ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Асклепейон » ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА и про нервные болезни) как в плюс)


ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА и про нервные болезни) как в плюс)

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

(греч. panikos — внезапный, сильный страх, букв, внушаемый богом лесов Паном) — приступ внезапной тревоги со страхами (смерти, потери самоконтроля и пр.) и массивными вегетативными проявлениями, возникающий как в связи с определенными обстоятельствами, так и беспричинно.

Свернутый текст

Что такое паническое расстройство?
Паническое расстройство является настоящим заболеванием, имеющим как психическую, так и соматическую основу. Хотя стрессовые ситуации или психологические конфликты и могут усугубить симптоматику панического расстройства, его причиной всё же являются биологические нарушения в центральной нервной системе.

У кого оно возникает?
Паническое расстройство весьма распространено. Обычно заболевание начинается в конце второго - начале третьего десятилетия жизни и может развиваться как у мужчин, та к и у женщин. Однако, женщины составляют большинство (75%) больных с паническим расстройством, возможно в связи с какими-то, ещё не вполне понятными биохимическими или физиологическими факторами.

Что такое приступы паники?
Приступами паники называются внезапные эпизоды сильной тревоги. Для приступов паники, особенно в начале заболевания, типично неожиданное начало - без всяких предвестников и без видимой причины. Приступы могут сопровождаться разнообразной симптоматикой, которая включает в себя:

Головокружение или ощущение дурноты.
Затруднение дыхания.
Ощущение удушья или нехватки воздуха.
Неустойчивость или пошатывание при походке.
Учащённое сердцебиение (сердце скачет).
Загрудинная боль или ощущение "стеснения" в груди.
Покалывание или онемение в различных частях тела.
Тошнота, понос.
Ощущение "странности" или "нереальности" окружающего.
Страх смерти, страх сойти с ума или потерять самообладание

Характерный пример панического расстройства

Молодой журналист добирается до работы с многочисленными пересадками на автобусах, троллейбусах и трамваях, более часа петляя около редакции, в то время как на метро мог бы доехать за 15 минут. Но он панически боится метро.

Это случилось два года назад, когда однажды в вагоне остановившегося в тоннеле поезда у него внезапно возникло сильное сердцебиение, и его обуял жуткий, ни с чем не сравнимый страх: он умирает! Сердце стучало в ушах прощальным гулом, как удары комьев земли о крышку гроба, руки сводило, они похолодели и покрылись липким потом, почва уходила из-под ног. Весь внешний мир как бы отодвинулся и стал не реальным, а сам он - абсолютно одиноким, чуждым всему, оторванным от пуповины хранящего его родного и теплого чрева. Боже праведный, он сходит с ума! Он теряет свою самость, он боится потерять самообладание, закричать и забиться о дверь в беспорядочных бросках, как бабочка об окно, не видящая стекла перед потерянным ею эдемом.

Картина Э. Мунка "Страх" в какой-то степени передает ужас подобного переживания; вообще же для человека, испытавшего его, оно трудно поддается описанию. Это не страх сердечной катастрофы (хотя это есть), не страх физической смерти, реальность которой вот так вот впервые обрушивается на неподготовленную душу и заставляет ее трепетать перед внезапно приоткрывшимся занавесом небытия преисподней (и это есть). Это нечто ирреальное и тем не менее более мощное и сокрушительное - это страх смерти психической, страх сумасшествия, страх распада Я.

Острый натиск страха, когда, на обыденном языке, "душа расстается с телом", напрочь парализует волю, разрушает гармонию с миром и с самим собой, и, измученный испытанным потрясением он вдруг обнаруживает, что утратил некое средоточение Я - внутреннюю свободу. Это то, что называется деперсонализацией. Она может возникнуть от разных причин, иметь ту или иную нюансировку в своих проявлениях, но во всех случаях поражает схожестью трудно определяемых субъективных переживаний: при внешней пустячности они полны внутреннего драматизма и настолько тягостны для больных, что больные предпочитают тому аду любые физические страдания.

Сразу скажем, что пароксизмы эти проходят: либо от лечения, либо сами, от времени. Но без лечения повторяющиеся приступы формируют навязчивые страхи (клаустро- или агорафобия), которые сами по себе отравляют жизнь, а главное - уводят в долину существования в депрессии нередко на многие годы. В современной классификации болезней такие пароксизмы называются паническими расстройствами; они чрезвычайно распространены; на их лечение конгресс США ежегодно выделяет не один миллиард долларов. Да, паника стала знамением нашего времени, печатью на лице обезумевшего в погоне за все новыми благами человека. "Не собирайте себе сокровищ на земле..."

Но вернемся к нашему журналисту. Однажды возникнув, приступы паники повторялись многократно, и не только в метро, но и других ситуациях, исключающих возможность сиюминутной медицинской помощи: в кинотеатре, на лодочной прогулке, на даче. Одна за другой закрывались перед ним двери в мир удовольствий, не говоря уже о том, что он совершенно не переносил поездок на транспорте, а это представляло серьезную угрозу его карьере. В автобусах и троллейбусах он прибегал к уловкам: стоял возле двери, до предела сдерживая себя, чтобы не выскочить на остановке раньше времени, но иногда, не в силах одолеть страх, все-таки выскакивал и шел пешком. Езда на лифте и походы в магазин стали пыткой. Он уже не посещал театр, знакомых, не ходил на прогулки. Стал ипохондричным. Тело сковало его дух. Он погрузился в себя, постоянно испытывал какие-то неясные тягостные ощущения, и это все более делала его несвободным. Он находился в постоянной борьбе с собой и всегда терпел поражение. Ходил по врачам, но они не находили внутренней патологии; к экстрасенсам и разного рода магам, ибо какое-то чувство околдованности временами овладевало им; он ставил свечки в храме, рассеянно, не молясь, не сокрушаясь о греховных помыслах, а так, как ритуал. Жизнь превратилась в беспросветное безрадостное существование. Он стал непродуктивным в работе, терял к ней интерес, считал себя неудачником, бездарным писакой, неисправимым эгоистом, бесчувственным бревном, и это его угнетало. Он подумывал уехать куда-нибудь в глушь, в деревню и вести простую жизнь. Посещали его и другие, еще более мрачные мысли об избавлении от мучений.

