http://www.anubis-sub.ru/uploads/posts/2009-11/1259168397_oboroten.jpg

В своей предыдущей статье «О природе оборотней» я рассматривала исторические аспекты появления на славянских территориях оборотней и их добрую природу, покровительственное отношение к человеку как к младшему брату по разуму, нивелированные в наше время, так же, как была выхолощена истинная природа древнейших дочеловеческих рас и мифических существ.

Ведь только сейчас мы стали понимать, что сказочные герои, коими нас пугали в детстве, на самом деле могли существовать в доисторические времена и быть настолько яркими и запоминающимися личностями, что, вопреки всему, память о них сохранялась тысячелетиями. Ведьма — от слова «ведать, знать». Это были женщины, сохраняющие знания для будущих поколений и активно использовавшие их в своё время, и не обязательно для злых дел. Баба Яга — почти родственница йогам, а ягизм — основа мировоззренческой русской школы волшебства. А разнообразные мавки, русалки, лесовики, водяные, духи домовые — остатки древнейших народов, широко населяющих Землю до возникновения человека и ушедших в глубокое подполье с его появлением.

В поисках сведений об оборотничестве я обратилась к древним славянским сказаниям, нашему ведическому фольклору, представленному в «Книге Коляды», «Велесовой книге», «Ведах славян» и др.

Оказалось, что превращение в волка — наиболее часто встречаемое оборотничество в славянской мифологии, но далеко не единственный его вариант. Довольно часто древнейшие боги появляются перед человеком в иных ипостасях.

Например, Ясный Сокол, Рарог, является воплощением Семаргла. Сладкоголосая птица Сирин — ипостась Сурьи-Ра. Азовушка, Дева Звёздная, Царевна Вод приходит на землю в виде белой лебёдки, именно её поэтический образ угадывается в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. Также в виде Лебеди-Сва является супруга Сварога — Лада. А сам Перун Громовержец появляется то в виде серого волка, то в виде орла, то в виде льва. Финист – Ясный Сокол, часто встречающийся в народных сказках — воплощение Волха-защитника. Но это не мешает тому же Волху появляться в образе Огненного Змея и так же легко превращаться в волка, тура, щуку, горностая и даже гоголя (гуся). Грозный Дый, бог материального мира, предстаёт перед человеком в виде Великого Полоза. А дочь его, Дива-Додола, встречается в образе орлицы, лани, даже щуки (может, именно она и фигурирует в известной сказке «По щучьему веленью»). А внучку Девану (аналогию можно провести с греческой богиней охоты Дианой) встречаем и белорыбицей, и львицей, и птицей Магур. Многие потомки Дыя являются в виде змеев или драконов. Лада и Леля бродят по своим землям ланями или оленицами.

В сказании об Агидель вещая птица Гамаюн упоминает о собрании всех родов князей и волхвов многомудрых, на котором присутствовали и семь сынов Медведя, семь великих Хранителей Мудрости. А взять более позднего, но очень популярного среди славян Дажьбога, Тарха Перуновича, которого называли воплощением Всевышнего и считали предком славянских народов. Его учили более старшие боги науке превращения. Хоре научил его обращаться львом, вещая птица Гамаюн — орлом, Волх — волком. Встречается Дажьбог и в лике сокола или оленя.

Чертово племя способно мгновенно превращаться в людей, зверей, птиц, камни и даже другие неживые предметы. Чаще всего они любят образы волков, котов, мышей и даже принимают облик конкретных существующих людей.

Иногда превращения происходят и не по доброй воле. Рассердившийся Сварог превращает Белеса в Зайца Лунного и забрасывает на Лунный диск. Несчастная Ламия, дочь Велеса, по злой воле становится драконихой.

Если мы оставим в покое богов, а рассмотрим более близкие к нам времена, то и здесь оборотничество встречается довольно часто. Все помнят многочисленные рассказы о том, как ранили какого-то зверя, а затем встречают человека точно с такой же травмой. Зачастую это чёрные кошки, в которых почему-то обожают превращаться ведьмы. И это не просто сказки-страшилки. Вот некоторые сведения об отдельных людях и народах, владеющих способностями принимать облик иного существа.

Волхов (Волховец) назван в честь бога Волха — старший сын князя Словена. В легенде, записанной в 1665 году, говорится, что он «преобразуяся во образ лютого зверя Коркодела и залегшее в той реце Волхове водный путь».

В былинах Вольга охотится в образе сокола, превращается в муравья, когда возникает необходимость стать очень маленьким.

Христианский святой Юрий часто изображался как хозяин и кормилец волков.

