ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Неживая природа » А тем временем в Березниках....


А тем временем в Березниках....

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

13 сен 2008, 12:39
...в провал начали обваливаться здания.

Начало

28 июля в 15 час. 31 мин. по местному времени на территории БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий», в районе фабрики техсоли, произошел провал на земной поверхности над техногенной карстовой полостью. Размеры воронки, образовавшейся в результате обрушения грунтовых пород, составляли 50 на 70 м, глубина – около 15 м. 29 июля в 7 час. 33 мин. в образовавшемся провале произошло обрушение глубинных пород, сопровождавшееся громким хлопком, кратковременным колебанием земной поверхности и выбросом шахтного воздуха и кусков породы. Одновременно в месте образования воронки был зафиксирован выброс сероводорода. Олег Попов, начальник главного управления МЧС России по Пермскому краю: – Провал на земной поверхности произошел над техногенной карстовой полостью, образовавшийся в результате выщелачивания кровли соляной толщи слабоминерализованными рассолами.

Из оперативного сообщения Администрации края: "...Данное явление прогнозировалось на начальном этапе аварии, связанной с прорывом надсолевых вод в горные выработки рудника. Развитие ситуации контролируется путем видеонаблюдения в режиме реального времени с использованием передвижного пункта управления губернатора Пермского края и дирижабля краевого ГУВД. Угрозы для жителей города нет, ситуация находится под контролем. Возможное оседание земной поверхности в районе прорыва рассолов в шахту прогнозировалось учеными с первых дней аварии на руднике БКРУ-1. В соответствии с рекомендациями ученых доступ людей в опасную зону был прекращен, производственные объекты законсервированы и частично демонтированы. В связи с тем, что в зону возможного провала попали газопровод и часть железной дороги, было принято решение о переносе газопровода и строительстве обходной железнодорожной ветки. В целях минимизации последствий аварии на руднике БКРУ-1 был оперативно организован комплексный мониторинг как на территории БКРУ-1, так и в других районах города. Границы провала и процесс его образования полностью соответствуют прогнозам ученых, сделанным на основании результатов мониторинга опасной зоны."

http://speleo.ucoz.ru/_nw/0/s98959.jpg
провал через 20 дней

http://speleo.ucoz.ru/_nw/0/s00083.jpg
положение и размер провала в сентябре 2007г.

Почему?

В 40-х годах на глубине более 200 метров прямо под городом "Уралкалий" разрабатывал карналлит - руду, содержащую титан и марганец. Затем разработку прекратили. В 90-х годах, когда консервировали нерабочие выработки (пустоты под жилой частью города закладывали пустой породой), выработки карналлита не укреплялись. 19 октября 2006 года на "Уралкалии" произошла авария. Затопило нерабочую шахту, и грунтовые воды потекли по выработкам, постепенно размывая чрезвычайно быстрорастворимый карналлит. При подобном затоплении шахты за городом в 1986 году произошел знаменитый провал в котором образовалось озеро глубиной 120 и диаметром около 400 м.

http://speleo.ucoz.ru/_nw/0/s08391.jpg
рудник до затопления

http://speleo.ucoz.ru/_nw/0/s45846.jpg
провал 1986 года. Снимок И.Лаврова - 2003г.

Развитие

С момента аварии размер провала рос с катастрофической скоростью. Но сделать что либо было уже невозможно.
Директор Горного института УрО РАН А. Красноштейн в сентябре 2007-го отметил: "Увеличение водопритока в рудник мы прогнозировали. Безусловно, чем медленнее идет затопление рудника, тем лучше. Но надо понимать, что поступление в рудник воды в результате природной аномалии – процесс, которым люди управлять не могут. Сегодняшний уровень поступления надсолевых вод не является катастрофичным. Как я уже говорил, прогнозы развития ситуации, связанной с аварией, мы производили, исходя из наихудшего варианта, предусматривающего объем водопритока от 7 до 10 тысяч кубов в час на протяжении длительного времени. В соответствии с прогнозами и был разработан план работ по минимизации негативных последствий аварии на Первом руднике, в том числе и по жилой застройке, расположенной в карналлитовой зоне". О том каков был этот план и что он дал лучше не вспоминать.

К январю 2008 г. провал в плане составлял уже 337 х 202 м, в коренных породах - 305 х 170 м. Обрушения продолжились в рыхлых породах на север в сторону здания новой сушки и с восточного борта провала. Расстояние от провала до действующей обводной железнодорожной ветки на составляло уже всего 105 м. Общий объем пустот в руднике - 81,7 млн. куб. м. Из них к январю было заполнено рассолами около 43,09 млн. куб. метров.
К зиме власти впервые заговорили о проблеме в общегородских масштабах. Был опубликован перечень домов города, намеченных на полное переселение. Эти дома попали в «неблагожелательную» зону и могли быть разрушены в результате продолжения стихийных событий по разрушению огромных подземных выработок карналлита. Ряд домов уже полностью переселен в построенный городок на окраине города. К весне начался снос-разбор капитальных зданий в "карналлитовой" зоне.

http://speleo.ucoz.ru/_nw/0/s90168.jpg
провал в январе 2008г.

