ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Россия сегодня » Люди эпохи жести


Люди эпохи жести

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В двух разных регионах произошли одинаковые истории:жильцы многоэтажек протестуют против сооружения пандусов для детей-инвалидов. Это диагноз

Сережа Цай — хороший компьютерщик. Он умеет делать сайты и мультимедийные презентации, в десятом классе занял на региональном конкурсе второе место с презентацией по Айвазовскому и Брюллову, в одиннадцатом — с проектом по Ломоносову. Этих дипломов у него полная папка. Сергей проводит за монитором большую часть дня. У него детский церебральный паралич, тяжелая форма. За окном комнаты  — зеленый скверик. Точнее, это не окно, а дверь: вниз вдоль стены спускается металлический пандус. Его построила мама Сережи, чтобы сын мог выезжать на коляске на улицу. Но пользоваться спуском нельзя. Жительница соседней квартиры посчитала, что самодеятельность под окнами нарушает ее права собственника жилья, и установила поперек пандуса железную цветочницу. Цветов на ней, правда, нет.

http://www.novayagazeta.ru/ai/article.841384/pics.1.jpg http://www.novayagazeta.ru/ai/article.841384/pics.2.jpg

Железо

В девятиэтажку на улице Валовой семья Сережи переехала четыре года назад, квартиру специально искали на первом этаже. «Вы, наверное, не заметили: в подъезде пять ступенек»,  — говорит мама мальчика Татьяна Борисовна Дубошина. Она считает ступеньки везде, боль в спине и оторванные ручки коляски не позволяют забыть цифру. Сначала она таскала коляску с сыном сама. Обычная коляска весит около 20 килограммов, электрическая — почти 70. У женщины начался артроз, отказало плечо. «А я ведь хирург, я должна оперировать». Татьяна Борисовна купила съемный пандус (стоит 12 тысяч, бюджет денег не давал). Оказалось, отечественный подъезд для таких устройств не приспособлен: наклон получается тридцать градусов, электроколяска просто буксует на месте.

Дубошина обратилась к городским властям с просьбой о постройке стационарного пандуса. На вид это простейшая железяка. Папка документов, необходимых для ее установки, весит почти столько же, сколько сама конструкция. Два месяца ушло на предварительную переписку с чиновниками, еще столько же на утверждение эскизного проекта — это очень быстро по административным меркам. Муниципальное учреждение «Градостроитель» предложило два варианта: откидная панель в подъезде (с тем же наклоном в тридцать градусов) и спуск из окна (в этом случае пандус «залезает» под окна соседней квартиры). Татьяна Борисовна выбрала второй.

Дубошина — врач, ее муж Вячеслав Цай  — художник. Пройдя бюрократический марафон с разработкой эскизного проекта, они не представляли, что для начала работ этого недостаточно, и приступили к строительству. По закону о социальной защите инвалидов «жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями». Но бюджет денег на строительство не выделял, Татьяна Борисовна потратила две своих зарплаты.

Однажды в дверь постучала соседка, Александра Михайловна Ахрейн. Сказала, что против пандуса и уже подала жалобу в правление ЖСК, ведь «монтаж пандуса несет угрозу вскрытия квартиры». Кроме того, на пандус залезают местные дети и кошки, а под ним сидят бомжи. Дубошина пыталась договориться, предлагая соседке различные варианты компенсации. Прийти к согласию не удалось. Через месяц Александра Михайловна установила под своим окном большую металлическую цветочницу, перегородив ненавистный пандус.

Государственные масштабы милосердия

Свобода передвижения, как известно, гарантирована гражданам Конституцией, а инвалидам  — еще и отдельным законом. Нельзя сказать, что в городе нет пандусов (за их отсутствие владельцев зданий исправно штрафуют). Дело в том, что имеющимися конструкциями невозможно пользоваться — они слишком крутые, узкие и без перил. Татьяна Борисовна по пальцам может пересчитать «нормальные» пандусы — на вокзале, в ТЮЗе, в крупном универмаге, в университете. «Однажды нас пригласили на концерт в новый 12-й корпус университета. Снаружи там хороший пандус, но внутри здания есть ступеньки. Всего четыре, но это непреодолимый барьер, даже вдвоем невозможно перенести коляску, нужно человека четыре», — рассказывает Татьяна Борисовна. На тот концерт они все-таки попали: благо, среди приглашенных оказались курсанты военного училища.