Князь Изяслав представлен в летописях то как человек-рысь, то как оборотень-волк.
Один эпизод из народных рассказов о запорожских характерниках, где упоминаются конкретные люди (из сборника легенд и преданий Нижнего Поднепровья «Савур-могила», составленного В. А. Чабаненко). Запорожец Матвей Шуть из Сагайдачного как-то перевёз через Днепр прыгнувшего в каюк волка. Через какое-то время его проведала группа казаков, и один из них спросил, узнаёт ли его Матвей. Шуть вспомнил казака, с которым встречался лет десять назад. Но тот напомнил о более поздней встрече, когда запорожец перевёз на своей лодке волка, и рассказал, что пришлось ему бежать из одного места, что он и сделал, перекинувшись зверем, а теперь заехал поблагодарить Матвея за перевоз.

Колдуны, продавшие душу нечистой силе, после смерти тоже становятся оборотнями, причем злыми, опасными.

Избавиться от такого можно, только перерезав сгибательные пяточные сухожилия трупа.

Волкодлак, или волколак, вер-вольф — оборотень, превращающийся на ночное время в волка. С первым криком петуха принимает образ человека.

Песиголовцы — народ, имеющий внешнее сходство с человеком, но с головой собаки. Их путали с людьми, пока они не показывали свою сущность.

Что касается других народов, то кицунэ — оборотень, превращающийся в лисицу. В Скандинавии чаще всего встречается человек-медведь. В Греции — человек-кабан. На пустынных территориях Египта и Абиссинии — человек-гиена.

Ходят также легенды о неком племени, в котором люди не готовили на зиму запасы еды и топлива, а все вместе превращались в стаю волков и уходили в дремучие леса. Так гораздо легче было перезимовать. А к весне вновь возвращались в свои селения.

Следует отличать от оборотничества способность наводить морок, то есть окружающим только кажется, что колдун совершил превращение, но на самом деле он остаётся человеком.

Если же взять случаи настоящего оборотничества, то описываются следующие основные способы совершить это действо. В гладко срубленный пень в лесу или дома в укромном месте человек втыкает нож, при этом может читаться специальное заклятие. Перекувыркнувшись через него, человек меняет и облик. Когда нужно вернуться в человеческое обличье, оборотень забегает с противоположной стороны пня и кувыркается через него в обратном направлении. Если же кто-нибудь вытащит нож, то оборотень не сможет снова стать человеком. Хотя, думаю, это вовсе даже не обязательно. Ритуал с ножом всего-навсего помогает сдвинуть «точку сборки». Более сильные и опытные колдуны меняют обличье и без этого ритуала, им достаточно просто «удариться оземь».

Во времена Гомера считалось, что человек может превратиться в волка, съев определённые ядовитые травы. Причем, если в облике зверя он вкусит человеческой крови, то обратное превращение становится невозможным.

В Средние века ликантропия, способность превращаться в волка, считалась божественным наказанием людей, которые выступали против Святого Писания. Превращение в волков чаще всего происходило в феврале, видимо, потому, что именно в этом месяце происходит спаривание в волчьих стаях.

Отличить оборотня от обычного дикого зверя можно по тому, что задние ноги сгибаются, как у человека, коленями вперёд, а не как у животного, коленями назад.

Вполне понятно, когда меняют облик колдуны, ведьмы или народы, отличающиеся от хомосапиенс генетически. Но ведь довольно часто описываются случаи, когда происходит перевоплощение обычных людей, причем против их желания. Колдун может превратить неугодного ему... Да в кого только угодно. Что ж, в качестве жертвы им случайно попадают генетически предрасположенные к этому личности? Хорошо. Но ой как нередки рассказы о волчьих свадьбах, когда колдун, которому девушка предпочла другого мужчину, превращает жениха и невесту, и всех гостей, весь свадебный поезд, в волков. И мчится волчья свадьба лесами и долами, не в силах понять, что произошло. Бывают и другие случаи, когда целое скопище людей превращали в свору собак, в стадо коров, баранов или свиней, даже в стаю сорок или ворон. Всех до одного! Так что же получается? Выходит, каждый из нас может принять облик любого другого существа! Другой вопрос, что мало кто умеет это. Итак, как мы видим, оборотничество и превращения в древности не являлись чем-то из ряда вон выходящим. Знающие и умеющие могли принимать облик любого зверя, птицы, рыбы или превращать в них других людей, что означает, что генетическая предрасположенность к оборотничеству есть у всех, только далеко не все знают, как разбудить эти способности.

Г. Курдюмова, с. Ивановка, Петриковский р-н, Днепропетровская обл.

отсюда))