матрица, еще много чего...а сколько еще будет) и такого, что Камерону и не снилось, потмоу что человечество поменяется, природа возьмет свое а если мы не научимся в буквальном смысле слова любить все вокруг - нас просто не станет, потмоу что мы не будем вписываться в программу развития.
А насчет того, как научится любить...любить даже тех, кто нам ненавистен..про это можно писать бесконечно, но прежде чем это делать, нужно изучить первоисточники, научиться уже тому, что и так известно, но потонуло под современным "легким" жанром и фастфудом. Сложно? сложно...но для этого нам дана наша жизнь)

Anksunamoon

0

7

Аватар, выпей йаду!   

После этой премьеры история кино разделилась на две части: спорное прошлое и страшное будущее


«Аватар» невозможно обсуждать языком традиционной кинокритики: сначала надо сделать 1024 реверанса в сторону технической составляющей (именно столько терабайт, по официальной информации, занимает вся компьютерная графика к картине, две трети которой представляют собой высококачественную анимацию). Бесконечными  — рассекреченными только после премьеры!  — подробностями съемок наводнены все отзывы: у мультперсонажей шевелятся не только синие хвосты, но и зрачки, и мимические мышцы! Не только драконы, но и леса, и горы, и летающие острова планеты Пандора — результат деятельности Weta Digital. Кэмерон создал революционную 3D-технологию Reality Camera System и приблизил создание объемного телевидения, а уж кино теперь будет исключительно стереоскопическим, сначала очковым, а с годами и безочковым. Нет рецензии, в которой не упоминались бы слова Спилберга: величайший фантастический проект со времен «Звездных войн»… История кино разделится на две части — до «Аватара» и после «Аватара»…

Свернутый текст

Оно, пожалуй, и верно — масштаб события, независимо от вектора, налицо. Вопрос в том, считать ли «Аватар» вехой на пути вверх или вниз; я склоняюсь к последнему, но на этот случай можно утешаться другой концепцией. Кино разделится на условный «Аватар» — подростковую объемную высокотехнологичную фантастику — и условные «Канны», то есть все менее смотрибельный артхаус. Я, положим, не в восторге от такого разделения, поскольку ни одна поляризация еще не сделала мир гармоничнее: советское кино, скажем, уже развалилось на «Дозоры» и «Кинотавр» типа «Сказки про темноту». Это как если бы у легендарного миттовского «Экипажа» оторвали мелодраматическую первую серию и пустили в отдельный малотиражный прокат, широко распиарив, вторую, катастрофическую. По большому счету и то, и другое в современном русском кино ниже критики: если «Черная молния», то непременно без мозгов, а если «Сумасшедшая помощь», то финальных титров начинаешь ждать минуте на двадцатой. Поскольку Россия, как фигура на носу мирового корабля, во все врезается первой — есть шанс, что с мировым кинематографом это печальное разделение произойдет именно после кэмероновской саги о Пандоре, каковая, как почти все успешные американские проекты последнего времени, ужасно напоминает младенца из «Соляриса»: очень большой, очень эффектный, красивый, страшный и безнадежно трехлетний.

Ругать «Аватар» не за что — скептики предлагают воспринимать его, допустим, как балет. Не требуете же вы от балета напряженной интриги и психологической достоверности? Другие предлагают вспомнить «Покахонтас», к истории которой Кэмерон в самом деле демонстративно отсылается: любовь цивилизованного (либо инопланетного, либо иностранного до полной инопланетности) гостя к туземке — чрезвычайно выигрышный сюжет, и русскому человеку тут грех не вспомнить примеры поближе и поинтереснее, чем «Покахонтас»: эта схема объединяет столь непохожие сочинения, как «Олеся» Куприна, «Аэлита» А.Н. Толстого и «Сон в начале тумана» Рытхэу, полузабытый на Родине, но культовый в Европе, особенно в эпоху моды на этно. Олеся, Аэлита, Пыльмау — Аэлита, кстати, тоже синяя, — ни типологически, ни даже поведенчески ничем не отличаются от принцессы Нейтири. Еще дальше — и ближе к Кэмерону — пошли Стругацкие, заставив своего Кандида из «Улитки на склоне» не просто жениться на Наве, но и столкнуться с породившей ее вымирающей цивилизацией, и даже защищать эту цивилизацию от прогресса. Но такой остроты конфликта, как в «Аватаре», у Стругацких не было: все-таки биологическая, деревенская, лесная цивилизация мужиков подвергалась атаке не со стороны родного кандидовского института. Ее атаковала сила, одинаково враждебная и Лесу, и Кандиду.

