Комплекс  традиционных  боевых  искусств  ни-хангов,   клана   наиболее фанатично  настроенных  членов  военного  ополчения  в  Пенджабе  (штат   на северо-западе Индии, до середины XIX века независимое государство).
     И сегодня здесь  повсюду  можно  видеть  мужчин,  вооруженных  саблями, ружьями, палками, окованными медью. Это так называемые  "кесад-хари",  члены "хальсы", воинской религиозной общины, основанной в 1699 г. в Анандпуре 10-м гуру сикхов Говиндом Раи.  Все  они  имеют  так  называемые  "пять  К"  -  5 обязательных  признаков  своей  принадлежности  к  этому  боевому  братству: никогда не стригут волос на голове, не бреют усов  и  бороды  (кеш);  всегда имеют в волосах гребень (кангха); под верхней одеждой у них плотные короткие штаны, удобные для боя (качх);  на  их  правую  руку  всегда  одет  стальной браслет, защищающий ее от ударов вражеских сабель (кан-кан); за поясом у них всегда кинжал или сабля (кирпан). А те сикхи, которые не входят в хальсу, не имеют этих признаков. Их зовут "сахаджхари".
     Своей  вершины  движение   сикхов   достигло   при   Ранджите   Сингхе, объединившим к 1801 г. весь Пенджаб в единое государство, и  провозгласившим себя его правителем - махараджей.
     Особой доблестью в битвах  тех  времен  отличались  "ниханги"  -  члены особого ордена сикхов-кесадхари. Ниханги давали клятву найти свою  смерть  в бою, а не от старости или болезней. Этот орден возник  еще  при  жизни  гуру Говинда  Раи,  погибшего  в  1708  г.   Ниханги   отказывались   от   всякой хозяйственной деятельности, от всего, что  не  было  связано  с  войной  или подготовкой к войне. В сражениях они шли в первых рядах хальсы, бросались  в бой  там,  где  другие  были  готовы  отступить,  пробивали  брешь  в  рядах противника, устилая своими телами путь сикхов к решающему удару.
     В истории сикхских войн бывали случаи, когда перед небольшими  отрядами нихангов, нападавшими с безудержной яростью,  в  панике  разбегались  войска противника,  превосходящие  их  численностью  и  вооружением.  Но  их   сила заключалась не только в  беспредельной  отваге.  Они  еще  были  превосходно подготовленными профессионалами, блестяще владевшими  всеми  видами  оружия, великолепно ездившими верхом, умело сражавшимися в  пешем  строю,  прекрасно знающими приемы боя голыми руками.
     В дни праздника весны все ниханги собираются в наши дни для  проведения традиционных воинских игр в одном из трех городов Пенджаба:  в  его  столице Амритсаре, либо в Анандпуре, где  была  основана  хальса,  либо  в  Дамдама, небольшом городке, где гуру Говинд долгое время скрывался от врагов. Вот как описывает очевидец эти игры: ..."На этот раз в Дамдама собралось  не  меньше двух тысяч нихангов, а может быть,  и  все  три.  Первую  половину  дня  они бродили  по  ярмарке,  вызывая  боязливое  восхищение  соплеменников   своим оружием, лохматыми бородами и огромными  тюрбанами  на  голове,  из  которых торчали рукоятки кинжалов. Потом они готовили пищу  на  кострах,  пили  свой знаменитый "бханг" - наркотический напиток из  листьев  какого-то  растения, растертых с водой. Бханг они давали и своим коням,  и  собакам.  Собаки  без нужды рычали друг на друга, а кони возбужденно ржали и  рвались  с  привязи. Потом они спали  под  деревьями.  Никто  не  смел  им  перечить,  отказывать какой-либо их просьбе, спорить или хотя бы косо смотреть в  их  сторону.  За такую дерзость можно заплатить жизнью.  Даже  сегодня  ниханги  убивают  без колебаний, потому что сами не боятся смерти...
     К вечеру, когда дневной зной немного спал, процессия нихангов двинулась вокруг городского пруда. Впереди на слоне в золоченой беседке ехал их вождь. За ним в беспорядке сказали на опьяненных конях всадники,  а  следом  валила валом  толпа  пеших  нихангов  во  главе  с  обязательной  пятеркой  воинов, символизировавших тех "панч-пиярэ" - "пять любимых", которые первыми в  1699 г. вступили в хальсу, не побоявшись отдать свои жизни за веру.  Традиционные цвета нихангов - синий и желтый  -  в  самых  разных  сочетаниях  окрашивали процессию, а  клубы  пыли  окутывали  ее  подобно  красному  туману.  Краски дополнялись бесчисленными вспышками блеска на остриях копий и сабель. Именно так выглядела хальса в старину, когда она шла на врага.
     Когда  по  знаку  вождя   процессия   остановилась,   воины   мгновенно выстроились квадратом вокруг недавно сжатого поля. Сначала была  джигитовка. Ниханги скакали с копьями наперевес стоя на седле, сидя в седле, свешиваясь с седла в сторону. Копьями они подхватывали  разложенные  там  и  сям  пучки травы, пронзали мишени, сплетенные из гибких прутьев, рубили саблями чучела, изображавшие врага... Потом в пешем строю они метали в цель копья, дротики и чакры.
     Чакра - боевой диск для метания -  это  древнейшее  оружие  индусов,  о котором обычно говорят и  пишут,  что  его  можно  увидеть  только  в  руках каменных изваяний богов в древних храмах, что  уже  много  веков  назад  оно полностью вышло из употребления. Но оказывается, что  чакра  хорошо  знакома нихангам, по сей день используется ими в воинских играх. Это тяжелое плоское стальное кольцо, подобное диску с  вырезанной  серединой,  и  отточенное  по внешнему  краю  как  бритва.  Его  раскручивают  на  кисти   руки   или   на растопыренных  пальцах  и  метают  во  врага.  Чакра   летит,   вращаясь   в горизонтальной плоскости, и  при  попадании  в  шею  может  начисто  срезать
голову. Предание гласит, что чакра была любимым оружием бога Кришны. Куда ни посмотри в этот момент игр, везде в воздухе описывали сверкающие  траектории стремительно летящие вращающиеся чакры...
     После джигитовки и метаний наступил черед поединков.  В  разных  концах поля ниханги исполняли обрядовые воинские пляски, обязательные перед началом боя, затем преклоняли колено перед оружием, разложенным на чистых полотенцах и взяв его, вступали в жаркие схватки друг с другом. Повсюду сталь звенела о сталь, раздавались дикие крики, вздымалась пыль под босыми ногами  воинов... В завершение праздника начались поединки вооруженных нихангов с безоружными, своего рода турнир рукопашного боя". Система боя голыми руками называется  у нихангов просто "нарамхай".  По  мнению  немногочисленных  очевидцев,  чисто внешне она похожа на бирманское бандо.

http://www.budo.org.ru/index.php?newsid=124