Жена призывала его взять себя в руки, упрекала в малодушии, но ее банальные сентенции разбивались о глухую стену молчания. Вообще, обыватели, относят некоторые психические страдания к области морали, нередко прибегают к их осуждению, упрекам и увещеваниям. Говорят: "Распустился", "раскис", "придуривается". Даже врачи общей практики не всегда понимают эти страдания, стараются отмахнуться от надоедливого "ипохондрика", не избегают искушения поиронизировать на его счет.

Мы уже говорили, что расстройства эти проходят. Наш журналист, наконец, обратился к психиатру и после курса лечения флуоксетином и ксанаксом со спокойной душой отправился в командировку... самолетом.

Приведенный пример ярко показывает, что же такое паническое расстройство. Первые приступы паники возникают обычно спонтанно, хотя иногда им предшествует физическое или эмоциональное напряжение. Длительность их, как правило, меньше часа, обычно от нескольких до десяти - двадцати минут. Возникают приступы с разной частотой: иногда раз в месяц и реже, а иногда несколько раз в день.

Симптомы панического расстройства

Когда наступает приступ, возникает ощущение реальной угрозы жизни, и тело реагирует соответствующим образом. Во время приступа паники у человека наблюдаются по крайней мере четыре из следующих симптомов: учащенное сердцебиение; учащенное и поверхностное дыхание; головокружение; чувство неустойчивости; чувство удушья; дрожь; потливость; дискомфорт в груди; тошнота и дискомфорт в желудке, в животе; ощущение нереальности; страх потерять контроль, умереть, сойти с ума.

У разных людей приступы протекают по-разному, но и у одного человека симптомы могут меняться при повторных приступах.

Жизнь, страдающего паническим расстройством, меняется. Он начинает избегать ситуаций и мест, где происходили приступы. Больной с клаустрофобией (боязнь замкнутого пространства) упорно избегает мест, в которых трудно получить помощь. Предпочитает, чтобы в таких местах, как перегруженные улицы, переполненные магазины, закрытые пространства (например, тоннели, мосты, лифты) и замкнутые транспортные средства (метро, автобус, самолет), его сопровождали друзья или члены семьи. Иногда больной настаивает, чтобы его сопровождали всякий раз, когда он выходит из дома. Больные с тяжелыми нарушениями просто отказываются выходить из дома.

Из-за подобного поведения возникают недоразумения и неполадки в семье, на работе, в учебе. Вынужденные вести такой ограниченный стиль жизни больные с паническими расстройствами легко впадают в депрессию.

Пытаясь облегчить свое состояние, снять напряжение, забыться больные прибегают к приему алкоголя и наркотиков. Однако прием этих веществ приводит человека лишь к усилению депрессии, страха и к еще большей панике.

маски депрессии

Приходила ли вам в голову мысль, что у вас депрессия? Быть может, вы просто давно не были в отпуске? Или пора подумать о новой работе с более дружным коллективом и благожелательным начальником? Вполне возможно, плохое настроение, бессонница, усталость пройдут без следа, как только вы решите проблемы, мешающие нормальной жизни. Но может так случиться, что отдельные недомогания «соберутся вместе» и перерастут в депрессию. Как понять, сможете ли вы вернуть себе радость жизни сами или пора обратиться к специалисту? Что на самом деле может скрываться за словом «депрессия»?

Депрессия – самое распространенное заболевание конца 20 – начала 21 века.

Может даже показаться, что мы неоправданно часто используем это слово. «У тебя депрессия!» - видя хмурое лицо подруги, говорим ей. «Похоже, у тебя депрессия!..» - хлопает нас по плечу коллега, если мы чем-то огорчены. Пониженное настроение, упадок сил, непреодолимые трудности, возникающие при необходимости умственного или физического напряжения, отсутствие интереса к происходящему вокруг – все эти симптомы знакомы практически каждому.

По данным американских психиатров, около 10-% взрослого населения впадает в депрессивное состояние в течение только одного года. Наиболее уязвимы женщины: каждая вторая из них хотя бы раз на протяжении жизни проходит курс лечения от депрессии. Мужчины страдают от этого заболевания реже. Что касается общей способности к снижению качества жизни, депрессия снова занимает лидирующие позиции.

Учёными давно замечено, а в последнее время подтверждено и статистикой, что в странах, где в течение года преобладает короткий световой день, (к таким странам, безусловно, относится и Россия) частота депрессий среди населения увеличивается. В этих же странах, как правило, продолжительность дня сильно меняется в зависимости от времени года. Этот фактор тоже негативно сказывается на эмоциональном состоянии людей.

К сожалению, с каждым годом всё больше людей в России реагируют на окружающую действительность депрессией. Это закономерно, и дело тут не только в климате: человеческая психика уже не справляется с мощными потоками негативной информации, которую обрушивают на нас СМИ. Дома нам не дает расслабиться тревога за будущее детей, на работе – повышенные, а подчас и абсурдные требования начальства, высокая плата за возможную ошибку. А требование «что бы ни случилось - улыбаться!» - лишает нас возможности быть самим собой, превращает в роботов. Но дорогой ценой платит организм за эту фальшивую улыбку.

Все мы хорошо представляем себе последствия употребления яда в пищу – расплата не заставит себя ждать. Совсем по-другому обстоят дела, когда речь заходит о психике. Её способность сопротивляться вредным воздействиям намного выше, чем у любой другой системы организма. Нервная система человека восстанавливается дольше и труднее других, и поэтому устроена так, что стремится сохранить работоспособность, что называется, «до последнего»… Но постоянное, многолетнее подавление эмоций заставляет ее искать другой, неподвластный контролю, выход негативной энергии. И через какое-то время в нашей жизни начинают происходить ничем, на первый взгляд, необъяснимые душевные и физические «катастрофы»!

Речь идёт о так называемых атипичных проявлениях депрессии, её "масках".

Отечественными и зарубежными психиатрами неоднократно проводились исследования на предмет количества диагностируемых скрытых депрессий среди пациентов сердечно-сосудистых, хирургических и общего профиля стационаров. По самым современным данным учёных от 30 до 60% всех наблюдающихся в них пациентов в той или иной степени страдают депрессией, маскированной различной психопатологической или телесной симптоматикой.

Вот примеры наиболее распространённых «масок» депрессии.