Кэмерон тырит у Стругацких щедро, используя не только изобретенную ими планету Пандору с ее ракопауками и тахоргами, но и название своих туземцев — Нави, недвусмысленно восходящее к упомянутой Наве  (Б.Н. Стругацкий от претензий официально отказался). При этом он создает — и, к сожалению, никак не использует — ситуацию по-настоящему перспективную: вот есть Пандора с ее органической, полурастительной жизнью, которую регулирует, кормит и охраняет целая сеть мыслящих деревьев. Вот есть Земля образца 2154 года — думаю, именно 2154 терабайта потребуется для сиквела, — Земля высохшая, загубленная прогрессом, для жизни малопригодная. Есть населяющие ее прагматики — цивилизованные, но состоящие сплошь из противных издержек этой цивилизации: рациональные, решительные, малосклонные к состраданию, стремящиеся поработить либо переделать всех, кто на них не похож. Лазутчик этой цивилизации, призванный увести древнее пандорское племя с облюбованной землянами территории (они на ней что-то невразумительное, но очень драгоценное собираются добывать), влюбляется в туземную принцессу. И тут-то мы получаем красивый конфликт между любовью и долгом, а шире — между четким осознанием безусловной землянской неправоты и стойким ощущением, что землянин, даже оторвавшись от корней, никогда не станет полноценным пандорцем. Кричит же ему Нейтири: «Ты никогда не станешь одним из нас!» И это в общем справедливо — это вам скажет любая девушка, вышедшая замуж за американца и уехавшая с ним. Есть счастливые исключения, но преодоление цивилизационного барьера покупается в этих случаях ценой такого личностного слома, что не знаешь, радоваться или ужасаться.

Фильм Кэмерона начисто лишен драматургии и напоминает в этом смысле уже не столько лемовского младенца, сколько гомункулуса с гипертрофированными мышцами, но без скелета. Все это визуальное великолепие — чересчур мультяшное, ненастоящее, но исключительно приятное глазу, особенно в объемном варианте, — категорически не на что нанизать. Предсказуема каждая реплика в диалоге, каждый из трех поворотов немудрящего сюжета (влюбляется, ссорится, перебегает). А между тем у Кэмерона была возможность спасти всю эту конструкцию одним-единственным неоднозначным ходом в финале — и зритель уже уходил бы из зала не с таким холодным носом.

Берем финальный бой, в котором полковник Кворитч (у Кэмерона большинство имен значащие, и Quaritch звучало бы у нас как Ссоркин, Драчкин) атакует своим бездушным железом и злобным огнем добрых пандорцев с их драконами, пращами, луками и стрелами. Биологическая цивилизация против механистической — дивный, перспективный в визуальном смысле конфликт, и жаль, что у Камерона он решен достаточно просто: вот если бы сама природа вступила в бой, оплетая пришельцев корнями, лианами, душа летающими семенами, — это было бы поэффектнее, но спасибо и за диких зверей, таранящих танки; все наглядно. Полковник Кворитч, почти уже поверженный и без пяти минут пристреленный, задает перебежчику Джейку Салли свой последний, убойный, хриплый вопрос: «Что, сынок, теперь ты понял, каково быть предателем?»

И тут — в нормальном фильме с нормальной драматургией образца хотя бы семидесятых годов — произошел бы финальный доворот винта, и перебежчик заслонил бы полковника от своих новых синих друзей, и повел бы его, поддерживая, к разбитому земному кораблю, чтобы вместе улететь или вместе сдохнуть. Потому что, по гениальному определению Окуджавы: «Среди стерни и незабудок не нами выбрана стезя, и Родина есть предрассудок, который победить нельзя». Человек вообще остается человеком лишь до тех пор, пока у него есть непобедимые, дорефлексивные предрассудки: бездоказательные и недоказуемые аксиомы. Отказавшись от них, дикарь перестает быть не только дикарем, но и личностью. Родина есть Родина, права она или не права.

Я сам не уверен в этом, говоря по совести. Я уверен только, что отказ от этого предрассудка ведет к необратимым последствиям и в этом смысле уж подлинно поделит мир на «до «Аватара» и «после «Аватара». Обсуждать эту коллизию сразу после просмотра мне повезло с очень крупными, широко известными восточноевропейскими фантастами. И один из соавторов на мой лепет: «Как можно, все-таки Родина», припечатал с великолепной решимостью: «Это, братец, не Родина, а корпорация, обозвавшая себя Родиной и претендующая на эту честь без всяких оснований».

