ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Чайный домик » Масленница. История традиции.


Масленница. История традиции.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

http://www.slaviane.net/userfiles/i5494310.jpg

Значительная часть обычаев на масленицу так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года.
Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, “зарывали” в снег или осыпали снегомасленицу.  Или когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им “целовник” или “целовальник” — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую.
Эта тема нашла отражение и в специфических масленичных обычаях, посвященных наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (фактически не выполнивших своего жизненного предназначения). Подобные обряды получили широкое распространение на Украине и в славянских католических традициях. Например, на Украине и в южнорусских областях наиболее известным обычаем было “тягание”, или “привязывание” колодки, когда парню или девушке к ноге привязывали “колодку” — кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением.

Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают   обряды, относящиеся к хозяйственным делам   и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.

Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.
Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).
Там же, где не делали чучела, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, “проводами” которых завершалась масленичная неделя.
В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда ( “молоко сгорело, в Ростов улетело”). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.

Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла” (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.

Понедельник – встреча
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны:
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.

Вторник – заигрыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.

Среда – лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг - разгул (перелом, широкий четверг) 
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один" (как у французов тет-а-тет - "с глазу на глаз"). Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный.

Пятница - тещины вечера 
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам!
Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Однако,  самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота - золовкины посиделки  
Начнем с того, что "золовка" - это сестра мужа. Откуда пошло такое название? Может, от слова зло? Ведь она всегда подмечала в жене своего брата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своей неприязни к ней? Что ж, случалось и такое... (но не всегда).
Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (жены сыновей для матери их мужей были невестками, т.е. пришедшими не отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, - так было принято кое-где раньше: "Не брать в жены своих, местных").

Воскресенье - проводы, целовальник, прощенный день  
Рассказывают, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощенное воскресенье", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта.
С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.

http://www.slaviane.net/?157&read

0

2

Из истории масленницы

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица - это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).
Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Масленицу в народе всегда любили и ласково называли "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "пеpепелочка", "пеpебуха", " объедуха", "ясочка".
Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное - с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно "полоскали зубы", т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для "вытряхивания блинов" устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

http://www.cook.denek.net/history/85.html

0

3

Блин-блинович

Блины живут уже более тысячи лет, их жизненный путь начался, по мнению Чехова, "с самого, что называется, древлеславянского ab ovo...". Они появились на свет до зарождения русской литературы и истории и, разумеется, до пробуждения национального и социального самосознания. Древнерусское "блинъ" восходит к более древнему "млинъ", а тут уж совсем недалеко до слова "молоть", правда, доподлинно неизвестно, что именно - муку или чепуху? Процесс приобщения к блинам прошел на Руси очень органично. Пожалуй, только одно сопоставимо с ними по значимости - самовар, который, как и блины, придуман, по замечанию Антона Павловича, "русскими мозгами". Не зря же в большинстве ресторанов мира блины называют понятным нам словом blini.
Блины - обязательная принадлежность Масленицы. Так было не всегда, сначала символом праздника служили пироги с сыром и хворосты. На Масленицу тесто для блинов ставили, соблюдая самые различные ритуалы. В одних местах на восходе луны в тесто добавляли снег, в других - дожидались, когда на небе появятся звезды, и тогда ставили первую опару для блинов, в третьих - хозяйки выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу. Иногда первый блин выставляли на окно, иногда выносили его нищим на помин усопших. Вообще весь процесс приготовления блинов считался таинством, и хозяйки готовили блины потихоньку от домашних и тем более от посторонних.
Для членов царской фамилии Романовых блины на Масленицу готовили совсем иначе. Историк Константин Гошев рассказывает, что в старину в Москве в Обжорном ряду между Ильинскими и Владимирскими воротами сновали блинщики и блинщицы с деревянными лотками. На них - сбитень и стопка блинов, от которых валил пар и исходил волнующий запах. Тут же стояли кувшинчик с маслом и банка с сахарным песком. В пост блины смазывали, естественно, постным маслом, в скоромные дни - топленым. Любой блин стоил копейку. А вот как описывает масленичное застолье Иван Шмелев в романе "Лето Господне": "Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, "черные" блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся и стопки, и ловкий десятник Прошин, с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно дает по плеши. Слышится сочно-ляппп! Всем по череду: ляп... ляп... ляпп! Пар идет от блинов винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают. Пар валит изо ртов, с голов..."
Но блин не одинок. Вокруг него "рыбы, икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кит пящим маслом на конфорках, графинчики, бутылки".
Блины известны и любимы практически во всех странах мира. По старинной традиции многие льежские семьи в канун Рождества пекут boukete - валлийские блинчики из гречневой муки с изюмом или ломтиками яблок, посыпают сахаром и едят, запивая подогретым вином. Ирландцы замешивают тесто из молока, яиц, растительного масла и муки, сахарной пудры, рома, специй и пекут тонкие блинчики, складывают их стопкой, посыпают сахаром и обкладывают ломтиками лимона! В голландских закусочных популярны блинчики pannekoeken с яблоками, засахаренным имбирем, смородиной, ветчиной или сыром. В Англии, где, так же как и в России, блины связаны с Масленицей, существует народный обычай - подбрасывание блинчика на сковороде. В этом увлекательном процессе обязательно участвует вся семья, а приготовленные таким образом и не упавшие на пол блинчики едят с лимоном и сахаром на сладкое. Но любовь к блинам, как и любое сильное чувство, может закончиться трагично. Подтверждение тому - неожиданная кончина чеховского героя, надворного советника Подтыкина: "Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки..." Несчастный чревоугодник "...млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот..." И вдруг автор резко прерывает повествование, неожиданно меняя сюжетную линию. "Но тут его хватил апоплексический удар..." Трагичный, но закономерный конец обжоры! Недаром опытные едоки специально готовили желудки к Масленице, о чем пишет А.П. Чехов: "Перед Масленицей сходи к мастеру и полуди свой желудок..." ...Вот такой он, древний, но не чуждый современности, мягкий, но не всегда добрый, падкий не только на сковородку, но и на авантюру, его величество блин. Образ его колоритен, поведение непредсказуемо, кроме того, самого первого, который всегда ведет себя одинаково - всегда комом... Классическая литература возвращается и будет возвращаться к этой теме, пытаясь раскрыть глубинные секреты блина. В нашей же душе блинные мотивы пробуждают светлое чувство сытости и умиротворенности.