« Маски» психопатологические, для которых характерны: хроническая усталость (синдром менеджера). Тревожные сомнения, навязчивые страхи, изматывающая беспричинная тревога, на фоне которой возникает бессонница (или, напротив, как ни странно, повышенная сонливость). Уверенность в наличии неизлечимого заболевания неизвестной природы. Резко сниженная или неестественно повышенная социальная, трудовая активность ("трудоголизм"). Навязчивый страх ошибки, заставляющий по много раз перепроверять результаты своей работы, вспыльчивость, раздражительность, плаксивость по незначительным поводам (эмоциональная неустойчивость).

"Маски" в виде нарушений биоритма: бессонница или повышенная сонливость без каких-либо других нарушений.

"Маски" в форме вегетативных, гормональных и других телесных расстройств: синдром вегетососудистой дистонии, головокружение.

Телесные «маски» в виде: головных болей любого характера, болей в спине, суставах.

Расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта: поносы, запоры, тошнота, боли в области любого отдела ЖКТ, повышение или снижение аппетита, увеличение или снижение веса. Функциональные нарушения внутренних органов: кардионевроз, колебания артериального давления, синдром раздражённой толстой кишки и т.д.

Сюда же входят: импотенция, нарушения менструального цикла.

Нейродермит, невралгии тройничного, лицевого нерва, межрёберная невралгия и т.д.

« Маски» в форме изменений характера: конфликтность, немотивированная агрессия, неуживчивость, апатия или раздражительность, обидчивость, плаксивость и т.д.

« Маски» в форме патологий влечения: алкоголизм, влечение к азартным играм, наркомания и токсикомания.

Кстати, злоупотребление креп к им чаем, кофе - тоже один из признак ов маскируемой депрессии (дело в том, что психостимулятор ы , содержащиеся в этих напитках, оказывают антидепрессивн ый эффект). Так же о наличии подавляемого внутреннего напряжения мож но довольно точно судить по числ у выкуриваемых за день сигарет .

Всё это - далеко не полный перечень масок, за которыми скрывается депрессия. Приходилось ли вам слышать о «беспричинных» недугах, длительное лечение которых у врачей общего профиля не приносит результата, заставляя людей в отчаянии искать помощи у всевозможных знахарей и колдунов? Может быть стоит задуматься: не является ли причиной этих бед скрытая депрессия? Отечественными и зарубежными специалистами неоднократно проводились исследования на предмет количества диагностируемых скрытых депрессий среди пациентов сердечно-сосудистых, хирургических, многопрофильных стационаров.

Практика показывает: число людей, на протяжении ряда лет пытающихся избавиться от болезней, над которыми ломают головы представители телесной медицины, с каждым годом возрастает. Госпитализации, походы по врачам различных специальностей становятся для таких пациентов частью жизни. По правде говоря, сам факт такого положения вещей уже заставляет думать о психогенной природе расстройства у этих пациентов.

После курса правильного психотерапевтического лечения они испытывают противоречивые чувства. Радости – от долгожданного выздоровления и горечи - от безвозвратно потерянных средств и лет на безуспешное лечение.

Мы так легко распознаём депрессию по её классическим признакам. Но настолько же сложно выявить и правильно определить её форму там, где она прячется за одной из своих многочисленных масок, когда этот, казалось бы, простой диагноз становится сложнейшей задачей даже для специалистов.

Если вспомнить историю, 30-е годы в Америке получили название «эпохи Великой Депрессии». Сегодня эпоха великой депрессии может наступить в России. Поэтому прислушайтесь к себе – не затянулась ли в вашей душе зима?

0

2

Двадцать два надежных приема снятия стресса

Прочитайте список и составьте впечатление о различных методах устранения стресса. Какие из них вам понравились больше других? Выберите семь или чуть больше вариантов, которые, по вашему мне-нию, будут помогать вам лучше остальных. В дальней-шем, при стрессовом состоянии, применяйте один из отобранных вами приемов.

Свернутый текст

1. Вообразите себе что-нибудь приятное. Возможно, вы слишком много думаете о том, что у вас не клеится в жизни. Постарайтесь сосредоточиться на светлых ее сторонах. Вспомните хоть один приятный момент, случившийся за последнюю неделю. Что вы ощуща-ли тогда? Как это происходило? Воссоздайте эпизод в памяти как можно полнее. Вспоминайте его. Ос-танавливайтесь на нем. Еще раз насладитесь кратким счастьем, испытанным в тот миг.
2. Переживите стрессовую ситуацию. Если вы чересчур сосредоточены на неприятностях, внимательнее заду-майтесь, в чем же они, собственно, заключаются. Как правило, само происшествие не так значительно, как ваша реакция на него. Восстановите перед гла-зами происшедшую неприятную ситуацию. Что же случилось? Теперь представьте себе, что вы выходите из этой ситуации наилучшим образом. Вообразите, как вы повторите свои действия, если подобная си-туация возникнет вновь. Не выпускайте из вообра-жения положительное разрешение вопроса в течение десяти—пятнадцати минут. Вы будете удивлены тем, насколько меньше вас будет волновать эта неприят-ность и насколько легче вам будет с ней справиться, если что-либо подобное повторится.
3. Придумайте приятную ситуацию. Вместо того чтобы вызывать в памяти приятные моменты из прошлого, создайте такой момент в настоящем. Проживите его «от всей души». Сконцентрируйте внимание на чем-то прекрасном, например, на цветке или пламени свечи.