Пару лет назад местный ТЮЗ организовал специальный проект для детей с ДЦП: ребят приглашали на экскурсии и заседания театрального клуба. Татьяна Борисовна обзванивала мам. «Нет, мы просто не доберемся»,  — отвечали они. Детский театр — не настолько богатое учреждение, чтобы предоставлять всем маленьким зрителям специальный автобус. Государственные социальные структуры транспортом не помогли. Видимо, с точки зрения чиновников, инвалид-колясочник не может испытывать каких-либо культурных потребностей: например, в театр оперы или в Художественный музей Радищева нужно ходить с командой носильщиков. Ну и действительно, до искусства ли, если мама воспитывает больного ребенка одна (по наблюдениям Татьяны Борисовны, около 80 процентов таких семей — неполные), не может работать и получает пособие по уходу  1200 рублей?

«Вся помощь государства, которую мы получили, — два раза за восемнадцать лет съездили в санаторий», — говорит Дубошина. Однажды к ним пришли две дамы из собеса. Сообщили, что узнали о наличии на участке ребенка-инвалида (Сереже было уже лет десять), поинтересовались, нужна ли какая-нибудь помощь. «Любая, — ответила Татьяна Борисовна. — Я им сказала, что нужна любая помощь, какую они могут предложить. Если кто-то может посидеть с ребенком, пока я схожу в магазин, если кто-то поможет по хозяйству, если кто-то погуляет с младшей дочкой, пока я сижу с сыном».

Дамы посоветовали взять в другом районе города, где прописан Сергей, справку о том, что государство не облагодетельствовало его по месту регистрации. Татьяна Борисовна привезла такую справку. Дамы больше ни разу не появились.

Особенный ребенок и ЕГЭ

Сережа научился читать в шесть лет. Писать от руки ему слишком трудно, сначала он печатал на телевизионной приставке, к первому классу родители купили компьютер. В интернат для детей с ДЦП мальчик не попал: туда нужно ездить через полгорода, и маме пришлось бы весь день сидеть с ним на уроках (специальных сотрудников, помогающих неходячим детям, в учреждении нет).

Обычная школа, по мнению Дубошиной, особенным детям не подходит: «Слишком агрессивная, неумная атмосфера. Как в нашем обществе. Да, инклюзивное образование возможно за границей, но «там» отличается от «здесь». Недавно я была в Англии, наибольшее впечатление на меня произвели даже не исторические памятники, а спокойное поведение людей. Они не орут на улицах».

Сережу закрепили за общеобразовательной школой на домашнем обучении. Мальчик очень неразборчиво говорит. «Когда учителя приходили в первый раз, я видела, как их охватывает оторопь и страх: как учить такого ребенка? Но в итоге не было ни одного, кто не сказал бы Сереже: как приятно с тобой работать». На интернет-форумах мамы детей с ДЦП часто жалуются на учителей: замотанные подушевым и почасовым финансированием, марьиванны забегают к надомникам на перемене, а то и вовсе диктуют задание по телефону. О составлении индивидуальных программ, адаптированных к возможностям особенного ребенка, и речи не идет. Сергею повезло. Как говорит Татьяна Борисовна, его учителя оказались не «просто предметниками, а педагогами». Только однажды был случай с учительницей английского языка: «В конце четверти пришла классный руководитель, похвалила сына за то, что у него одни пятерки, только по иностранному четыре. У Сережки глаза округлились. Оказывается, учительница английского не приходила ни разу, но записывала себе проведенные часы».

Домашнее обучение имеет свои плюсы. На очное общение с учителем здесь отводится в два-три раза меньше времени, чем в школе, зато можно самостоятельно регулировать глубину изучения предметов: попросить выделить поменьше часов на одни дисциплины и побольше — на другие. Также ребенок более свободен в выборе учебников и вспомогательной литературы: в старших классах Сергей сам искал их в интернете.