Илья Лазерсон, Сергей Синельников, Татьяна Соломоник
Источник: Журнал "Гастроном"

http://www.cook.denek.net/history/92.html

0

4

Великий пост

Великий пост - семинедельный период, разделяющий в православном календаре масленицу (Сыропустную неделю) и Пасху. Это время испытаний, ограничений и труда, положенное человеку для очищения тела и души от скверны и грехов и приготовления себя к должной встрече Воскресения Господня.
Великий пост- один из четырех постов, принятых в православной церкви. Кроме него существуют еще Рождественский, или, как его иногда называют, Филиппов пост, четырехнедельный период, завершающийся в канун Рождества (с 28 ноября по 6 января); Петров пост (начинающийся через неделю после Троицы и заканчивающийся 11 июля, в канун Петрова дня); а также Успенский пост, приходящийся на конец лета и завершающийся в канун дня Успения Пресвятой Богородицы, 27 августа.

Свернутый текст

Великий пост, впрочем, как и остальные православные посты - время, когда постящийся должен смирить свою плоть. Это выражается прежде всего в ограничениях, связанных с пищей человека. Во-первых, у православных (русских, украинцев и белорусов, а также сербов, болгар и македонцев) из употребления изымается вся скоромная пища: мясо, молочные продукты, а также рыба (в отличие от католиков, которым в пост можно есть рыбу). Поэтому еда состоит в основном из каш, овощей и растительного масла. Во-вторых, дополнительным ограничением для человека становится и сокращение количества приемов пищи: вместо обычных трех раз во время Великого поста едят два (пропуская, по желанию завтрак или ужин). Избавление от греха чревоугодия как раз и состоит в том, чтобы забыть о пище, не испытывать от еды удовольствие, а потреблять ее исключительно по необходимости.
Смирение плоти - это не только ограничения в еде. Во время поста люди воздерживаются от половых сношений, избегают шумных компаний, сборищ и праздников, не играют на музыкальных инструментах, разумеется, не венчаются (вы просто не сможете найти священника, который обвенчал бы вас в это время), а также существенно меняют свой облик: в это время не носят украшений, бижутерию, яркую одежду (особенно недопустимым считается красный цвет), предпочтение отдается темной цветовой гамме.
Особенно строгие ограничения соблюдаются в начале поста и в конце его, т. е. на первой и седьмой неделях. В это время люди стремятся есть сырую пищу и даже ничего не готовят. А в конце поста особенно набожные люди соблюдают так называемый сухой пост - не пьют воды и ничего не едят с вечера Страстного четверга до Страстной субботы, отмечая тем самым время смерти Иисуса Христа. В современном городском быту, где христианские установления - в значительной степени дань моде, великопостные ограничения также соблюдаются строго в самом начале и в конце поста, а многие женщины используют это время для того, чтобы сделать фигуру более стройной устроить себе разгрузку.
Великий пост не сводится к ограничениям в пище. Это время, когда человеку положено трудиться и думать о душе. Вот почему издавна в течение Великого поста люди особенно истово молились и посещали церковь, а также и творили богоугодные дела - одаривали нищих, делали пожертвования сиротским домам и приютам и т. д.
Во время Великого поста огромное значение приобретало создание особой атмосферы жизни, ее специфического ритма, которому волей-неволей начинали подчиняться все окружающие. В России об этом, в частности, напоминает специальный великопостный звон церковных колоколов; а в старой России к этому добавлялось закрытие театров и балаганов, прекращение великосветских приемов и раутов. Покаяние, труд и покой - вот то, что должно определять жизнь человека во время Великого поста. Разумеется, мы не живем сейчас в другом обществе, поэтому наша социальная жизнь определяется иными параметрами. Тем не менее, следует помнить о том, что благочестие и добрые дела, которыми человек должен проявить себя во время Великого поста, не есть исключительно православная, а скорее общечеловеческая норма. Великий пост в современном обществе может стать особым "периодом филантропии" и раздумий над смыслом своего существования.
Важно помнить о том, что если среди ваших родственников и знакомых нет людей верующих, это еще не означает, что их нет поблизости от вас: в соседнем доме, дачном участке или квартире. Для истинно верующего человека нет ничего оскорбительнее, как услышать громкую музыку в один из наиболее скорбных дней года, например, в Страстную пятницу - день смерти Христа. Уважение к религиозным чувствам окружающих, проявляющееся в соблюдении элементарной тишины, в отсутствии неуместных вопросов в тех случаях, когда человек отказывается от предложенного ему угощения, а также в приготовлении специальных постных блюд, если вы ждете в гости человека старшего поколения или вашего друга, обратившегося к вере, - таков может быть ваш личный вклад в культурную атмосферу Великого поста.
