Как татарский «буфер» противостоял пришельцам

http://static2.aif.ru/public/article/big/242/e24d28623b5189670316bb727f50961a.0.jpg
Историческая мечеть в Татарской слободе . Фото: Эдуарда Кудрявицкого / АиФ

В последние годы большие мусульманские праздники напоминают стихийное бедствие: к Соборной мечети устремляются десятки тысяч молящихся, в районе ст. м. «Проспект Мира» - столпотворение. Специальные территории, предоставляемые мусульманам к праздникам, особой популярностью не пользуются

И сейчас, когда мечеть закрылась на реконст­рукцию, вновь особое значение в жизни мусульманской общины приобретает Татарская слобода, что к востоку от нынешней Новокузнецкой ул., - исторический район компактного расселения татар.

http://s010.radikal.ru/i314/1109/32/04b773f354e8.jpg

«Мавританщина» татарского пошиба

Татары неслучайно поселились в южной части Замоскворечья. Разместить их по дороге в Золотую Орду было тактически верным решением правителей Руси: встречая войска своих собратьев, направлявшихся к Москве, татарский «буфер» мог смягчить первый удар неприятеля и даже, вступив в переговоры, вовсе отменить его. Потому-то радиальная улица, идущая от Кремля на юг, называется Большой Ордынкой. Здесь же, в Замоскворечье, расположены Толмачёвские переулки, названные так по слову «толмач», что значит «переводчик». Толмачами также служили татары.

http://s49.radikal.ru/i124/1109/80/9e1bfa2829f4.jpg
Особняк братьев Новиковых на Б. Полянке.

Когда-то большая часть Замоскворечья была застроена деревянными домами. Татары не создали особого архитек­турного типа жилища, но в декоративном оформлении зданий, прежде всего в узорочье ворот и наличников, мастера использовали орнаментальные мотивы своего народного искусства. Ещё несколько десятилетий назад в тихих переулках Замоскворечья можно было видеть узорчатые вертикальные прорези в заборах, пышные «солнышки» на плоскостях ворот, «интегралы», выгнутые лебединые шеи и гнутые цветочные стебли на оконных наличниках.

После масштабного снос­а деревянных построек этих признаков народной культуры татар не осталось. Лишь на некоторых фасадах каменных зданий кое-где проглядывают декоративные элементы. К примеру, вокруг окон особняка по Большой Полянке (дом 56) ➊ сохранилась лепнина, напоминающая витиеватую деревянную резьбу на прежних татарских д­омах. Подобная лепнина уцелела в наличниках окон 3-го этажа и в 1-м Казачьем переулке, 10-12 ➋.

Часто владельцами замоск­ворецких особняков становились разбогатевшие татарские купцы - Карамышевы, Исхаковы, Танеевы, Ерзины. Они зака­зывали архитекторам оформ­ление домов в духе своей национальной культуры. Порой заказчиками были русские, как, например, братья Новиковы - собственники псевдоготического особняка на Большой Полянке (дом 45) ➌. Но, заплатив за проект архитектору Сергею Гончарову, они выбрали для окон парадного эркера декор в мавританском стиле, весьма популярном на рубеже XIX‑XX вв., а трактовалась «мавританщина» как привычный для здешних мест татарский орнамент.

http://s51.radikal.ru/i134/1109/9f/cbcc98cb3add.jpg
Покровская старообрядческая церковь

Церковь или мечеть?

Мусульмане населяли Татарскую слободу с XIII‑XIV вв., однако долгое время им не позволяли построить в Москве мечеть. Первое разрешение на её возведение замоскворецкие мусульмане получили лишь во время правления царя Александра I. И в 1823 г. в центре слободы выросло здание мечети (Исторической, как её теперь называют) ➍. Сегодня в нём и вокруг него совершают намаз не только татары, но и тысячи мусульман, наводнивших в последние годы столицу России.

Невдалеке, в Малом Татар­ском переулке, радует глаз богатой «ковровой» лепниной Дом Асадуллаева, в котором ныне размещается Татарски­й культурный центр ➎. Ага Шамси Асадуллаев был вовсе не татарином, а азербайджанцем (к­оторых, впрочем, до революции называли в России закавказскими татарами), миллионером-нефтепромышленником. Дом он строил в 1913 г. для магазина и школы, но преждевременная кончина мецената оборвала его планы. До войны здание использовалось мусульманской общиной Москвы, несколько лет назад его вернули татарской общине.

Покровская старообрядческая церковь на углу Новокузнецкой улицы и 5-го Монетчиковского переулка ➏ построена в 1910 г. архитектором В. Десятовым из красного кирпича в византийском стиле. Но, вероятно, потому что строительными мастерами традиционно были татары, изгиб образующей церковного купола в точности повторяет аналогичную конструкцию ханского мавзолея XVI в. в Касимове. Думаю, по той же причине колокольня сделана на удивление низкой: объяснить это можно тем, что Татарская слобода расположена к востоку от Покровской церкви, массивный купол изрядно приглушает колокольный звон, оберегая от него молящихся мусульман.

АиФ