ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Дети - цветы жизни » ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИЙ В ШКОЛЕ: МНЕНИЯ


ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИЙ В ШКОЛЕ: МНЕНИЯ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает, что при обсуждении форм преподавания в школах знаний о религиях необходимо исходить из принципа мировоззренческой свободы ученика.
"Без понимания того, что такое религия, добиться в жизни чего-нибудь довольно трудно. Религия - не только часть культуры, истории, но и часть мировоззрения. В школе очень важно, чтобы эта часть давалась таким образом, чтобы каждый человек смог сформировать свое мировоззрение сам", - сказал он на заседании общественного совета при министерстве.

Свернутый текст

А.Фурсенко отметил, что необходимо специально работать над тем, чтобы религиозные предметы преподавались на добровольной основе. "В основе религии лежит понятие мировоззренческой свободы, ненасилия, а это и есть главное насилие, когда человека в силу тех или иных обстоятельств вводят куда-то", - подчеркнул он.
"Я думаю, что мы не должны заведомо создавать условия, при которых в школе разные дети по интересам изучают разные религии. Я думаю, что очень важно, чтобы основа знаний, подходов была бы общая", - сказал Фурсенко.
При этом министр выразил мнение, что "мы недооцениваем возможности добровольного внешкольного образования в религиозной сфере". "Мне кажется, что государство вполне может поддержать различные конфессии, чтобы они развивали такие формы преподавания", - сказал он.

Член Общественного совета, начальник отдела департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Татьяна Петрова в ходе заседания сообщила, что в каждом втором субъекте РФ преподается история и культура мировых религий в разных формах. Она напомнила, что в настоящее время разрабатывается новый государственный образовательный стандарт. При этом Т.Петрова указала на необходимость того, чтобы в новом стандарте "воспитательная, духовная составляющая была усилена".
По ее словам, министерство уже получило предложения по разработке образовательного стандарта от Московского патриархата и еврейской общины.

Другой участник встречи, член совета академик Сергей Капица заявил, что в современном мире имеет место морально-этический кризис. По его словам, идет "решительное, скрытое, без правил возникновение сект". "Это серьезная опасность. Нужно дать противовес этому делу. Это во всем мире сегодня. Америка кишит сектами, и в этом смысле нам ее лучше не догонять", - убежден он.

Высказывая свое отношение к вопросу преподавания религиозных знаний, С.Капица выразил мнение, что оно должно вестись не в школах, а на последних курсах высших учебных заведений. Он отметил, что необходимо провести четкую грань между областью религии и областью науки, "чтобы не приводить к конфликту в юных умах".

Общественный совет планирует до конца этой недели представить на рассмотрение министра рекомендации по изучению в школах исторических и культурных основ традиционных религий. В числе рекомендаций - введение в старшей школе курса "История мировых религий", разработка и внедрение спецкурса "История мировых религий" для студентов всех педагогических специальностей. Свои рекомендации совет планирует до конца недели представить на рассмотрение министра образования РФ Андрея Фурсенко.

"Буквально до конца недели они (рекомендации) будут у министра", - сообщил председатель совета Виктор Лошак.
Курс "История мировых религий" должен быть факультативным и его следует вести профессиональным педагогам, а не служителям культа, считают члены Общественного совета при Минобрнауки РФ.
Кроме того, совет рекомендует включить данный курс в программу переподготовки и повышения квалификации учителей истории, проверить на соответствие Конституции РФ и российскому законодательству правомерность введения в некоторых регионах курсов по основам культур отдельных религий.

Исполнительный директор программ Всемирного русского народного собора Роман Силантьев так прокомментировал эту проблему:
"Моя позиция по вопросу о преподавании ОПК совпадает с позицией Православной Церкви в целом. Мне представляется идеальной система, когда основы той или иной религии изучает каждый школьник, то есть предмет должен быть обязательным. Религия лежит в основе любой культуры, а эти основы нужны любому человеку, к этой культуре принадлежащему, верующий он или нет. Ведь ОПК - культурологический предмет, там не учат молиться, там дают знания.
А плюрализму, который некоторые выставляют обязательным условием изучения религий, как раз не должно быть места в подобном курсе. Возьмем для сравнения историю - не преподаем же мы одновременно либеральную, монархическую, коммунистическую и анархическую точки зрения на каждое событие! Это в высшей школе студенту доступно сравнение разных точек зрения, в средней же подобный плюрализм может порождать только циничное отношение к любым ценностям.
Школьнику из Владимирской области вряд ли необходимы сведения о буддийских храмах и ритуалах - но представлять, что происходит в его деревенском храме, он должен: иначе он вырастет иностранцем в собственной стране. Точно так же в ингушской деревне школьнику жизненно необходимо знать основы ислама - а подробное изучение иудаизма отнимет часы, которых школе и так всегда не хватает.
Позицию православной Церкви часто искажают, приписывая нам стремление к какой-то "религиозной монополии". Это просто неверно: мы всегда выступали, чтобы наряду с учебниками по православной культуре разрабатывали аналогичные программы по основам ислама, буддизма и иудаизма. Образцовой представляется система, принятая во многих странах Европы - когда родители определяют, какой из курсов религиозной направленности будет посещать их ребенок, а дети из семей атеистов или исповедующие какие-то редкие культы в эти же часы слушают курс этики".

Настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников заявил: "Более актуальным предметом для преподавания в средней школе, на мой взгляд, был бы "Основы мировоззрения", формирующий основные смыслы и параметры внутренне свободной личности в христианском духе в противовес тотальной идеологизации, пародирующей мировоззрение. Нужно научить человека (в данном случае школьника) выстраивать свои жизненные установки, внутренний мир сознания. Преподавание этого предмета позволило бы "внешнему" миру хотя бы поверхностно воспринимать христианские ценности. Тот, кто настаивает на преподавании религиозных предметов "на добровольной основе и желательно во внешкольной форме", фактически препятствует знакомству школьников с элементарными нормами нравственности и не видит, что без этих норм общество сползает в энтропию".

Союз православных граждан, духовником которого является отец Владислав, намерен провести Православный марш в защиту православия и суверенитета России. Основная цель акции - требование введения "Основ православной культуры" в федеральный образовательный компонент и отставка министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, "ставшего в глазах православного большинства граждан России одним из самых одиозных политиков", говорится в заявлении Союза. "Мы предлагаем всем православным организациям оставить все разделения и провести такой марш", - сказано в документе.
Его авторы обвинили А.Фурсенко в "атаке на преподавание "Основ православной культуры", отметив, что на заседании Общественного совета при Минобрнауки он "вновь, на этот раз жестко, начал настаивать на всеобщем введении секулярно-атеистического курса "Основы мировых религий".
"Фурсенко вновь совершает сознательный обман, замалчивая тот факт, что предмет "Основы православной культуры" является не религиозным, а культурологическим, и проводит ложную альтернативу между внеклассным религиозным образованием и атеистическим курсом "Основы мировых религий", - говорится в заявлении Союза.
"Это вопрос национального суверенитета России. "Основы православной культуры" - предмет, определяющий этот суверенитет, национальную и цивилизационную идентичность страны. "Основы мировых религий" - это глобалистский проект, размывающий суверенитет России", - убеждены в Союзе православных граждан.

Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств Правоставного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Александр Салтыков также считает, что предмет "Основы православной кульутры" "нужен и востребован".
"Уже накоплен определенный положительный опыт. Например, во всех школах Рузского района Московской области налажено преподавание данного предмета. В результате - поднялась успеваемость по всем предметам, стало меньше случаев хулиганства и плохого поведения, о чем свидетельствуют многочисленные благодарности родителей, учителей и директоров школ.
На "Основах православной культуры" школьники должны научиться пониманию культуры как таковой и познакомиться с православной традицией, которая пронизывает нашу культуру и историю от равноапостольного Владимира до Солженицына. К сожалению, в советские времена многие компоненты этой традиции выхолащивались из жизни и школы и до сих пор не восстановлены. В гуманитарных предметах образовались огромные пробелы. Восполнить их хотя бы отчасти и призван данный предмет.
Безусловно, навязывание религии недопустимо. Но живущие в России люди должны сознательно относиться к культуре и традициям. Представляется целесообразным введение обязательного преподавания данного предмета в регионах с преобладающим православным населением. Обучающимся в русской среде представителям иных конфессий было бы также весьма полезно познакомиться с культурными традициями России".

Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин считает введение в 74 регионах РФ в качестве обязательного школьного предмета "Основ православной культуры" "ущемлением прав отдельных групп верующих". "Во всех учебных заведениях страны необходимо преподавать основы традиционных религий нашего государства", - заявил он.
Он отметил, что в России необходимо создать серьезные учебные центры по подготовке мусульманских служителей, а студентов, проходящих дальнейшую стажировку за рубежом, - держать под контролем посольств РФ в этих странах. "Чтобы они проходили подготовку только в тех учебных заведениях, которым мы доверяем", - подчеркнул Р.Гайнутдин.