По сообщению ОАО «Уралкалий» в сентябре 2008г. среднечасовой приток надсолевых вод и рассолов составил 4400 м3/час. На 4 сентября в рудник поступило около 74,0 млн. куб. метров рассолов. Размеры провала на 4 сентября – 410 на 310 м. Размеры воронки в коренных породах – 400 на 260 м. Отмечается активизация процессов обрушения рыхлых пород и образования трещин по южному борту провала. В провал стали обрушаться здания фабрики.

http://speleo.ucoz.ru/_fr/1/s2553645.jpg
план провала на июнь 2008г.

http://speleo.ucoz.ru/_fr/1/s7599124.jpg
Обрушение зданий фабрики.

Большое фото - [myimg]http://speleo.ucoz.ru/_fr/1/7599124.jpg|lytebox|.[/myimg]

Что дальше?

Мнения о будущем провала расходятся. Кто-то прогнозирует затухание его роста после затопления рудника, кто-то напротив - говорит о его неминуемом разрастании. Рядом с фабрикой расположен искусственный камский залив. В случае продвижения провала туда - есть опасность излива камских вод в провал. Что случится тогда сложно предсказать. Всего 100м остается от провала до обводной жд - являющейся федеральной веткой, но это с "легкостью излечится" новой веткой за границей "зоны". Инструментальные наблюдения, показали увеличение скорости оседаний на промплощадке БШСУ – до 10-60 мм/месяц, по ул. Ленина – до 30-55 мм/месяц. В районе от ул. Тельмана до ул. Коммунистической скорости оседаний остались на прежнем уровне или увеличились незначительно и составляют 20-25 мм/месяц. Город медленно, но верно "уходит" вниз

Тяжела и судьба жителей города. Они вынуждены бросать свои дома и переезжать в наскорую руку отстроенные жилые комплексы. И уже оттуда наблюдать, как, в прямом смысле, слова рушится их прошлое.

0

2

Провал на 9.10.2008г.

http://speleo.ucoz.ru/_fr/1/s7587146.jpg

примечательно, что когда еще в октябре 2006г. в шахте начался прилив вод в прессе были статьи успокоительного характера. Дескать городу "ничего не угрожает нет повода для беспокойств". Например, характерная статья появившаяся за 8 месяцев до провала и за год но начала массового отселения жителей:

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4221 от 14 ноября 2006 г.

Илья Чанов
Березники вздохнули с облегчением

...Городская жизнь в Березниках (Пермский край), где в октябре случилась авария на калийной шахте, вернулась в привычное русло. Заседания городского оперативного штаба, созданного при краевой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, теперь проходят один раз в день вместо двух. Оно и понятно: количество вопросов, требующих контроля со стороны властей, сократилось до минимума. Главные из них - строительство железной дороги и газопровода в обход места аварии - близки к своему решению.

19 октября в руднике первого рудоуправления компании "Уралкалий", где добывалась калийная руда - сырье для производства минеральных удобрений, - стала прибывать вода, насыщенная солями месторождения. Попытки "Уралкалия" откачать рассолы и возобновить работу рудника не увенчались успехом. Приток рассолов увеличивался, и 28 октября компания приняла решение поднять на поверхность людей, обслуживавших насосное оборудование. ...

...Сразу после аварии в Березники прилетел губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Он лично спустился в аварийную шахту, встретился с руководителями города, специалистами "Уралкалия", учеными. "Понятно, что любые пустоты, которые находятся под городом, не являются позитивными. Тем более, когда в них попадает вода, - заявил он, вникнув в ситуацию. - Но те прогнозы, которые сегодня дают ученые, не говорят о рисках критических. Мы сделаем еще сотни исследований, чтобы убедиться, что городу и конкретным домам ничего не угрожает".

Ситуация, создавшаяся в связи с аварией, была рассмотрена на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края. Решением комиссии был создан городской оперативный штаб, который по поручению губернатора края возглавил глава Березников Андрей Мотовилов.

С самого начала своей деятельности городской штаб стал подробно информировать горожан о всех событиях, связанных с ситуацией. Березниковцам еще раз напомнили, что под территорией городской застройки не осталось шахтных пустот...

"Угрозы для жизни людей и жизнедеятельности города не существует, - убежден глава города Андрей Мотовилов. - Возможные места проседания земной поверхности всегда просчитываются. На сегодняшний день это место находится между промышленной площадкой первого рудоуправления и солеотвалами. Соответственно в районе жилой застройки ничего такого происходить не будет"...