В этом году Сергей Цай окончил школу. Получил золотую медаль. Как говорит его мама, выяснилось, «что для таких инвалидов ЕГЭ фактически невозможен»: даже самые лучшие знания не помогут человеку с гиперкинезом рук заполнить бланк КИМов. Областное министерство образования связывалось с федеральным и получило разрешение на то, чтобы организовать для Сережи особую процедуру. Мальчика поместили в отдельный кабинет в чужой школе, в котором были установлены несколько видеокамер. Кроме того, за его действиями следили два наблюдателя. Сергей печатал ответы на вопросы тестов на компьютере, а один из педагогов переписывал их от руки в бланк. По математике мальчик набрал 66 баллов, по русскому языку — 84 балла и столько же по информатике.

Сейчас Сергей пытается поступить на заочное отделение в университет. То есть дважды в год, на время сессии, маме придется брать отпуск, чтобы возить сына в вуз и помогать передвигаться по зданию. Дистанционное обучение (позволяющее не посещать университет) предусмотрено далеко не по всем специальностям, а там, где предусмотрено, — оно исключительно платное, от 30 тысяч рублей за год. Пенсия по инвалидности составляет 6 тысяч рублей в месяц.

Вид из окна

«Видя, как издевательски относится к инвалидам государство, люди начинают думать, что это норма, и ведут себя так же,  — говорит Татьяна Борисовна. — Вот эта история с пандусом, думаете, большинство жильцов мне сочувствуют? Большинству наплевать. На собрании ЖСК только одна соседка, у которой внук тоже страдает ДЦП, спросила: люди, как же так, ребенок не может выйти из дома? Остальные отмахнулись: мол, мы-то чем виноваты, что ребенок — инвалид? Давайте о важном поговорим — сколько копеек будем платить за свет и воду. Почему так? Неужели потому, что всем сейчас так трудно выживать?»

Чтобы попасть на ЕГЭ, Сергею пришлось проделывать акробатические трюки: съезжать по пандусу, лежа на коляске. Только так можно протиснуться под железной цветочницей.

В квартире Александры Михайловны Ахрейн, которая опасается ограбления, живут квартиранты. Я случайно встретила ее во дворе. Александра Михайловна охотно пояснила свою позицию в конфликте. «Происходит нарушение прав собственника. Нарушен мой покой, мой сон, — сказала она. — Я инвалид второй группы, мне жить осталось… Если соседка уважаемый человек, ей все можно? Я тоже была на хорошем посту, я жизнь прожила».

Александра Михайловна предлагает посмотреть, как выглядит пандус из ее окна. «Вам бы понравилось такое под вашим окном? Когда мальчика привозят, железо лязгает, слышно, как дверь хлопает». Как считает пенсионерка, железная цветочница нисколько не мешает проезду коляски и служит «для защиты окон», потому что соседи носят по пандусу какие-то стройматериалы. Сама Александр Михайловна этих стройматериалов не видела, но люди говорят, что носят.

У Ахрейн скопилась огромная папка переписки: с требованием снести пандус она «ходила всю зиму» — в районную администрацию, мэрию, городскую думу, комитет по архитектуре, жилищную инспекцию, к омбудсмену, в приемную Владимира Путина, в общество инвалидов. «Из соцзащиты приехал молодой человек. С порога начал: ну что же вы против мальчика, он же инвалид. Я говорю: давайте не будем про мальчика. Есть нарушение прав собственника? Есть! Все, спасибо, молодой человек». Городская администрация в ответ на жалобу сообщила, что оба сооружения — и пандус, и цветочниц — незаконны, так как для них требуется разрешение на строительство (сейчас даже крупные строительные компании, обладающие влиянием на чиновников, дожидаются оформления такого разрешения по три и более месяца).

Сейчас Александра Михайловна собирается подавать в суд. Инициировала заочное голосование жильцов. 100 из 125 голосовавших высказались за снос пандуса. Причем 40 из них возражают и против других вариантов сооружения спуска для коляски в подъезде или где бы то ни было еще.