Арслан-хазрат Садриев, имам-мухтасиб Московской области, также считает, что нужен единый предмет, охватывающий основы всех традиционных религий России: "Если мы говорим о преподавании религии в школе, то должны учитывать, что Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная. Учитывать в учебных заведениях интересы только представителей одного из верований, при этом как бы не замечая остальные - дело неблагодарное, ведь все это приведет к нежелательным последствиям. Если будет преподавание только основ православной культуры, то будут напрямую ущемлены интересы мусульман, иудеев и др. Мы живем в светской и демократической стране, поэтому не надо никого сбрасывать со счетов.
Если же у общества есть желание обучать подрастающее поколение основам традиционных религий, то такая инициатива у мусульман вызывает только поддержку. Это непременно будет способствовать духовному укреплению народа России.

Фарид-хазрат Аюпов, председатель совета Соборной мечети Самары, также опасается, что ОПК поставит православие в привилегированное положение:
"Мы выступаем за преподавание мировых религий. Если же кому-то из традиционных религий нашей страны будет предоставлен карт-бланш, а кто-то отодвинут на второй план, в тень, это будет неправильно, что, конечно, вызовет негативный резонанс. В этом вопросе необходимо учитывать мировой опыт, скажем, стран Латинской Америки, ведь там как-то находят золотую середину в таком щепетильном вопросе.
У нас в Самаре есть факультативная татарская школа, там обучаются сотни детишек, познают основы своей религии, изучают родной язык, историю, культуру. Им преподают основы мусульманской религии. И важно, что никому это не мешает, ведь обучение ведется не по принуждению, а добровольно".

0

2

ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИИ И СВОБОДА СОВЕСТИ: МНЕНИЕ СВЯЩЕННИКА

Свернутый текст

Практически одновременно с бурными дебатами вокруг введения курса "Основы православной культуры" столь же яростные ссоры поднялись и в Болгарии вокруг предполагаемого введения в школьные программы предмета "Вероучение" (отметим: не культурологической, как в России, а прямо религиозной дисциплины). Доводы противников преподавания этих предметов в обеих странах совпадают: высказываются опасения, что детей будут обращать в православие вопреки их воле и желанию их родителей, а также утверждается, что преподавание религии в школе противоречит светскому характеру государства и нарушает права инаковерующих.
Священник варненского Успенского кафедрального собора протоиерей Стоян Махлелиев выступил с открытым письмом к противникам преподавания религиозных предметов в школе. Regions.ru публикуют выдержки из этого письма.

Я, недостойный, уже шесть лет преподаю в варненской школе имени св. Климента Охридского. Я воспитал больше сотни детей, - они религиозно грамотны, знают смысл таинств покаяния и причастия. Они ходят в церковь не покрасоваться на Пасху, как на ярмарку, и не только на крестины и венчания. И я свидетельствую: без религиозно-нравственного воспитания духовный упадок нашей молодежи не остановить. Предмет "Вероучение" столь же необходим в школьной программе, как любой другой предмет. Никто же не сомневается, что детей нужно учить математике или английскому - точно так же не должно быть сомнений по поводу заботы о духовном мире и ценностной системе школьников. Опыт показывает, что вера не тянет в прошлое, а дает надежду на будущее. Там, откуда уходит вера, воцаряются суеверие, оккультизм и примитивность духовной жизни.

Да, Церковь у нас отделена от государства. Но Церковь - не только организация, в нее входят все, кто верует в Христа Спасителя. Никто не собирается принудить и обязать детей других вероисповеданий изучать православие: в Родопах, к примеру, школьники-мусульмане давно посещают уроки ислама. Предмет будет преподаваться на основе опыта тех стран Европейского союза (а это две трети Европы), где аналогичные курсы изучают спокон веков. В этих странах дети, изучающие традиционную для страны религию, посещают эти уроки как обязательный предмет, а из остальных формируют параллельную группу, которой в эти часы преподают этику или социальные науки. У нас что, в школах нет свободных кабинетов?

Загруженность школьников - это действительно серьезная проблема, и ее надо решать. Нельзя ставить детей перед выбором "религия или английский язык".

Необходимо понять, что вхождение в Европу не означает религиозной ассимиляции. Мы должны сохранить свое достоинство, свою православную веру и свои традиции, унаследованные от наших дедов и от апостольской проповеди.

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Дети - цветы жизни » ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИЙ В ШКОЛЕ: МНЕНИЯ