А вот мнение специалиста опубликованное за 5 месяцев до провала, где открыто указывается, что подтопление началось не в октябре 2006г. а на три года ранее, а информация была по всей видимости скрыта, до момента когда подтопление приняло катастрофический необратимый характер:
http://www.tass-ural.ru/redakt/?id=830

0

3

На фото хорошо видно как провал поглотил старую ветку федеральной жд. Демонтировать ее не стали - рельсы так и висели в провале. Новая обходная ветка - тоже хорошо видна. По последним данным на прошлой неделе между ней и провалом образовалась трещина шириной до метра. Видать скоро рухнет огромный кусок.

http://www.alltrains.ru/ljphoto/proval2008_2.jpg

0

4

ноябрь (сравните с предыдущим фото)

http://s009.radikal.ru/i310/1012/57/929038519bb8.jpg

0

5

до канала с водой...
осталось совсем немного

http://s013.radikal.ru/i323/1012/10/4a86164386e3.jpg

0

6

весна-лето 2009..

Март 2009
Провал заполнился рассолами и водичка потекла в сторону Камы...

http://speleo.ucoz.ru/_fr/1/s5104555.jpg

Июль 2009

http://speleo.ucoz.ru/_fr/1/0666556.jpg

0

7

Август 2009

Сообщает http://www.berportal.ru/

Подведены комплексные итоги наблюдения за ситуацией на БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» за период с 14 по 20 августа 2009 г.
21.08.2009 19:35

По сообщению заместителя главного геолога ОАО «Уралкалий» Алексея Кучева, на 20 августа минимальные расстояния от провала до действующей железнодорожной ветки не изменились и составляют: от края провала (восточного борта трещины, выявленной 08.10.08 г.) – 69 м, от трещины, образовавшейся 16.10.08 г. – 64 м.

Наблюдения за подземными водами в районе провала производятся измерениями уровней вод и рассолов в гидронаблюдательных скважинах, уровня рассола в трубе ствола № 3 и уровня воды в воронке провала. На 20 августа абсолютная отметка уровня воды в воронке провала составила +109,82 м.

Инструментальными наблюдениями, выполненными в отчетный период, под действующей обводной железнодорожной веткой в районе провала и вокруг провала оседания не выявлены. В районе защитной дамбы провала скорости оседания составили: в северной части – 2-9 мм/мес., с западной стороны – 3-7 мм/мес., с южной стороны – 3-5 мм/мес. В районе зданий школы-интерната и профилактория ОАО “Азот” за период с сентября 2008 года по август 2009 года скорости оседания по грунтовым реперам составили 6-13 мм/год, по стенным – 3-16 мм/год. По жилым домам в районе ул. Свердлова – Челюскинцев с июня 2008 г. по август 2009 г. скорости оседания грунтовых реперов составили 3-9 мм/год, стенных – 3-7 мм/год.

11-13 августа 2009 года Горным Институтом УрО РАН выполнен очередной цикл газо-геохимических исследований на участках предполагаемого образования газо-воздушных скоплений в выработанном пространстве карналлитовых и сильвинитовых пластов. Признаков поступления в приповерхностную часть разреза газов из продуктивных пластов и затопленных выработок не зафиксировано. Опробование приземных слоев воздуха также показало отсутствие поступления опасных газов в атмосферу.

Аномальных отклонений в режиме поверхностных водоёмов и водотоков, вызванных техногенными причинами, за весь период наблюдений с начала аварии не наблюдалось.

В течение прошедшей недели в районе провала уровень сейсмической активности был крайне низким, выявлено два сейсмических события. В районе панелей переходного периода (карналлитовая зона) сейсмических сигналов, связанных с процессами разрушения в массиве горных пород, не выявлено.

Илья Мальцев, заместитель начальника 1 отряда федеральной противопожарной службы по Пермскому краю:
«За период с 8 часов утра 20 августа до 8 часов утра 21 августа в районе карналлитовой зоны зарегистрировано 5 сейсмических событий. В районе провала за прошедшие сутки сейсмособытий не зарегистрировано».

За период с 14 по 20 августа включительно по обходной железнодорожной ветке в сопровождении штатных аварийно-спасательных формирований было отправлено 4 состава с опасными грузами.

0

8

свежих фотографий нет. последняя новость которую удалось найти вот:

"Уралкалий" выплатил все 7,8 миллиарда рублей компенсации последствий аварии в Березниках

17:59 | 23/ 12/ 2009

МОСКВА, 23 дек - РИА Новости. Компания "Уралкалий" (Березники, Пермский край) перечислила в федеральный бюджет 5,454 миллиарда рублей, завершив выполнение добровольно принятых ею в марте 2009 года обязательств о перечислении в бюджеты различных уровней около 7,8 миллиарда рублей для ликвидации последствий аварии на березниковском руднике компании и строительства железнодорожного объезда, говорится в сообщении "Уралкалия".