P.S. В ноябре 2008 года в № 85 «Новая» рассказывала об очень похожей истории, случившейся в городке Боровске Калужской области. Семья Морозовых соорудила для 16-летнего Алеши, страдающего ДЦП, небольшую (шесть квадратных метров) пристройку с пандусом. Разрешения на строительство у них тоже не было, зато мальчик смог выезжать на своей коляске на улицу. Пристройка помешала соседке со второго этажа, пенсионерке Нине Осиповской. Как оказалось, дождь шумит по крыше, чем создает пенсионерке «препятствия в пользовании собственностью  — квартирой». Нина Алексеевна подала в суд. Судья Наталья Битнер вынесла решение снести пристройку с пандусом, ни разу не приехав взглянуть на Алешу.

Надежда Андреева
наш соб. корр., Саратов

12.07.2010

http://www.novayagazeta.ru/data/2010/074/21.html

0

2

Открытие Джьоти

Этот дом создала русская девушка с индийским именем на деньги, пожертвованные газовым бизнесменом

http://www.novayagazeta.ru/ai/article.841386/pics.1.jpg http://www.novayagazeta.ru/ai/article.841386/pics.2.jpg

Катя Малова сделала прекрасную карьеру в газовой компании. Начинала с бухгалтерии. Она занималась бухучетом настолько хорошо, что ее повысили до ответственной за финансовые потоки. В двадцать три года она дирижировала финансами с таким блеском, что ее снова повысили, и еще раз продвинули, и вообще очень оценили. Но все эти финансово-бухгалтерские задачки оказались слишком простыми для ее светлой головы и быстро ей наскучили. Она хотела чего-то иного. Начальство ее лелеяло в такой степени, что дало отпуск на три месяца, чтобы Катя развеялась и погуляла. А когда она вернулась, ей на блюдечке преподнесли новое дело: компанию в Екатеринбурге.

Там Катя в свои двадцать пять лет руководила коллективом из 130 человек. Это были, как она говорит, «сто тридцать мужиков и моя секретарша». Это была компания, владевшая газовыми заправками в городе и окрестностях, и Катя должна была реформировать ее. Она перекрасила заправки из голубого в оранжевый и дала людям, которые работают на заправках, компьютеры. Люди поломали компьютеры, потому что они мешали им воровать сжиженный газ, а еще потому, что они не хотели учиться высоким технологиям даже за счет компании.

Периодически Катя летала из Екатеринбурга в родную Москву. Ощущение, что она занимается чем-то не тем, накапливалось. Возвращаться к газовым заправкам с каждым разом становилось все труднее. В конце концов однажды, находясь в Москве, она поняла, что если сделает еще одну попытку полететь на работу, то просто умрет.

В тот раз, движимая чувством долга, она пыталась вылететь четыре раза подряд, и каждый раз неведомая сила удерживала ее. То вдруг ее не пустили к самолету, заявив, что у нее поддельный посадочный талон. Пока разбирались, самолет улетел. То вдруг вылет отложили, потому что в Екатеринбурге плохая погода. Она позвонила туда: «Как у вас с погодой?» — «Отличная погода!» Она не стала делать пятой попытки, а просто согласилась сама с собой, что бизнеса с нее хватит. Ей нужна другая жизнь.

Бывший бухгалтер, финансист и менеджер в поисках другой жизни погрузилась в мир московской эзотерики. Нет смысла упоминать здесь все семинары, на которые она ходила, познавая начала индийской философии и основы восточной мистики, а также слушая лекции об архетипах, биополях и человеке как сгустке энергии; она бегло, через запятую, упоминает знаменитые в этом кругу имена и быстро приходит к тому, что тут самое важное: это опять было не то. Следовало искать дальше.

Она хотела познавать себя и помогать другим. В ней два этих желания сливались воедино. Она очень многое перепробовала. Для изучения анатомии, необходимой тому, кто осваивает различные техники массажа, Катя завела себе скелет и назвала его Коша. Потом она занималась двигательно-танцевальной терапией. Она работала с людьми, больными синдромом Дауна. И со здоровыми тоже. Это не просто танцы, как думают многие, а выявление человеческой сущности с помощью специально подобранной музыки. «Пять минут танца, в котором человек выявляет в себе хаос. Другие пять, в которые настраиваем в себе резкость», — говорит она. Одиночество, обретение, взаимодействие, бессловесная коммуникация, внутренние миры и взаимопроникновение людей — вот что ее интересовало.