Отбросьте посторонние мысли. Не пытайтесь описать красоту или дать ей название, просто молча наслаждайтесь ею. Пусть вас захлестнут приятные ощущения; почувствуйте себя одним целым с пред-метом вашего созерцания.
4. Трансцендентальная медитация. Повторяйте — про себя или вслух — какой-либо звук, слово или фразу в одном и том же ритме в течение пятнадцати- двадцати минут. Звуки могут быть, к примеру, следующими: ом, аум, хамм, мммм. Примеры слов: Бог, любовь, солнце. Примеры фраз: мир на земле, весь мир един, выше и выше, мир без конца. Звук надо синхронизировать с дыханием. Что дает такая прак-тика? Она помогает сосредоточиться и собраться с мыслями.
5. Медитация в тишине. Сядьте поудобнее, желательно в позу лотоса. Теперь сконцентрируйтесь на своем дыхании. Размышляйте над следующими положени-ями: дыхание — это сущность жизни. Кислород — источник жизни. Без кислорода, который вы вдыха-ете, вы бы умерли. Делая вдох, представляйте себе, как пропитывается кислородом каждая клеточка ва-шего тела. Дышите медленно и глубоко, сосредото-чивая внимание на каждом вздохе. Постепенно вы почувствуете, что наполняетесь жизненной силой и чувством глубокой благодарности миру.
6. Перемените обстановку. Возьмите отгул или отпуск и убегите от того, что служит причиной вашего стресса. Поезжайте к морю, в горы — куда угодно, лишь бы вас окружала новая

обстановка. А самое идеальное — съездить на курорт с минеральными источниками. Там, наслаждаясь свежими впечатле-ниями, вы попутно поправите здоровье.
7. Почитайте книгу. Выберите книгу о том, о чем вы больше всего любите читать. Откиньтесь в кресле и погрузитесь в чтение. Можно убить сразу двух за-йцев, принявшись за книгу, объясняющую, как по-бедить стресс.
8. Оставьте работу на работе. Не берите работу на дом. Не думайте о работе, вернувшись домой. Хоро-шо, когда вы посвящаете работе дополнительное вре-мя, но только тогда, когда это не служит причиной стресса. Запомните: как только вы почувствуете пе-реутомление, нервное напряжение, вам следует отка-заться от сверхурочного труда. Взгляните на это сле-дующим образом: восемь часов в день вы тратите на работу, восемь часов — на сон, а еще восемь часов остаются для личной жизни. Потратьте их на себя. Займитесь своими любимыми делами. Разберитесь в своих проблемах.
9. Если что-то не дает вам покоя, важно точно определить корень пробле-мы. Обдумайте ситуацию, рассмотрите ее с разных сторон и, когда причины неприятностей станут вам понятны, приступите к разрешению проблемы. В ваших силах решить любую проблему. Некоторые люди считают хорошим отдыхом разгадывание раз-личных головоломок или решение математических задач.
10. Поиграйте с домашним животным. Исследования по-казывают, что общение с животными, живущими у вас в квартире, понижает кровяное давление и успо-каивает

сердцебиение. Иначе говоря, это вас расслаб-ляет. Но что еще более интересно, под «домашними животными» подразумеваются не обязательно «четве-роногие друзья». Наблюдение за аквариумными рыб-ками, по словам специалистов, приносит такой же успокаивающий эффект.
11. Пойте. Пение — одно из самых успокаивающих занятий на свете. Счастливый человек поет от радос-ти. Если вам грустно, вы, вероятно, напеваете блюз. Песня — отражение чувства. Когда вы поете, вы даете выход своим эмоциям, открываете душу всему миру. Так что, где бы вы ни находились — в ком-пании друзей или в кабинке душа, — распевайте вовсю свои любимые мелодии, согревая песней свою жизнь.
12. Займитесь уходом за растениями. Растения приносят умиротворение. Уход за растениями — будь то ком-натные цветы в горшках или овощи на приусадебном участке — может оказать очень сильное успокаива-ющее действие. Даже когда вы просто смотрите на живые растения или находитесь рядом с ними, на вас снисходит чувство мирного покоя. Растения облада-ют и массой других достоинств: комнатные цветы создают в доме уют и освежают воздух; клумбы и насаждения из кустарника украшают внешний вид вашего двора; огород дает полезную пищу для вашего стола. Так что пропалывайте огород, расставляйте в доме горшки с цветами, высевайте семена, подрезайте кусты.
13. Погрузитесь в приготовление разных блюд. Конечно, не все, но очень многие люди увлекаются кулина-рией. Приготовление блюд может доставлять громад-ное удовольствие и оказывать сильное успокаиваю-щее воздействие. Если вы относитесь к тем, кто забывает о неприятностях, проявляя свое поварское искусство, занимайтесь кулинарией — пеките, жарь-те, шинкуйте, варите, тушите.

14. Примите ванну. Вас может спасти от стресса продол-жительная ванна. Горячая (но не обжигающая) вода растворит все ваши заботы и смоет нервное напря-жение. Прежде чем забраться в воду, закройте дверь ванной комнаты, заприте ее и выбросьте из мыслей все, что находится за ней. Если вам нравится, для усиления эффекта добавьте растительные экстракты или ароматические эссенции.
15. Посетите занятия по снятию стресса. Прекрасный способ побольше узнать о том, как справиться со стрессовыми ситуациями. Вам дадут множество поле-зных рекомендаций, не вошедших в эту книгу, а во время групповых занятий вы сможете поделиться опытом с другими людьми.
16. Сходите на прогулку. Простейший метод: когда вас что-то или кто-то выводит из себя, идите гулять. Не возвращайтесь до тех пор, пока не успокоитесь.
17. Ничего не делайте. Этот вариант близок к медита-ции. Не делайте ничего — абсолютно ничего. Смот-рите на голую стену. Очистите мозг от всяких мыслей. Не позволяйте сформироваться ни единой мысли. Боритесь с каждой мыслью, вторгающейся в непотревоженную чистоту вашего сознания. Через пятнадцать—двадцать минут вы почувствуете неверо-ятную расслабленность.
18. Стоните. Звучит странно? Ничего страшного. Стоны помогают телу справляться с болью. Обратите вни-мание: когда вы причиняете себе физическую боль — даже просто споткнувшись, — стон умень-шает страдания. Издайте несколько стонов прямо сейчас. Вы заметили, как это снимает напряжение? Попробуйте данный метод, когда вам будет нужно расслабиться.

