Шаолиньское чин-на

«Чин» переводиться как, поймать. «На» - схватить, брать. «Чинна» является единоборством в котором важно правильное применение техник внутренней глубокой силы, а также мгновенное обезвреживание в процессе которого техники претерпевают тысячу изменений и десять тысяч превращений. Применение «чинна» на высоком уровне в китайском боевом искусстве является разделом энергетического воздействия.

Чин На - это одно из четырех традиционных действий ушу. В рукопашной схватке для подавления противника часто используют такие уязвимые места, как суставы, точки акупунктуры и жизненно важные органы. Чтобы лишить противника возможности сопротивляться, прибегают к различным способам воздействия на эти места, используя в первую очередь захваты.

Весь технический арсенал чин на разделяют на категории:

    техника выворачивания костей. Воздействие на суставы с целью нарушения их физиологического функционирования;
    техника разделения мышц. Включает выворачивание(вытягивание и выворачивание), захват и нажатие не требуют особой точности в виду воздействия на определенную зону принципом общего поражения (кисть, рука, плечо, шея, грудь, талия, и нога). К примеру: на шее находятся две уязвимые зоны (боковая часть шеи и на задней стороне шеи). На груди- (мышцы спереди и сзади подмышки). На груди - приемом захвата мышц под ребрами. На ноге - четыре зоны захвата мышц. Первая - спереди тазобедренного сустава. Вторая – спереди над коленным суставом. Третья - в центре голени, Четвертая - точка на икроножной мышце;
    техника перекрытия дыхания и вен. Техника перекрытия дыхания включает захват сдавливание горла, а также сжатие легких. Техника перекрытия вен имеет своей целью воздействие на сонную артерию и яремную вену по обеим сторонам шеи;
    техника воздействия ж.в.т. Это один из важных разделов чинь- на. Точки, воздействие на которые приводит к параличу или потере сознания, располагаются на меридианах(72 точки), остальные - на меридианах важных внутренних органов.

Техника выворачивания костей и разделения мышц изучается на начальном этапе, в виду того, что они являются базовыми.

Три составляющих применения силы:

    Количество силы;
    Направление силы;
    Точка приложения силы.

Два метода достижения победы:

    Прямое противопоставление;
    Направление и точка приложения силы. Рассеять силу с определенным числом углов.

Основа правильного применения принципов техники, это «заимствовать» следовать за противником и добавлять свою собственную. Большинство техник использует принцип рычага (вокруг точки вращения), чтобы увеличить эффективность и силу.

Истоки шаолиньского чин на теряются в веках.
В чин на выделяют базовую технику рук, включающей 51 позицию, на основе которой и строятся все приемы:

    Диао шоу- хитрая(коварная) рука (сверху за запястье с локтём вниз);
    На шоу- схватить руку сбоку за запьястье;
    Кхоу шоу- задерживать руку(прижать к себе во время захвата его руку;
    Диао на- хитро схватить(схватить за запястье с упором большим пальцем в тыльную часть ладони);
    Тхи суань- ковырять и скручивать(распространённый захват кисти);
    Тюэ чжи- поднять кверху палец (схватить большой палец);
    Тюэ ван- поднять кверху запястье(схватив пальцы с ладонью к себе, загибать вверх);
    Чже тюэ- складывать и поднять кверху(взяв ладонь ребром к себе пальцами вверх);
    Дин чже- подпирать и складывать( упираясь в локоть прямой руки, складывать тыльной частью ладони к предплечью);
    Суань дин- скручивать и подпирать(в приветствии, повернуть наружу и складывать ладонь к предплечью);
    Нин чже- Отжимать и складывать (в приветствии развернуть ладонь вверх, взять другой рукой за запястье и складывать);
    Бао чхан- Обнять и обматывать (сверху обхватить традиционно запястье и другой рукой снизу за тыльную часть ладони);
    Нин я- Отжимать и давить (взяв за запястье сверху надавливать предплечьем вперёд- сверху на ладонь методом складывания);
    Суань я- скрутить и давить ( так же, но в горизонтальной плоскости);
    Цхуо суань- контузить и скрутить;
    Тхи чже- ковырять и складывать(упираясь двумя пальцами в тыльную часть ладони толкать к плечу);
    Суань пхан- скрутить и обвивать(захваченной рукой обхватить запястье и другой рукой сверху захватить кисть с тыльной стороны отрывать и прижимать);
    Дияо я- хитро схватить и давить (взяв за запястье, вывернуть кисть тыльной стороной к себе, давить кулаком на ладонь вперёд);
    Суо пхан- запирать и обвивать (обратный захват разноимённой руки, прижать ладонь и захваченной рукой локтём накрывать сверху);
    Пхан цхуо(пхи)- обвивать и рубить;
    Пхао я- обнять и давить (захватить ладонь с тыльной стороны,сгибать и прижать под мышкой предлечье, двумя руками давить);
    Цхуо тюиэ- контузить и поднять кверху (прав.руку скрутить внутрь захватив все пальцы правой тянуть вверх, левой давить вниз на запястье);
    Чжен чжуо- вырваться и рубить(бьющую руку ударом сдавить на локоть и запястье);
    Чжуо цхуо- рубить и контузить(против захвата обратного за грудь, поворачивая туловище с двух сторон сдавливать на локоть и кисть);
    Цхуо нин- контузить и отжимать(одноимённую руку скрутить и давить на локоть другой);
    Пхао чжуо- обнять и рубить(захватив за запястье одноимённой, вывернуть наружу, снизу правой и соединить ладони, предплечьем снизу залом на локоть);
    Кхан цхуо- взять на себя и контузить(выкрутить и взвалить на плечо);
    Чхань цхуо- обматывать и контузить(правую зажать под мышкой,скрутить и давить на локоть другой);
    Пхань суо- обвивать и запирать(противник обхватил талию, обхватить руку и давить на локоть вверх);
    Бань чже- тянуть и складывать(захватить за тыльную часть ладони, подпирая в локоть, складывать);
    Бао бье- обнять и столкнуть(схватить за кисть правую левой, снизу правой и заломить поднимая локоть);
    Сиэ сюань- схватить и скручить(прав.руку против.зажать под прав.подмышкой и прав. Рукой скручивать обняв поднимать его локоть);
    Бань сюань- тянуть и скрутить(разноимен.рукой скрутить кисть и др.рукой за локоть поднимать выворачивая наружу);
    Чхуо се- рубить и схватить(против захвата за грудки, прижать к себе и др.рукой рубить локтём сверху направляя его локоть внутрь);
    Цхуо кхан- контузить и нести на плече(его лев.руку зафик.на плечо, наклонить вперёд нажимая прав.локтём в плечо сзади);
    Чжуо сюань- рубить и скрутить(руку с двух сторон сгибая выворачивать предплечьями);
    Бао кхан- обнять и нести на плече(схватить за запястье и заломить руку в локте на плечо);
    Бхао сюань- обнять и скрутить(захватить руками кисть и согнув его руку подпирать снизу локтём снаружи);
    Суо чхань- запирать и обматывать(прав.схватить за запястье правой руки обрат.хватом, поднять руку и захватитв левой за кисть сгибать и выворачивать наружу);
    Бан нин- тянуть и отжимать(лев. Схватить правую за ладонь, вывернуть назад и вверх скручивать на себя давить правой вниз);
    Нин чжуо- отжимать и рубить(противник схватил вашу лев.правой покажите удар по лицу. Защищаясь он поднимет правую, схватив его потяните вниз и толкните в плечо);
    Суань суо- скрутить и запирать(одноимен.захват. показать удар захватить и скручивая наклонить);
    Пхань бье- обвивать и столкнуть(лев.схватить его правую завести за спину, просунуть правую под мышку и упереть в туловище обнимая);
    Суань чже- скрутить и складывать(скрутить руки скрёстно и ударить локтем);
    Бье кан- столкнуть и нести на плече(прав.схватить правую согнув просунуть левую сверху и взять свою руку, и сместится вправо задавливая влево);
    Суо кан- запирать и нести на плече(скрустив руки одну нести на плечо расвернувшись спиной);
    Суо чжо- запирать и рубить(традиц.скрутить перед собой и рубить правой вперед);
    Бхао чжен- обнять и вырваться(завести руку за спину и складывать ладонь к запястью в наклоне);
    Бье чха- столкнуть и воткнуть(завести руку за спину и воткнуть руку в плечо сзади);
    Суо бье- запирать и столкнуть(завести руку назад и левой упираясь в прав.локоть схватить свою руку подпирая его кулак предплечьем);
    Пхань чже- обвивать и складывать(завести прямую руку за спину и наклонить, давить на локоть и запястье).

Один технический прием включает, как правило, 2-3 позиции, может и более. Отработав каждый элемент в отдельности можно переходить к освоению самих приемов. Но, как правило, обучают в целом техническому действию. Во многом из-за незнания этих основных позиций, или нарушения методики обучения. На каждую позицию раскладывается направление силы, опоры и центра тяжести, не забывая указывать на физиологическую подвижность в суставах.

Наиболее распространенные и стройные методики есть в тай цзи чуань, шао линь чуань, багуа чжан и тан лань чуань, и почти любая из этих школ имеет свои собственные приёмы противодействия чин-на.

Некоторые приёмы чин на:

    тхень син джун ди (звезда с неба упала на землю);
    и жи джай юэ (соглашаясь с солнцем, выбираю месяц);
    тхи та вэй фэн фу (пинком и ударом овладеть копчиком);
    цзин ган дао чху (применяя алмазную твердость, втыкать);
    джу цхан кхан дао (в круглый амбар заносить нож);
    хон фань джуань (дикий гусь переворачивается);
    тсы янь луо ша (фиолетовая ласточка проронила песчинку);
    пяо сюн тиан вэй (тигр в ярости дергает хвостом);
    джу юй чао цхань (помогать дождю стучать и бить);
    хун син чху чан (красный абрикос вылез за ограду);
    цхан сунн сиэ гуа (синяя сосна повалилась);
    цзо ёу бо хуа (влево и вправо сеять цветы);
    тхо чан та ху (держа оружие бить тигра);
    цхуй юнь дзюань у (подгонять облака сворачивая туман);
    фань тхень инь (один раз запечатлевать небо);
    цзинь сы чхань вань(золотой нитью обматывать запястье);
    ху бао тхоу (тигр обхватывает голову);
    сянцзы кхуа лань (хунанец несёт корзину);
    тхуэй буь чен ан (отходя назад тянуть барана);
    цзинь дзи тень тхоу (золотой петух клюёт в голову);
    цзо ма тхо се (верхом на лошади снять сапоги);
    джун лен гуа джу (тяжелую штору зацепить за колонну).

Есть так же чинна рукопашной схватки, которая подразделяется на действия руками 3 стилей (ying zhua-коготь орла), (hu zhua-лапа тигра), (he zhua- коготь журавля).
Ссылка