Основатель Михаил Боровков Трагически погиб в 1996г. при невыясненных обстоятельствах. Вечная память!

Фольклорно-спортивный ансамбль "Ристала" был создан в 1989 г. во Владимире. Организатор коллектива Михаил Боровков поменял чиновничье кресло в областной администрации на собирательство фольклора и восстановление этнографического кулачного боя.

"Ристала" появилось на свет в то время, когда антирусская истерия достигла в тогдашнем СССР своей пиковой отметки. Демократическое поветрие, блуждающее по стране, утверждало диктат западного образа жизни, проамериканщины, западной культуры. В своей непримиримости с советским строем поколение реформаторов отводило патриотизму роль злобной реакции на происходившие перемены. Именно с такой оценкой своей деятельности пришлось столкнуться Михаилу Боровкову. Уйдя с государственной службы, он стал ездить по Владимирской земле (Ковровский, Суздальский, Вязниковский уезды), собирая по крупицам то, что еще осталось в памяти наших стариков. Узнал много интересного, что-то услышал, подсмотрел, а где-то и не успел. Что-то удалось перенять и от очевидцев: внук Белова Василия Ивановича, уроженца Камешковского района вспоминал о дедовых сшибках "на кулачки". Именно эти рассказы позже и повлияли на "кружальную" манера боя "Ристалы".

Услышал Боровков что бои начинались на масленой неделе, в конце зимы. Дрались деревня на деревню, "стенкой" сто на сто. А были и "сильные бои" - по пятьсот-шестьсот человек к ряду. Начинала обычно молодежь, потом вступали бывалые мужики, а завершали дело старики. Ходили в "стенку" даже восмидесятилетние. Народ-то крепким был, ни то что ныне. Бились крепко, в кровь, но слабого, лежачего не били. Таков непреложный закон стеношного боя. На руки надевали рукавицы из сырой кожи. По воспоминаниям Василий Иванович Белов был богатырем. Он и ел по-богатырски: за раз съедал чугун гречневой каши, 100 блинов, ведерный чугун картошки и каравай черного хлеба. Никогда не курил и не пил.

Были и другие бойцы на Владимирской земле. Например Мирон Мерзлов, с клеймом на правой лопатке (клейменый потому, что не разрешалось ему бить с правой руки - убить мог). Или крестьянин из села Второго по прозвищу Лучина. Сухой был, сутулый и тощий, оттого Лучиной и прозвали. Но верховой его удар надолго запомнила Владимирщина. Припомнились старожилам и другие бойцы, целые рода: Волгины, Трифоновы, Ивановы ... Так и сложился стиль "Кружало", отработанный Боровковым по представлению и анализу услышанного.

За время своего существования "Ристала" организовала и участвовала в 1 Всероссийском турнире по русскому кулачному бою (1991 год), где чемпионами в своих весовых категориях стали Тепляков Олег, Герасимов Михаил, Ледяев Евгений, Ковальчук Александр. Все они отлично продемонстрировали владимирскую школу. "Ристала" выезжала на фольклорные фестивали в Австрию, Венгрию, Турцию, наряду с другими клубами участвовала в днях журнала "Русский стиль". После трагической гибели Михаила Боровкова в 1996 году, коллектив фактически распался. Сам Михаил так рассказывал о своей школе:
"В самом начале своих занятий и поисков, прочитав достаточное количество свидетельств и описаний, уже отрабатывая аналоги движений, я почувствовал, что упираюсь лбом в стену, попадаю в тупик и не нахожу из него выхода. Теперь-то мне понятно, что это ощущение ограниченности возникало только оттого, что не было встречи с живой, доподлинной традицией. Но вот однажды летом, несколько годков тому назад, поиски в Вязниковском районе подарили радость встречи с "кружалой". Мы не устаем всю жизнь петь одни и те же народные песни, которые и до нас веками пелись. Так и обычаи "кружалы" не тяготят нас и выводят на новый уровень, пробуждая деятельность собственного ума и понимания жизненной сути. Заставляют работать национальную память.

Оговорюсь сразу, что "кружало" это не стиль, не школа кулачного боя, не собственное творчество "Ристалы". Это лишь упоминание свидетелей о том, что были бойцы, которые "здорово так кружало бились". Я бы назвал это манерой боя. Так будет верно и приемлемо для нас. И опять же, это манера не всей земли Владимирской, а отдельных зареченских деревень, расположенных недалеко от Вязников, за Клязьмой. Свидетели не могли объяснить, почему именно "кружало бились", порой серчали на мою дотошность и настырность, при этом говоря, что так заведено было. Кем заведено, когда? На это отвечали: "Ты что совсем не разумеешь что спрашиваешь?" Вот послушайте, как можно рассказать о значении слова "кружала":
Кружало - на старой Владимирщине - это место схода, гульбища, где пляшут, водят хороводы, играет молодежь;
Kружала-это и пьянюшка, кутила, гуляка;
Kружалом будет и государев кабак (кружалов двор);
"Kружать" - блуждать, путаться, запутывать...

Во как! Вот сколько поводов для раздумий! Правда, старики и бабушки, рассказывая о "кружалых" бойцах, упоминали, что "это они так бились в кулачки", поясняя охотно молодцеватость такого боя, его некоторую показушность перед девками и обрядовость.