19. Поплачьте. Это основной метод снятия стресса, ес-тественная реакция человека на стресс и страда-ния. С незапамятных времен плач помогает орга-низму избавиться от скопившихся в теле токсинов и унять эмоциональные страдания. Когда вы испы-тываете потребность в слезах, плачьте, не стесняй-тесь.
20. Обсуждайте свои проблемы с окружающими. Если вас беспокоит какой-то человек, обсудите с ним общие проблемы. Постарайтесь вместе подумать над их разрешением. Если вы не можете разговаривать с этим человеком, поговорите с кем-нибудь еще. Об-суждение проблем вслух способствует их скорейшему разрешению и облегчает борьбу со стрессом.
21. Забудьтесь в развлечениях. Если вы попали под внеш-нее воздействие, приведшее к стрессовому состоя-нию, отвлекитесь, занявшись любимым развлечением или игрой. Погрузитесь в него с головой. Чем ув-лекательнее ваше времяпрепровождение, тем лучше. Устраните напряжение с помощью азартного возбуж-дения и веселья.
22. Проявите благодарность. Демонстрируйте свою при-знательность, все равно за что. Благодарность — самая умиротворяющая из эмоций. Почувствуйте себя благодарными за пищу, за друзей, за свою семью, за здоровье, за вашу способность изменять свою жизнь к лучшему. Будьте благодарны за жизнь саму по себе.

0

3

Нежелательные последствия гипноза и противопоказания к нему

Большинство психотерапевтов считают, что нежелательным явлением при лечении гипносном может быть, прежде всего, известная душевная подчиняемость пациента своему врачу, наступающая в основном при длительном лечении. Такой пациент не решается на самостоятельные действия, не может покинуть сам кабинет врача, считая, что по поводу каждой мелочи ему нужны совет и помощь.

Свернутый текст

Считают, что людей с более или менее крепкой нервной системой, которые могут преодолеть собственными силами свои невротические (психогенные) расстройства, гипнотизировать не следует.
Более неприятное явление при гипнозе, развивающееся у некоторых больных, чаще у женщин,— чрезмерное чувство привязанности, симпатии к лечащему врачу. Вообще женщин с повышенной чувствительностью, иногда лживых, очень поддающихся самовнушению, врач должен гипнотизировать в присутствии третьего лица, так как возможна клевета со стороны гипнотизируемой.
Некоторые трудности могут возникнуть при гипнотерапии истеричных лиц с дебильностью. В попытке гипнотизировать их больные часто видят лишь случай проявить «сильную волю». Поэтому при сочетании истерии и дебильности с определенной негативкой установкой к гипнозу прибегать к последнему следует лишь в случае крайней необходимости.
Иногда гипноз влечет за собой скоропреходящие ощущения утомления, беспокойства, страха, обморок или припадок судорог, о чем упоминает A. Kronfeld. Однако эти явления, к счастью, всегда быстро проходят. Врач должен подготовить соответствующим образом такого больного.
Нежелательное осложнение — неожиданный переход гипноза в истерическое сумеречное состояние с сильным проявлением аффекта («буйством подкорки»). При помощи резкого, властного и повелительного тона или довольно сильного болевого раздражения легко удается купировать истерическое сумеречное состояние. Если это не удается, больного следует перенести в отдельную комнату, по возможности без всякой обстановки, и предоставить его самому себе до прекращения сумеречного состояния.
Длительное сумеречное состояние является нежелательным осложнением, и больных со склонностью к таким состояниям, особенно с истерией и дебильиостью, лучше не гипнотизировать.
Е. Wineburg и N. Straker описывают случай, когда гипнотерапия закончилась эпизодом «острой деперсонализации». У больной после сеанса гипноза неожиданно возникла беспричинная тревога; она навязчиво вспоминала, голос врача, странно себя вела, боялась потерять контроль над собой, не могла выполнять обычную работу, находилась пак бы в полусонном состоянии. Все эти явления наблюдались несколько часов. Больная объяснила свое состояние боязнью того, ч го ей внушили неприличные действия, которые она могла выполнить и потом не помнить об этом.
Большинство гипнологов не рекомендуют гипнотизировать больных, которые без показаний очень упорно настаивают на применении этого метода лечения; это относится также к больным, наслышавшимся или начитавшимся о гипнозе и имеющим о нем неправильное представление.
Иногда приходится выслушивать опасения больного, что он может «не проснуться от гипноза». Это, конечно, предрассудок несведущих людей. Еще никем, нигде и никогда не зарегистрировано ни одного подобного случая.
К прямым противопоказаниям к гипнозу относятся, прежде всего, наличие резкой интоксикации и высокой температуры, состояние затемнения сознания (обмороки, оглушение, сопор, кома), сумеречные, делириозные, галлюцинаторно-параноидные и особенно аментивные синдромы различного происхождения. Несомненно, противопоказан гипноз и в тех случаях, когда сеанс провоцирует возникновение истерических припадков или эпилептического приступа (впрочем, это бывает обычно при недостаточной квалификации врача).
Противопоказано гипнотизировать больных, которые испытывают страх перед гипнозом, так как в таких случаях гипноз часто малоэффективен. Однако умелой психической подготовкой можно избавить больного от чувства страха. Конечно, не рекомендуется применять гипноз и в случаях резко отрицательной установки на гипноз.
Вопрос о противопоказании к гипнозу при выраженных психозах и, в частности, при шизофрении, особенно параноидной, до сих пор является дискуссионным.

0

4

Неврастения: «Силы мои на исходе!»

Неврастения - это состояние, которое развивается вследствие нагрузок, превышающих воз-можности нашей психики.