На масленичной неделе не ели мясо. (Хотя и был Мясоед - небольшой период между постами, когда разрешалось пожёвывать мясо и запивать его вином). Почему так - в сущности, тяжело дать ответ. Можно предположить, что, предпочитая молочные блюда, люди тем самым выражали свою благодарность Велесу. Может быть, в запасах крестьян к тому времени мясом уже и не пахло (может, и пахло, но слабо). Чтобы скрыть это, повсеместно угощали всех и вся молочными продуктами, благо молока уже хватало. Отсутствие мяса на столе совершенно не сказывалось на настроении и жизнеспособности граждан. Данный продукт заменялся очень большим количеством блинчиков, румяных, кругленьких, с корочкой да с домашним маслицем. Блины считались символом солнца и приходящей весны. Хозяйки пекли сей гастрономический продукт просто в огромных количествах, угощали соседей, приезжих, проходящих, проезжих, бедняков и стариков. Хотя, думаю, что соседи брали блины только из вежливости. На столе появлялись также различные сыры, масла, творога, так что - да здравствует кисломолочная еда!
Думаю, хватит о еде, чтобы сидящие сограждане по ту сторону монитора перестали облизываться. Слышно, слышно, господа!
Большое распространение на территории нашей (и не только) страны получил обряд, который мы условно назовем колодкой. Надеюсь, никто не против. Местные затейники в первые дни Масленицы вылавливали в толпе очень привередливых женихов, которые, по мнению общественности, засиделись "в девках" и привязывали к ногам деревянную колодку. Таково было наказание за страшный грех привередливости. Наказанные в свою очередь должны были откупиться от колодки конфетами или деньгами. Второе было предпочтительнее.
Почти также поступали с девушками, которые за прошедший год не вышли замуж, даже, если это произошло не по их вине. Выглядело это примерно так. Собиралась группка наиболее весёлых и смешливых парней. К палке с двух концов привязывалась верёвка. Один из парней запрягался в эту импровизированную упряжку и тянулся по улице. Весёла бравада со смехом и песнями шли к дому жертвы. Подойдя к воротам, компания останавливалась и требовала выкуп за палку - пела, улюлюкала, кричала. Девушка выходила во двор, приглашала парней в дом, поила и кормила. Так они обходили всё село или деревню. Не остановиться с колодкой перед домом, где есть взрослая незамужняя девушка, считалось большой обидой для неё...
На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины - ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник - для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: "Первый блин комом", т.е. первый блин не едят.
В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов. Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом.
С самого утра четверга объезжали молодых коней, быков и волов. К этому дню обязательно делали новые сани. В них нагружали энное количество лиц мужского пола и гоняли коня до тех пор, пока он не привыкнет к седлу или к упряжке и не станет слушаться хозяина. Потом коня выпрягали и внимательно присматривались к нему - если он легко бежит, то в хозяйстве появился хороший помощник, если животное еле плелось - то таких коней дальше даже не воспитывали. Объезд коня имел помимо основного назначения - поверить животное на выносливость - ещё и дополнительные значения. Так, например катание на коне вокруг деревни благоприятствовало разгону злых духов, чему очень помогал звон новых колокольчиков. А ветер, который обвевал человека во время быстрой езды, должен был избавить его от всех болезней.
В четверг обязательно вешали качели, чтобы "пагушкацца". На качелях каталась в основном молодежь. Старались взлететь как можно выше, потому что говорили так: "Гэта гойдаюцца для таго, каб на той год рос лён доўгі і моцны". Молодежь даже устраивала соревнования между собой - кто "дакранецца да неба". Наверное, они всё-таки думали не о льне в эти моменты.
Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов - ведь солнце - это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд "разуванне маладой", активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:
После ипровизированного концерта молодая выходила во двор и благодарила женщин за песню, за доброе пожелание и за то, что они как бы приняли её в свой круг, которому предназначалось сохранить и продолжить родовод. На следующий день этой же компанией возили молодуху в корчму, где уже её муж угощал всех водкой и разными вкусностями. Проставлялся, короче. И это только за песню. Представляю, если бы они станцевали. Наверное, пришлось бы снимать весь кабак.
"А мы Масленіцу пракацілі".
Главным обрядом или ритуалом сырной недели было сожжение чучела Масленки или Масленицы, которое олицетворяло собой всё самое плохое и темное. Возникновение такого обряда можно с уверенностью отнести к языческой традиции, как и всю сырную неделю. Ведь еще с дохристианских времен и на протяжении нескольких веков у белорусов сохранялся обычай жечь костры, а в них уничтожать изношенную одежду, старую обувь, одеяния больных и разные ненужные вещи. Вспомним чудный летний праздник - Купалле, когда жгут колесо, перепрыгивают через костёр. Это всё из той же оперы. На Масленицу жгли всего лишь соломенное чучело. Может, раньше было по-другому, но до нас это всё не дошло, а жаль. Может, на Масленицу гадали, может, делали что-то мистическое и интересное. Но на то оно и мистическое и таинственное, чтобы об этом никто не знал. Поэтому теряться в догадках - бессмысленно. Просто, с Новым годом! (так весь год и будем отмечать!)