Рассказ ее многословен и стремителен, как бегущая вниз вода. Сидя на стуле в позе лотоса, она говорит шесть часов подряд и не устает ни от позы лотоса, ни от разговора. Она все время повторяет слово «любовь». Она имеет в виду не любовь к кому-то и не любовь к самой себе, а любовь вообще, всеобъемлющую, теплую, как солнечный свет. Руки с детскими ладонями в движении, светлые завитые пряди разлетаются в стороны.

Когда пишешь о человеке, который с такой решительностью изменил свою жизнь и с такой смелостью идет по избранному пути в новом для себя мире, непременно хочешь представить, что им движет. А представив, непременно чувствуешь, что представление получилось плоским. Но превращение московской девочки Кати в индийскую Джьоти требует хоть каких-нибудь объяснений.

Катя выросла без отца. Он ушел из семьи, когда она была маленькой. Ее мама умерла, когда ей было девятнадцать. «Она как-то негармонично уходила», — Катя говорит о болезни и смерти близких с той свободой, с которой в России о болезни и смерти вообще-то не говорят. «Я уже давно не воспринимаю похороны как что-то трагическое», — весело добавляет она чуть позже.

После смерти мамы она осталась одна, несмотря на то, что родственники у нее были. Она им звонила периодически, желая рассказать о своих проблемах, но в ответ слышала что-то вроде: «Да что твои проблемы по сравнению с нашими! Вот у нас проблемы так проблемы!» И об этом она тоже говорит весело, без обиды. Но это одиночество в начале жизни, эта брошенность и заброшенность, это изучение бухгалтерской премудрости, которая должна была снабдить сироту куском хлеба, этот авитаминоз души, растущей в мире, где все поголовно боятся голода, холода и войны, — что должны были сделать с ней? Каким желанием другого мира и полной, всеобъемлющей любви наполнить?

В Индии Катя Малова изучала медитацию и училась йоге. Еще — аюрведической медицине. Учитель-индус, увидев ее, тут же назвал ее Джьоти, что на санскрите означает «духовное сияние», и она говорит, что это новое имя ее сущности. Она была в ашраме Ошо и медитировала в пустом зале перед его портретом. Потом в другом ашраме с суровым распорядком дня Катя училась глубокой медитации, випассане. У прибывающих в этот ашрам забирают все их вещи: паспорт, одежду, книги, деньги. Человек, погружающийся во внутреннее пространство, должен идти налегке и быть свободен.

Встать в 4.30 утра, а если не встанешь, тебя разбудят. Завтрак в шесть и еще одна трапеза в полдень и больше ничего. Рис, овощи и вода. Два десятка человек молча сидят в одном помещении в позе лотоса десять часов подряд. Это больно. Сначала начинает болеть какая-то одна часть тела, например, колено, потом боль переходит в мозг, накапливается там, становится невыносимой, взрывается и наконец уходит, чтобы вернуться в другой точке тела. И так долго, очень долго, до тех пор, пока в многочасовой медитации человек не освобождается и от боли, и от тела.

Джьоти медитировала повсюду — в разряженном воздухе Гималаев, на широких пустынных пляжах Индийского океана, в сладко пахнущих благовониями комнатах с белыми стенами, перед статуэтками Шивы и Кали, а также перед зажженными свечами, колеблющимися в ночи. Она знакома с мусульманами, торгующими волшебными кристаллами в индийских торговых рядах. В своих странствиях по Индии она побывала в Ришекеше и подарила просветленному Махарадже аметист, который он у нее не взял, ибо зачем святому подарки? Ее маленькая внутренняя девочка, так рано познавшая мировое сиротство через свое личное сиротство и мировой раскол через раскол своей маленькой души, в этих медитациях сливалась с просветленной Джьоти, которая, сидя на московской кухне на стуле в позе лотоса и рассказывая свою жизнь, в очередной раз встряхивает головой, отчего ее завитые пряди и светлые кудряшки лихо разлетаются в стороны.

Москвичка Катя Малова, ставшая Джьоти, дошла в медитации до таких степеней, что ей являлись законченные картины ее будущей жизни. Она говорит, что уже давно не принимает решений, готовые решения падают в нее, как письмо в почтовый ящик. Дом на берегу океана в Гоа она увидела внутри себя во время одной из медитаций.