"Эти средства компания решила выделить в рамках социальной ответственности на компенсацию последствий аварии на руднике Первого рудоуправления (БКПРУ-1) и на покрытие дефицита финансирования строительства 53-километрового железнодорожного участка Яйва-Соликамск в обход Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей", - говорится в сообщении.

Перечисленные компанией средства, согласно заключенным ею соглашениям с Минфином, администрацией Пермского края и администрацией Березников, были направлены на компенсацию расходов федерального бюджета в связи с ликвидацией последствий аварии на БКПРУ-1 (1,819 миллиарда рублей) и бюджета Пермского края (494 миллиона рублей), а также муниципального бюджета Березников (36 миллионов рублей), на компенсацию затрат РЖД на строительство 6-километрового обходного железнодорожного пути (454 миллиона рублей) и 5 миллиардов рублей - на компенсацию дефицита финансирования строительства 53-километрового железнодорожного участка Яйва-Соликамск в обход Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей.

Железнодорожный обход длиной в 53 километра вокруг шахтных полей Верхнекамского месторождения был открыт 19 декабря. В результате техногенной аварии на руднике ОАО "Уралкалий" осенью 2006 года участок железнодорожного полотна в районе станции Березники оказался в зоне оседания почвы.

Чрезвычайная ситуация сложилась в Первом рудоуправлении ОАО "Уралкалий" (БКПРУ-1, расположено на Березниковском участке Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей) в октябре 2006 года после попадания грунтовых вод в шахту, что повлекло за собой растворение солевых месторождений и разрушение грунта. В результате аварии на участке железной дороги, попавшем в зону возможного провала, было прекращено пассажирское движение и ограничена скорость грузовых составов до 25 километров в час. Поезда, двигавшиеся по местной железнодорожной ветке, были пущены по объездному маршруту. В июле 2007 года над карстовой полостью на руднике "Уралкалия" произошел провал грунта, в зону возможного проседания грунта попали 29 жилых домов, две школы, два детских сада в Березниках, а также участок железнодорожного полотна в районе станции Березники Свердловской железной дороги.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев 26 декабря 2008 года провел заседание правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии в Пермском крае, где представители ОАО "Уралкалий" заявили о готовности компенсировать затраты бюджетов всех уровней, которые были понесены при устранении последствий аварии.

ОАО "Уралкалий" - один из крупнейших в России производителей хлористого калия, более 90% его продукции направляется на экспорт, преимущественно в Китай, Бразилию, Юго-Восточную Азию и Индию. Доля компании на мировом рынке хлористого калия составляет порядка 10%. Основные производственные мощности "Уралкалия" расположены в городе Березники Пермского края (два рудника и четыре обогатительных фабрики) и в Санкт-Петербурге (стопроцентное дочернее предприятие - "Балтийский балкерный терминал"). Основным владельцем "Уралкалия" является предприниматель Дмитрий Рыболовлев. GDR "Уралкалия" торгуются на Лондонской фондовой бирже (LSE). В 2008 году "Уралкалий" увеличил чистую прибыль по МСФО в 2,7 раза - до 21,9 миллиарда рублей, выручку - более чем в два раза (на 113%), до 62,8 миллиарда рублей.

отсюда . http://volga.rian.ru/economy/20091223/81818880.html

0

9

Август 2010
Пока ничего не закончилось. И наверное долго еще не закончится...
Сейчас там озеро. Оседание поверхности, насколько я понял, продолжается.

http://pro-speleo.ru/_fr/1/8102320.jpg

0

10

Ноябрь 2010

Парабам!

В районе г.Березники Пермского края произошел провал грунта под железнодорожными путями на глубину 20 м. Инцидент произошел около 4:55 мск недалеко от городского железнодорожного вокзала. При отправлении грузового поезда с калийными удобрениями сработал автотормоз. Прибывшие на место происшествия сотрудники РЖД обнаружили провал земной породы глубиной 20 м, шириной 50 м и протяженностью 50 м под 22-м вагоном состава.

Движение поездов в районе станции Березники было приостановлено. Сообщений о жертвах и пострадавших в результате инцидента не поступало. Железнодорожная ветка в Березниках используется в основном для грузовых перевозок. Причиной провала, по предварительной версии, стало проседание породы в зоне карналлитовых выработок.

http://top.rbc.ru/incidents/25/11/2010/504826.shtml

весь материал взят отсюда

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Неживая природа » А тем временем в Березниках....