В Ульяновске утвердили пятилетнюю программу по строительству аэростатического термобалластируемого летательного аппарата (АТЛА), прозванного из-за своей дискообразной формы "летающей тарелкой", сообщает РИА Новости.
Планируется, что сумма привлеченных в регион инвестиций составит около 2,7 миллиарда рублей. Кроме этого само производство "тарелок" позволит создать около 800 рабочих мест и обеспечить приток денег в региональный бюджет. Разработкой программы занимается компания "Локомоскай".
АТЛА фактически представляет собой дирижабль нового поколения. Слово "термобалластируемый" в названии означает, что помимо объемов гелия в аппарате присутствует полость, заполняемая теплым или холодным воздухом. Подобная схема позволяет эффективно контролировать подъемную силу, действующую на дирижабль, обеспечивая вертикальный взлет и посадку (классические дирижабли причаливали к гигантским башням и не умели садиться).
Для передвижения АТЛА будет использовать электродвигатели. Кроме этого, по краям аппарата будут располагаться небольшие крылья, которые тоже будут создавать некоторую подъемную силу. Дискообразная форма, по словам создателей, позволит обеспечить устойчивость под напором ветра при зависании аппарата над определенной точкой, например, для того чтобы забрать груз. "Летающие тарелки" смогут перевозить объекты массой до 600 тонн.
Соглашение о создании предприятия по производству АТЛА в Ульяновске было подписано в августе 2009 года на авиасалоне МАКС-2009. Там же все желающие могли посмотреть на небольшую модель этого аппарата диаметром 7 метров с 8 электромоторами. Грузоподъемность модели была около 20 килограммов.
[myimg]http://www.locomosky.ru/userfiles/gallery_images/dsc04824(z).jpg|lyteshow[vacation]|Ульяновск. Председатель Совета директоров компании «Локомоскай» Кирилл Лятс  [/myimg][myimg]http://www.locomosky.ru/userfiles/gallery_images/history%20of%20termoplane%20(4).jpg|lyteshow[vacation]|   Комбинированный газо-тепловой дирижабль линзообразной формы АЛА-40 Термоплан – совместный проект КБ «Термоплан» и Ульяновского авиационного завода. [/myimg][myimg]http://www.locomosky.ru/userfiles/gallery_images/0004yb69.jpg|lyteshow[vacation]|Участники проекта газо-теплового дирижабля большой грузоподъемности «Термоплан» (слева направо): генерал-майор В.Л. Баранов, И.А. Старостин, капитан М.И. Павлушенко, 1993 г[/myimg]

Особенности конструкции

Летательный аппарат типа локомоскайнер относится к классу полужестких дирижаблей с термобалластированием. Основной особенностью аппарата является использование для полёта четырёх видов подъёмной силы:

- Аэростатическая подъёмная сила, создаваемая за счёт объёма лёгкого газа (гелия);

- Аэростатическая подъёмная сила, создаваемая за счёт объема лёгкого газа (горячий воздух);

- Аэродинамическая подъёмная сила корпуса аппарата как крыла малого удлинения;

- Подъёмная сила, получаемая за счёт винтовых движителей вертикальной тяги.

Эти четыре вида подъёмной силы комбинируются в зависимости от режима полёта аппарата, и величины их составляющих меняются в процессе выполнения полёта.

Балластировка аппарата осуществляется за счёт изменения температуры воздуха в термообъёме, что позволяет сбалластировать аппарат в любом варианте загрузки.

Автоматическая система управления аппарата позволяет выполнять полёт в полностью автоматическом режиме, когда весь маршрут полёта и его режимы задаются перед вылетом путем ввода необходимых параметров в систему управления с места пилота. Предусмотрен режим управления аппаратом и вручную, для чего имеются необходимые органы управления с места пилота.

Одним из основных режимов полёта является режим висения аппарата над заданной точкой поверхности на определенной высоте. Для этого в системе управления предусмотрен режим стабилизации аппарата. Летательный аппарат автоматически удерживается в заданной точке пространства и компенсирует все внешние воздействия, определяемые группой специальных датчиков, за счёт работы двигателей вертикальной и горизонтальной тяги.

Технические решения

Для реализации основной транспортной задачи - доставка грузов по принципу «от двери до двери», летательный аппарат должен уметь работать «по- вертолётному». Это предполагает режимы зависания в пространстве с целью подбора или отдачи переносимого груза. Такая задача решается за счёт выбора чечевицеобразной формы аппарата, применения термобалластировки, расположения движителей и системы автоматического управления.

Дискообразная форма аппарата позволяет уменьшить его линейные размеры при получении максимальных объёмов корпуса, на режимах висения воспринимать ветровые возмущения одинаково со всех сторон и соответственно реагировать на них, производить сборку крупногабаритных аппаратов, не привязываясь к наличию огромных эллингов, укрытий, хранить аппарат на открытых площадках в «сложенном» состоянии.

Термобалластировка летательного аппарата позволяет выполнять балластировку всей системы, с грузом или без него, без применения балластных грузов типа песок, вода и тому подобные материалы. Поэтому балластировка может выполняться без посадки аппарата, в любой необходимый момент, в том числе и в режиме крейсерского полёта на большие расстояния с учётом изменения веса аппарата при выработке топлива.

Расположение движителей и реверс тяги позволяет управлять аппаратом по всем направлениям и моментам, в том числе при боковых возмущениях.

Условия эксплуатации

Летательный аппарат типа локомоскайнер предназначен для эксплуатации в любое время суток в любых географических районах в широком диапазоне климатических параметров.

По своим летным качествам локомоскайнер доступен для освоения и пилотирования пилотам-воздухоплавателям средней квалификации, прошедшим соответствующую подготовку. Подготовка экипажей планируется в г. Ульяновске на училища гражданской авиации.

Базирование аппаратов предусматривается на площадках, оборудованных анкерными устройствами для швартовки аппарата.

Обслуживание устройств и систем аппарата также осуществляется на базовых площадках. Диагностика выполняется с помощью встроенной системы контроля состояния. Капитальный ремонт и регламенты производятся на базовом предприятии в г. Ульяновске.

http://www.locomosky.ru/