Возьму на себя смелость утверждать, или вернее, предполагать, что "кружала" как манера кулачного боя один на один могла так означаться именно на кружале- месте гуляний, игрищ, обрядовых праздников. Да и сама манера боя - внешне такая разгульная, вертлявая, озорная, вроде как чуть под хмельком, когда куражится мужик. А про него, как у нас за Клязьмой, говорят: "Выпимши он".

Поскольку в кружале бились один на один, на значительной по окружности боя площадке, то манера эта отличалась высокой скоростью передвижений, ударов, множеством уходов, уверток и раскованностью. А сама техника - внешней эффективностью. Но вся особенность этой манеры, и главное, способы "кружалых" ударов, их сила, резкость, хлествость, идут от своеобразной стойки и манеры передвижений, от особого движения плеч и спины. Не всанешь как надо - не ударишь. Это здесь неоспоримо.

Дело в том, что "кружалые" формы ударных движений невозможно выполнять ни спиной, ни "хребтом", ни плечом ни рукой, если не встать "кружало". А стойка это такова: нужно поставить ноги пошире плеч, присесть, выдвинув вперед одну ногу, развести наружу пятки, собрать носки и чуть свести колени. Еще нужно "округлить", ссутулить плечи и спину, подобрать грудь и живот, подтянуть, подять вперед таз. Согнутые в локтях руки свободно опущены, кулаки на уровне груди. Чуть вперед выдвигается рука, одноименная с выставленной вперед ногой. Кулака сжаты, но не напряжены. Голову держат прямо, немного опустив подбородок, словно набычившись. Взгляд при этом должен фиксироваться, прежде всего, на уровне плеч и верхней части груди противника. Не нужно смотреть на его руки или ноги. Вес тела в стойке расположен равномерно на обеих ногах, так чтобы можно было динамично работать корпусом, перемещая тяжесть тела с ноги на ногу, из стороны в сторону, резко сгибаясь или уклоняясь от ударов противника.

Во время поединка боец постоянно работает покачиванием корпуса. Эти движения напоминают греблю в неустойчивой лодке, или баланстрование на узком бревне.
Главное требование - расслабленность плеч, их подвижность, заряженность внезапностью выведения хлесткого удара.
Как ходить? Можно ходить спокойно и тихо, можно злить и беспокоить противника быстрыми и резкими движениями утомляющими его внимание - семенящим набегом, наскоком, то сближаясь, то уходя в сторону, назад, забегая и кружа вокруг противника.
У каждого бойца, в зависимости от его характера, были свои штучки, "поганки", с помощью которых он обманывал, завлекал противника, уходил от его ударов, пробивая своими, наказывал за промахи.

Передвижения в "кружале", ее манерные ходы, вещь не простая и сразу не получается. От постоянного хождения на полусогнутых ногах со сведенными внутрь бедрами и коленями долгое время ныли мышцы ног и поясницы. Ноги очень быстро тяжелели, становились будто чугунными. Но когда появлялась привычка, все неприятные чувства уходили. Становилось легко и удобно. Улучшалась реакция, а телу прибавлялось ловкости.

Особенность нашей манеры - это частые забегания вокруг соперника, забегания по кругу. Шаг должен быть легкий, стремительный, часто семенящий.
Корпус, когда двигаетесь по кругу, немного наклоните к предполагаемому центру круга. Но наклонять следует не слишком круто, а только для того чтобы увеличить скорость.
Чтобы улучшить координацию движений, придать свободу ногам, попробуйте "бегать по кружалому" вперед и назад по окружности, в "кружалой" стойке, держа вруках ковш с водой.

Теперь самое время рассказать о подготовке, а точнее об общей, необходимой для боев, силовой базе, используемой в "Ристале". Здесь подходят упражнения с палками, утяжеленная лопата (копание и переброска земли), силовая имитация работы вилами на подъеме снопов, рубка тяжелым топором толстого бревна, имитация работы молотом при забивании свай, имитация выкачивания ведра с водой из колодца, различные варианты подъема бревен, имитация вытягивания невода, лазание по канату, шесту, тягание на крючках, тягание за палку, или с поясом на шее при обоюдном захвате этих поясов. Кроме этого нужно бегать кроссы и спринтерские дистанции.

Говоря о технике удара, хотелось бы заметить, что удар - суть и основа кулачного искусства, главное его средство. Основными ударами у нас являются:
1. "Тычком"
2. "С размаху"
3. "Хлестом"
4. "Скоком"
Уже в самом названии удара заложена его техника, поэтому я не буду ее описывать и объяснять. Ведь никто в наших деревнях не писал трактатов по боевым искусствам, считая что русскому человеку умение драться доступно и так".

В 2000-м году произошло второе рождение "Ристалы". Инициатором его стал Алексей Ляхов, который помог встретиться старым друзьям. Без помощи И.Б. Денисова "Ристала" не смогла бы подняться на ноги. Приемником же Боровкава стал Алексей Ковалев. Верится что кулачное искусство "Ристалы" не замрет во времени, а следуя своему назначению превратится в живую, соответствующую времени систему, которая пополнит копилку лучших достижений нашей национальной культуры.

Ссылка