Справедливо это? Справедливо. Рационально? Без сомнения. Но есть в этом какая-то капитуляция, потому что я ведь часть этой корпорации, и потому, не претендуя на ее сомнительные преимущества, обязан разделять с ней ответственность. Это ответственность врожденная и непреодолимая, как цвет кожи. Отвечаю ли я за нынешнюю Россию, которая тоже, в сущности, не слишком привлекательная корпорация, чей суверенитет состоит из сырья и грубо сколоченной идеологии, являющей собою обедненный вариант уваровщины? Да. Потому что я здесь живу.

Для большинства американцев эта проблема куда как актуальна, и потому-то Майкла Мура так любят в Европе и недолюбливают на Родине. Да, моя страна может быть здорово неправа во Вьетнаме и совсем уж неправа в Ираке. Я могу быть виноват вместе с ней, но отказываться от нее не стану — примерно такие монологи я слышал от многих американских друзей, и даже Оливер Стоун одно время говорил нечто подобное. Разумеется, сегодня «нести прогресс дикарям» — уже самоубийственная тактика, не говоря уж о том, что дикарей, как всегда, забыли спросить. Цивилизация, построенная на основах Просвещения, — не единственно возможный тип цивилизации; миссионерство и просветительство все чаще оборачиваются захватом недр, а о высших целях давно никто не думает всерьез. «Аватар» при всей своей драматургической нищете — а может, именно благодаря ей, — фиксирует эту смену парадигмы со всей определенностью: авторы и герои делают однозначный выбор в пользу органической, природной жизни, отказываясь от всех земных умозрений, давно уже прикрывающих откровенное хищничество.

То есть в полном соответствии с другим американским культовым фильмом — «Назад в будущее».

И вот этого я не хочу, потому что примерно представляю себе истинную жизнь племени Нави и его настоящие законы. Можно сколько угодно защищать природу, но посмотрите на самых упертых экологов — много ли в них милосердия и терпимости? Идеализация wild life в противовес цивилизации — все это Россия ела большой ложкой, притом что и цивилизации толком не видела; я, само собой, все про эту цивилизацию понимаю и про иракскую войну, слава богу, тоже. Но если перед тобой тупик или камень — это не значит, что нужно делать шаг назад. Между тем «Аватар» — как раз и есть апология такого шага, и в этом смысле перед нами очень «обамическое» кино. Вполне в духе книги «Мечты моего отца», в русле моды на этно, в полном соответствии с предсказаниями Шпенглера, и ничего хорошего от этого нового варварства — такого терпимого, такого мягкого с виду, — ждать не приходится.

Потому что дикарь и его Пандора — это не просто светящиеся семена, дружба с деревьями и брачные песнопения, не только воскрешения вручную и забавные синие хвосты. Это примат имманентности над умозрением, родового — над моральным, традиционного — над новым, почвенного — над истинным. Пандорцы своих не предают. И если бы вождь Нави спросил Нейтири: «Каково это, дочка, быть предательницей?» — можно не сомневаться, что она прикрыла бы его своим синим телом в лучших родоплеменных традициях. У них-то, у пандорцев, с предрассудками все в порядке.

Вот почему слабый драматургически, затянутый и конфетно красивый «Аватар» — очень важное кино. Очень этапное. И очень страшное.

Дмитрий Быков

11.01.2010

http://www.novayagazeta.ru/data/2010/001/19.html

0

8

не. не согласна я с г-ном Быковым. не очень понятно, почему он так старается убедить всех, что черное, это все же белое.. пусть глубоко внутри и никому не видно, но точно, белое
все классно, американцы не согласны с ираком и вьетнамом и все же, все продолжается и будет продолжаться, так? потому что, это их родина и они там живут - отличный довод
давайте попробуем еще сутрировать - у кого-то ребенок-маньяк и он об этом знает.. как поступить? позволить ему убивать дальше или попытаться как-то остановить это? то же американское общество и законы ответят однозначно на этот вопрос) так почему же, как только это вырастает за пределы семьи, любая попытка остановить маньяка сразу переводится в разряд предательства?
очень странная логика, на мой взгляд.. корпорация грабителей с наемниками в охране - не есть Родина. они есть банда очумевших от жадности маньяков, готовых уничтожать все на своем пути ради.. ради чего? совсем не ради процветания Родины) исключительно, ради и для себя-любимых.. остальные - мясо
ну а полковник.. ему же надо было что-то сказать.. было бы смешно и неправдоподобно, если бы вдруг перед перед смертью он "просветлился" и понял, как они все были неправы..
не вижу предательства.. а уж перенос на жизнь российскую и вовсе, притянут за уши
кстати, была в фильме ситуация, когда Нейтири закрыла героя собой и не позволила убить его.. так что, додумывать, как было бы, если бы.. смешно

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Афиша » АВАТАР!