Ранним утром очередного путешествия по Индии этот дом встал перед Катей Маловой в захолустном городке Арамболь на севере штата Гоа. Она тут же узнала его: он! Это был настоящий индийский дом с алтарной комнатой, каменными полами и дырами, проделанными для вентиляции. Комнаты были в обычном состоянии индийских комнат, то есть завалены мусором и барахлом. Она сняла дом, сделала ремонт и вычистила его от грязи. Она полюбила этот оранжево-коричневый двухэтажный дом с белыми резными столбиками галерей вдоль окон. Он стал центром ее мира, который она строит с верой в достижимость всеобщей и всеобъемлющей любви и с напором русской бизнесвумен, умеющий реформировать газовые бензоколонки.

Индусы хороши, пока ты общаешься с ними как гость. Но когда ты остаешься жить в захолустье Гоа, ты становишься чужаком, посягающим на кусок их жизни. Индусы не имеют глубокого, восходящего из рода в род страха холода и голода, который есть в русских людях. Русские подавлены и придавлены этим страхом, он сидит в них, как их память и подсознание. Индусы кажутся расслабленными и свободными, но только на первый взгляд. Потом в них тоже обнаруживаются блоки и зажимы. Энергия переустройства, энергия действия, энергия познания не находит в них выхода, и поэтому в них возникает комплекс неполноценности относительно людей с белой кожей, наделенных даром действия и страстью всемерного улучшения окружающего пространства.

Катя наделена таким даром. Она движется сразу наружу и внутрь. Днем она придумывает, как скрестить модные ныне инновации с медитацией, а вечером улетает в такие внутренние миры, к которым не довезет никакой индийский поезд. В ней странно сочетаются пафос проповедника, не стесняющегося произносить слово «любовь», и хватка менеджера, идущего прямо к цели.

В странноприимный дом Джьоти на берегу Индийского океана стекались русские люди, ищущие самих себя. Туда приезжали команды экзотов, желающих просветления в сомнамбулическом танце, и другие, расшифровывающие собственные сновидения, и еще поклонники ребефинга, обретающие гармонию посредством правильного дыхания, и самоуглубленные странники во времени, обретающие свое «Я» в таинственных процедурах регрессий, приводящих их в шестнадцатый век или даже во времена неолита, и одержимые новым рождением взрослые младенцы, которые подкачивали энергию, в шесть утра оглашая дом и океан громкими криками. Эти хотя бы знали, чего им надо. А были такие, которые уезжали из России в состоянии серой тоски и, приехав в оранжево-желтый дом на берегу океана, садились перед Катей и говорили со вздохом: «Ну скажите обо мне хоть что-нибудь!»

Тут, в этой нищей стране, одни обитатели которой живут в непросвещенной и почти животной древности, а другие потрясают рафинированной и изысканной культурой, на пришельцев снисходило внезапное размягчение. Мускулы, отвердевшие в жизненной борьбе, расслаблялись в теплом воздухе индийской нирваны. Извечный, сидящий в генах, передающийся по всем веткам рода вечный русский страх голода, холода и войны, о котором так часто говорит Катя, растворялся в жаркой истоме захолустья, где даже собакам лень лаять. Некоторые странники забывали свои города и даже свой бизнес и оставались здесь насовсем. В жаркие месяцы эти тихие просветленные странники откочевывают в Тибет, на север.

Катя сдала квартиру в Москве, но денег на некоторые вещи все равно не хватало. Например, она хотела сделать на крыше дома площадку для медитаций под белым тентом. Денег в тот момент не было ни на площадку, ни на тент. Она прямо с берега океана позвонила в Екатеринбург одному из совладельцев компании, в которой работала. «Дай мне денег на площадку для медитаций! Как хочешь, дай. Хочешь взаймы, хочешь…» — «А! — человек на том конце провода с досадой махнул рукой, этим возгласом говоря все, что он думает о девушке, которая имела перед собой карьеру блестящего управленца, а вместо этого очутилась в позе лотоса в индийском захолустье. — Бери, возвращать не надо». Для него это были копейки.