Свернутый текст

Накапливающееся пере-утомление приводит к тому, что отдых уже не помо-гает, а в голове начинается сплошное мыслительное головокружение - опасения, беспокойство, суетли-вость, тревога и т. Как это ни покажется стран-ным, психологические нагрузки по затратам энергии для организма — проблема не меньшая, а в ряде случа-ев даже и большая, чем тяжелый физический труд. Теперь представьте себе человека, у которого обе части психики — сознание и подсознание — находятся в со-стоянии хронических боевых действий, состоят в нео-слабевающем конфликте? Хорошая нагрузка, а?! Ог-ромная! А потому неврастения в случае невроза воз-никает быстро, и тревога здесь отмечается характерная.
Чего, собственно, такой человек тревожится - он и сам, как правило, не знает. А дело в том, что психи-ческое состояние его приведено непомерными нагруз-ками в полнейший упадок, а потому любой, даже са-мый незначительный стресс, оказывается в отношении этой психики воздействием разрушительной силы. Любая мелочь выводит его из состояния равновесия. Человек реагирует эмоционально, ярко, но не долго, потому что сил нет, а на подоб-ные всплески жизненной ак-тивности уходят последние ее ка-пельки. Так за-мыкается пороч-ный круг неврастении, из которого уже никуда не деть-ся, никак не вырваться.
Конечно, каждый из нас знает, что такое усталость, но устать можно по-разному. Можно просто устать, после чего отдохнул - и порядок! Если устал так, что после отдыха «порядка» не наступило, значит, это уже не утомление, а переутомление; нужен более длитель-ный отдых. Но бывает и третий вариант, когда уста-лость так выражена, такая сильная, что даже серьезный отдых положения уже не поправит. В этом случае речь идет о неврастении, т. е. о болезненном состоянии.
Как заподозрить у себя неврастению? Во-первых, нужно знать, что неврастения может проявляться двумя диаметрально противоположными формами; во-вторых, нужно знать, что это за формы, и в-третьих, помнить о том, что неврастения часто совсем не похо-жа на усталость, хотя именно ею, но очень сильной, и является.
Первый тип неврастении внешне не похож на ус-талость. Иногда, даже напротив, возникает впечатле-ние, что человек чрезмерно здоров. Но это только на первый взгляд... Да, он может быть весьма активен, даже нетерпелив, может остро реагировать на любую мелочь, хвататься за разные дела, прямо-таки гореть, взрываться! Все это следствие его чрезмерной чувстви-тельности, он становится подобен оголенному нерву. Каждое событие, каждый звук, каждое ощущение вы-зывает у него бурную, часто раздражительную реакцию. Он настолько ослаблен, что не может контролировать собственное эмоциональное состояние, и оно колеблется с необычайно большой амплитудой: от эк-зальтации до слез. Превалирует, конечно, пессимистич-ное настроение, и даже в момент душевного подъема дела не спорятся. Человек приступае

т к работе, но усид-чивости нет никакой, все его отвлекает, раздражает, пугает, напрягает.
Глядя на человека, страдающего вторым типом неврастении, тоже не подумаешь, что он сильно устал. Кажется, что ему и уставать не с чего, ведь он толком ничего не делает. Он вялый, пассивный, бездеятельный, движется, словно его пыльным мешком ударили, ни-чего не хочет, ничто его не интересует. Временами он вроде бы и пытается мобилизоваться, но из этого ничего не выходит. Иногда он изредка жалуется на здо-ровье, а иногда только об этом и говорит: все у него что-то колет, болит, тянет, давит и т. п. Неспециалист по-спешит сказать, что у такого человека болезнь под на-званием «лень» с осложнением в виде «симуляции», но это абсолютно неправомерно! У него действитель-но произошел полный перерасход сил, а от этого раз-нообразные неприятные телесные ощущения усилива-ются. Поэтому идти ему нужно не к терапевту, а к пси-хотерапевту.
Впрочем, со стороны мы себя не видим, а потому следует помнить о типичных симптомах неврастении. Во-первых, чувство усталости у человека, страдающе-го неврастенией, проявляется, главным образом, пос-ле умственной работы. Все мы привыкли думать, что умственный труд - это и не труд вовсе, но для нервных клеток - это труд значительно больший, чем физичес-кий, а потому ощущение утомления от умственной ра-боты может быть весьма сильным. Часто оно сопровож-дается чувством общей слабости и сильнейшими голов-ными болями.

Во второй группе симптомов - невозможность со-средоточить внимание, ощущение ухудшения памяти. Некоторые пациенты выглядят растерянными, говорят, что чувствуют себя поглупевшими, «тупицами», ничего не соображают, теряются, не могут справиться с обыч-ными делами. Не случайно все это приводит к раздра-жению, вспышкам гнева и нервным срывам. Крайне бо-лезненным симптомом оказывается нарушение сна. Страдающий неврастенией часто подолгу не может зас-нуть, сон у него поверхностный, с пробуждениями и кошмарными сновидениями. Наутро он чувствует себя разбитым, с тяжестью в голове, усталость не только не проходит, но, кажется, еще больше накапливается.
Постепенно такое упадническое состояние может стать стилем жизни и способом существования. Человек, который не может, но очень хочет и даже пыта-ется отдохнуть, - явление более чем частое в нашей жизни, но это на самом деле не нормально. Для предотвращения неврастенического состояния достаточно соблюдать три простых правила.
Во-первых, следует соблюдать режим труда и отдыха; у каждого, конечно, он свой, но он должен обязательно быть. Нашей психике значительно удобней жить по графику, когда же ее постоянно дергают, она может заартачиться.
Во-вторых, нужно хорошо понимать, что такое отдых. В свое время было очень популярно выражение «активный отдых». Конечно, побывать на свежем воздухе, размять соб-ственное тело - дело хорошее. Но нужно помнить, что та-кой отдых может превратиться в настоящую работу. Если же вы чувствуете усталость, то необходимо дать себе возможность тихого и спокойного от-дыха. Перекапывание грядок или пятичасовое бегание за мя-чом - это не то, что нужно, чтобы по-настоящему отдох-нуть.
В-третьих, следует упорядочить и собственную рабо-ту. Не надо стремиться к какому-то общему идеалу, у каж-дого из нас свой запас сил: для разных людей один и тот же объем

работы может быть и недостаточным, и избыточ-ным. Перегрузки даже в молодости - перегрузки, а после 40 -в особенности. Пощадите свой организм! Если же есть возможность сочетать попеременно труд умственный и труд физический.
Если все это не помогает, то значит причина неврастении - хороший, махровый невроз. Так что, если симптомы неврастении на-стойчиво дают о себе знать, не пытайтесь выйти из поло-жения только отдыхом, это все равно не поможет. У боль-ного неврастенией мозг капризничает, ему нужно помо-гать, как обычному больному, - лечением, а для этого обратитесь к врачу-психотерапевту.

Не надо нервничать

В происхождении пограничных форм нервно-психиче-ских расстройств социальные факторы, взаимоотношения людей играют несравненно большую роль, чем при всех других заболеваниях.

