Самый популярный сервис по обмену мгновенными сообщениями поменял владельца и платформу распространения. В чем причина?

Крупнейшая в России интернет-компания «Яндекс» и самый популярный в стране сервис обмена мгновенными сообщениями ICQ (известный у нас под удивительно подходящим к случаю именем «аська») объявили о прекращении сотрудничества.

Аналитики комментируют это в свете приобретения «аськи» российским фондом Digital Sky Technologies Алишера Усманова, Юрия Мильнера и Григория Фингера за $187,5 млн у крупнейшего в США интернет-провайдера AOL (America Online). Фонду Усманова принадлежит крупнейший конкурент «Яндекса» — компания Mail.ru.

Интересно, что создатель ICQ, израильская Mirabilis, в 1998 году продала ее AOL за вдвое большую сумму. Этот факт не стоит рассматривать как признак стагнации «аськи» — в 1998 году был пик ажиотажа по вложению денег в онлайн, получивший впоследствии название «пузыря доткомов» (от английского произношения «.com»), тогда и не такие деньги были выброшены просто на ветер. А у «аськи» за эти годы набралось 32 миллиона ежемесячных пользователей, причем особенно она популярна в России — на Западе, кроме Германии, более распространены другие интернет-пейджеры.

По оценкам эксперта «Ведомостей», ICQ, клиентскую программу которой «Яндекс» распространял в комплекте со своими сервисами, могла ему приносить доход $100—200 тыс. в год, что в масштабах «Яндекса», конечно, немного, и потеря невелика. Вполне возможно, что право распространять «аську» скоро потеряет и другой конкурент «Яндекса» и Mail.Ru — Rambler, который активно предлагает ее в связке со своей бесплатной почтой еще с 2005 года. Любой пользователь почты на Rambler автоматически оказывается и пользователем ICQ, даже если совсем не собирается с ним иметь дела. Видимо, поэтому, по данным тех же «Ведомостей», выручка от сотрудничества с ICQ в Rambler гораздо выше — $6—8 млн в год, и для него потеря окажется чувствительной.

Конечно, пользователи сервисов «Яндекса» от «аськи» отлучены не будут — всем им автоматически обновят программу на «чистую» версию, не связанную с «Яндексом». Интрига здесь заключается в другом: по данным самой ICQ, 40% российских пользователей «аськи» пользуются не «родной» программой, а другими совместимыми с ней пейджерами. Кстати, совместимыми не вполне легально: официально технология ICQ является закрытой, и лицензии на нее AOL никогда не продавала (хотя за использование и не преследовала, видимо, рассматривая это как способ промоушена). В числе таких «совместимых» и «Mail.Ru Агент», который имеет аудиторию вполовину «аськиной» — 16 миллионов, и практически все эти пользователи находятся в России.

Поэтому Mail.Ru просто невыгодно конкурировать самой с собой, распространяя альтернативу. Но тревожиться, что «аська» в руках новых владельцев скончается, тоже не приходится — скорее всего, они попытаются конвертировать ее аудиторию в собственную. Ну и официальное владение как самой технологией, так и группой ее разработчиков — тоже не последнее дело.

Юрий Ревич
обозреватель «Новой»

http://www.novayagazeta.ru/data/2010/104/05.html