Дом Джьоти, известный многим россиянам, странствующим по Индии, — это место всеблагой любви для тех, кто ищет освобождения и обретения; и еще его можно считать опорным пунктом Агентства Внутренних Путешествий, о котором мечтал когда-то пророк новых коммуникаций Тимоти Лири, чей прах после смерти был отправлен в Космос. Но Лири вряд ли догадывался, что создаст его русская девушка с индийским именем на деньги, пожертвованные газовым бизнесменом.

Все, что происходит в доме, Катя называет словом «сатсанг». В ее легкую быструю речь индийские слова вкраплены, как розовые и фиолетовые камешки. Она никогда не переводит их, я потом ищу перевод и узнаю, что сатсанг означает «самосовершенствование». Временные и постоянные обитатели дома по утрам медитируют вместе, а по вечерам устраивают джем-сейшены с барабанами. Саму себя Катя называет «телесно-ориентированным терапевтом». «Тело не обманывает, как мозг», — говорит она. Она практикует массаж с кристаллами, а также тибетский массаж, снимающий в теле блоки, препятствующие росту человека в верхние сферы. А откуда берутся блоки — отвердения мышц, препятствующие току крови и движению энергии? Все идет из глубины рода, из памяти давних катастроф, из не прощенных обид, из утерянных воспоминаний. Некоторые люди, приходившие в ее дом на берегу океана, не хотели и думать о том, чтобы в медитации погружаться к изначальным травмам, первая из которых — рождение. Это трудно. Это может быть больно. Таких людей Катя называет инфантилами. А есть еще те, кого она называет «светляками», — эти считают себя просветленными просто потому, что они в Индии и умеют произносить мантру «ом мани падме хум»…

Ее легкую и незлобивую иронию можно понять. Сама она владеет техникой дальних путешествий. Она так далеко уплывает во внутренний мир, что люди этого мира кажутся ей иногда комками глины, нуждающимися в божественной помощи. Ее рассказы о медитациях похожи на сказки «Тысячи и одной ночи». Там, в этом сияющем бесконечном мире, отсутствуют «зачем» и «почему»; там она превращалась в змею и ощущала плавное раскачивание своего длинного узкого тела на сухом песке. Там она была Евой, испытывающей вину за иллюзию, в которую ввергла Адама. Там она бывала Землей, уставшей от того, что с ней делают люди. И там она снова была маленькой московской девочкой 1993 года, рисующей Нефертити и мечтающей о Востоке под грохот танковых пушек, расстреливающих Белый дом.

На одном из поворотов ее очередного путешествия в Гималаи джип с восемью путниками скользнул по жидкой грязи прямо по направлению к пропасти. Она тряхнула головой, произнося мантры. Колеса остановились в пяти сантиметрах от полета в никуда. В Джьоти, проехавшей бескрайнюю Индию в раскаленных грязных поездах и знающей индийские междугородние автобусы, десятки часов идущие на север по зеленым равнинам, есть легкое воодушевление, веющее, как ткань сари на утреннем ветру. Рассказывая, она то снимает, то надевает очки в тонкой оправе. Ее пальцы складываются так, как будто она погружает в воду щепотку риса или рисует в воздухе таинственный шифр. Ее руки так подвижны, что я начинаю думать, что их не две, а шесть, как у Шивы на старинных статуях. В конце концов она — вполне реальная девушка, носящая блузку в цветочек, голубые джинсы и хипповую сумку через плечо, — начинает легонько светиться в сумерках мира.

В доме Джьоти я не был. Но я знаю людей, которые были. Он где-то там, на границе внешнего и внутреннего миров, на нейтральной полосе между свободой и несвободой и счастьем и несчастьем. Сидя за ноутбуком на прогретой солнцем галерее, там можно видеть, как внизу босой индус в красной бейсболке пашет крошечный клочок земли, шагая за двумя быками. А вечером в дом безбоязненно залетают большие яркие бабочки и садятся на загорелые лбы и руки Джьоти и ее гостей.

Алексей Поликовский
обозреватель «Новой»

http://www.novayagazeta.ru/data/2010/074/23.html

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Россия сегодня » Люди эпохи жести