Скрытый текст

Диапазон переживаний, приводя-щий к невротическим расстройствам, очень широк и во многом отличается у разных людей. В значительной мере он зависит как от идейной направленности личности, так и от условий ее конкретного существования. Это всегда следует учитывать, говоря о мерах профилактики невро-тических срывов. С одной стороны, важно создание бла-гоприятных условий и правильного ритма жизни, преду-преждающих перенапряжение нервной системы, с дру-гой — воспитание человека, сильного духом, умеющего не теряться в сложных положениях.
О каких бы невротических нарушениях и обострениях отдельных черт характера ни шла речь, основная причина их возникновения — психотравмирующая индивидуально значимая ситуация. К их числу относится необходимость одновременно заниматься несколькими разными делами, когда человек, не успевая сосредоточиться на одном, вы-нужден переключаться на другое. В этих случаях отсут-ствие ритма, упорядоченного поиска и анализа информа-ции, положительных эмоций, связанных с доведением до конца любого начинания, приводят к частой переориен-тации и приспособлению к новым условиям. Это гораздо скорее способствует развитию невротических расстройств, чем напряженная одноплановая деятельность в одних и тех же условиях.
Другая, не менее серьезная причина — быстрый пере-ход от радостного состояния к тяжелым переживаниям. Такие «перепады» порой непосильны для нервной систе-мы. Именно поэтому при необходимости сообщить чело-веку тяжелую весть лучше всего, если есть возможность, подготовить его. Истощающие психические влияния и стрессовые факторы могут стать роковыми.
Лауреат Нобелевской премии социолог Альберт Швейцер в своей знаменитой книге «Культура и этика» причину перенапряжения людей, приводящую в капита-листическом мире к возникновению большого числа боль-ных неврозами, связывает с их подневольным существо-ванием. Он пишет: «В течение двух или трех поколений многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. То, что вообще может быть сказано о духов-ном и нравственном значении труда, на их труд уже не распространяется. Ставшая обычной сверхзанятость человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала... Не познания и развития ищет он, а развлечения — и притом такого, какое требует мини-мального духовного напряжения...». Это, по мнению Швейцера, порождает «несвободное состояние и разоб-щенность» людей, что и объясняет возникновение боль-шого числа лиц с невротическими расстройствами. Имен-но существующие при капитализме неимоверная интен-сификация труда, конкурентная борьба, потеря идеалов, рост преступности обусловливают постоянное эмоцио-нальное перенапряжение, делающее неврозы жизненной нормой для широкого круга населения.
Создаваемые социалистическим обществом взаимоот-ношения людей, основанные на равенстве и братстве, от-сутствие жестокой и всепоглощающей эксплуатации, постоянная забота государства о нуждах трудящихся, высокая культура, идейная убежденность — все это опре-деляет «психопрофилактический климат». Тем самым осуществляется самая действенная социальная профи-лактика повышенной нервности. Это способствует зна-чительному снижению в России и других стра-нах числа больных не-врозами по сравнению с крупнейшими капиталистиче-скими государствами.
К числу выявленных современной медициной социаль-ных причин невротических нарушений, действующих не только за рубежом, но и у нас, относится обостренное «стремление выдвинуться как на работе, так и в обще-стве». В принципе понятия о карьере и карьеризме не противоречат нашим представлениям и являются своеоб-разным «законом профессии». Однако в ряде случаев эти устремления приобретают самодовлеющее для че-ловека значение, заставляя его пренебрегать моральны-ми и этическими нормами поведения. В свою очередь это возлагает и на самого «стремящегося наверх», и на окружающих непосильную нагрузку, приводящую к не-вротическим расстройствам. Особенно выраженными они бывают при крушении карьеристских планов.
Первое существенное звено в профилактике повышен-ной нервности — правильное воспитание детей. Нередко приходится слышать от молодых родителей о своем ре-бенке: «Что ж его воспитывать, он ведь ничего еще не понимает? Вот подрастет, тогда мы и займемся его ха-рактером!» Но с этим «тогда» можно опоздать, ведь ус-ловные рефлексы у детей начинают вырабатываться уже на второй недели жизни, а в 3—5 месяцев образуются рефлексы на зрительные и слуховые раздражения. Инди-видуальность, то есть характерные черты поведения ре-бенка, устанавливается в 2—3 года. Именно в этот пе-риод, по образному выражению одного из психиатров, родители начинают отягощать детей не только своей на-следственностью, но и своим воспитанием.

Особое внимание надо обращать на систематическое привлечение детей к посильным занятиям и приучать преодолевать трудности, а не заботливо устранять их, как это часто бывает. Недопустимо, чтобы плач или крик ребенка служили поводом к удовлетворению всех его капризов. Такое «воспитание» ничего не даст, кроме раз-вития эгоизма, избалованности, формирования слабого типа нервной системы. Человек, не приученный с детских лет трудиться, привыкший, чтобы все его желания вы-полнялись, сталкиваясь с жизненными трудностями, с не-обходимостью систематически учиться или работать, испытывает определенную нервную «ошибку», ведущую к невротическим проявлениям.
Взрослым людям хорошо известна способность детей к подражанию, поэтому очень важен личный пример ро-дителей. Нездоровая обстановка в семье создает постоян-ное напряжение. Так называемые «семейные» и «кухон-ные» скандалы, возникающие обычно из-за мелочей, расхождения во взглядах между супругами и кем-либо из родителей мужа или жены, вместе с которыми они живут, нежелание одного человека поступиться своими «правами» — все это держит «на взводе» всех домочад-цев. Длительность подобных травмирующих моментов, невысказанность обид тяжело отражается на детях. Если ребенок непосредственно наблюдает ссоры, ругань, пьян-ство, он стремится их копировать, и в результате скла-дывается неуравновешенный характер, прививаются дур-ные привычки.
Бытующие в некоторых семьях такие «методы» воспи-тания, как телесные наказания, запугивание, бесконечное повторение замечаний, в конечном счете, озлобляют ребенка, он постоянно испытывает страх перед наказа-нием, не уверен в себе. Это тоже причина для неврасте-нии и психастении. Взрослый человек должен всегда, а особенно в присутствии детей, быть сдержанным и урав-новешенным.
Важно помнить и о том, что неврозы вызывает раннее половое созревание детей. Этому способствуют слишком частые и неумеренные ласки, излишне мягкая постель, особенно общая с другими членами семьи, обильная еда на ночь, условия, позволяющие наблюдать интимную жизнь родителей.
Ребенок с раннего возраста должен учиться правиль-ному взаимоотношению с детским коллективом. Чувства уважения, товарищества, доброты воспитываются именно при первом общении со сверстниками. Если, например, все время напоминать: «Это твоя игрушка, играй только сам, не смей ее никому давать» — или: «Ешь конфеты сам, не вздумай угощать товарищей, у них есть свои», то это, естественно, рождает у ребенка эгоистические черты. Когда такой ребенок подрастает и начинает понимать, как важно бывает в жизни делиться не только конфета-ми, но и последним куском хлеба, у него может возник-нуть «внутренний конфликт», от которого рукой подать до невроза.
Многие по опыту знают, как трудно удержать в руках контроль за подростками. Очень важно всегда говорить им правду, всячески поддерживать их романтические по-рывы, стремление быть принципиальными, защищать справедливость. Ведь любое разочарование, восприни-маемое в этом возрасте, легко может привести к нервно-му срыву. В этом отношении необходимо учитывать, что, по общему признанию, в течение последних десятилетии наблюдаются явления акселерации — ускорение развития подростков. Они становятся более здоровыми и крепкими.
Вместе с тем у части молодежи существует определенный разрыв между физическим и умственным развитием. И, прежде всего, по-видимому, «отстает» социальная зре-лость. Это, по мнению некоторых исследователей, способ-ствует учащению конфликтных ситуаций и в результа-те— невротических состояний.
К числу полезных привычек, которые нужно заложить с детства, относится правильная организация труда и от-дыха. И детям, и взрослым рекомендуется ежедневно вставать и ложиться спать в одно и то же время, утром заниматься зарядкой и водными процедурами, плотно завтракать и, не торопясь, спокойно, правильно рассчи-тав время, идти на работу или на учебу. Наиболее уто-мительные и сложные дела лучше выполнять в первую половину дня, как говорят, «на свежую голову»; работу, особенно сидячую, время от времени следует прерывать хотя бы несколькими физическими упражнениями. В те-чение дня надо обязательно пообедать или второй раз плотно позавтракать. Интервал между едой не должен превышать 4—4,5 часа. После окончания работы жела-тельно совершить прогулку, а детям — поиграть в спор-тивные игры, потом останется время на хозяйственные заботы, чтение, посещение знакомых, приготовление уро-ков. Ужинать следует не позднее, чем за 2—3 часа до сна. Все эти на первый взгляд банальные рекомендации могут предотвратить многие нервные срывы и оказаться полез-нее большинства самых новейших медикаментов.