http://www.cook.denek.net/history/90.html

0

5

О блинах

Блины - блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на "тот свет" в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся "извне": нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях -соленый блтн.
Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму.
Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков "с пылу, с жару". Существовал интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его посвящают Власию или умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали "родителям" на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко "для душ родительских", то обязательно приговоаривали: "Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!" В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу, которое сожгут.
Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметанкой, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.

http://www.cook.denek.net/history/88.html

0

6

Календарь масленицы

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:
Понедельник - "встреча",
вторник - "заигрыш",
среда - "лакомка", "разгул", "перелом",
четверг-"разгуляй-четверток", "широкий",
пятница - "тещины вечера", "тещины вечерки",
суббота - "золовкины посиделки", "проводы",
воскресенье - "прощеный день".
Вся же неделя именовалась "честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица".

Понедельник - встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую
одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне.
Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Песни, которые поют в день "встречи", очень жизнерадостны.

Вторник - заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные
гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных
театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во
главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы
ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались
веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и
на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с
обледенелых гор.

Среда - лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье
накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво.
Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни
(напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же,
прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда
проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из
Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить
лежачего ("лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" или "один на один". Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и
торжественно. И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой - снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка (может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев), а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок.

Пятница - тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях,
наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота - золовкины посиделки
Золовка - это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой "масленице жирной" каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

Воскресенье - проводы, целовальник, прощеный день.
Последний день масленичной недели назывался "прощёным воскресеньем": родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с "повинением", просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и "слёзными словами" испросить взаимного прощения: "Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой". "Да простит тебя Бог и я прощаю",- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

http://www.cook.denek.net/history/86.html

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Чайный домик » Масленница. История традиции.