Вредные привычки, курение, особенно злоупотребле-ние алкоголем — верные союзники неврозов и обострений болезненных черт характера.
Случайная неудача при попытке совершить половой акт, вызванная неподходящей обстановкой, переутомле-нием и другими причинами, порой «подогревает» чувство собственной неполноценности. Неуверенность, ожидание этой неудачи, особенно если такое состояние поддержи-вается одним из супругов, может в дальнейшем закрепить половую слабость. И наоборот, тактичное, разумное по-ведение помогает избавиться от нее. Неврозы возникают и при незавершенном из-за боязни зачатия половом акте, ощущении неудовлетворенности, если это часто повто-ряется. Фактором, истощающим нервную систему, слу-жит также беспорядочная половая жизнь.
Итак, неправильное воспитание и жизненная ориента-ция, непосильная нагрузка, различные конфликтные ситуации, включая семейные и производственные неуряди-цы, невысказанные взаимные претензии, нежелание по-бороть свои эгоистические тенденции во имя интересов других служат основой «невротической обстановки», чреватой возникновением неврозов, формированием и обострением болезненных черт характера. Именно столкновение стремлений, желаний и вкусов людей часто по мелочному поводу является, как правило, главным компонентом в социально-психологическом механизме, приводящем к невротическим расстройствам. Знать это необходимо каждому.
Если бы мы постоянно помнили о непрочности наше-го душевного равновесия, об обязательном доброжела-тельном и внимательном отношении к окружающим, о возможности предвидеть их переживания и действия, порождаемые случайной обидой или несдержанностью, то наверняка было бы меньше случаев, вынуждающих человека обращаться за помощью к психиатру.

Если приступ произошел у вас впервые, попытайтесь определить эмоциональные факторы, которые могли спровоцировать сильное чувство тревоги. Установите связь между вашими ощущениями, состоянием и предшествующими ему событиями. Проанализируйте эту проблему и попытайтесь ее решить.

Старайтесь не развивать у себя ограничивающее поведение, даже если ПА произошла у вас на улице или в транспорте. Постарайтесь продолжать пользоваться транспортом и, насколько это возможно, вести активный образ жизни.

При первых признаках ПА примите какой-нибудь транквилизатор, типа Ксанакса, Феназепама, Реланиума и других. Носите этот препарат с собой. После принятия лекарства, эффект начинает ощущаться примерно через 20 - 30 минут. Препарат может полностью купировать приступ, либо сгладить острые симптомы. С помощью лекарства вы перенесете ПА в более легкой форме.

Если приступ застал вас в общественном месте, то постарайтесь быстро принять лекарство и спокойно посидеть полчаса, пока не ощутите успокаивающее действие препарата. Если вы не взяли с собой лекарство, то сначала постарайтесь успокоиться, посидите какое-то время, а потом вернитесь к себе домой или на работу в офис (попросив при этом вас не тревожить). Если самочувствие не улучшается, вызовите Скорую помощь.

Во время приступа старайтесь дышать ровно и спокойно, даже если хочется дышать чаще. Частое дыхание может вызвать гипервентиляционный синдром, когда при увеличении частоты дыхания нарастают чувства страха, тревоги, которые в свою очередь заставляют вас еще чаще дышать и так по кругу.

Если во время ПА у вас начинают холодеть руки и ноги, постарайтесь их согреть, например, под горячей водой. Можно даже принять горячую ванную, если в этот момент вы находитесь у себя дома. Но делать это можно только при холодных конечностях и нельзя, если наоборот вас бросает в жар и поднимается высокое кровяное давление. Это также поможет быстро купировать приступ.

Имеет смысл рассказать о своем состоянии кому-то из близких, кто может оказать вам поддержку.

0

5

Биологические факторы, влияющие на возникновение ПА

Свернутый текст

Больные с тревожными расстройствами тяжело переносят физические упражнения и выделяют много молочной кислоты, в результате чего, после упражнений может развиться приступ паники. Исследования [1] среди больных ПР показали, что введение лактата натрия (соли натуральной молочной кислоты), вдыхание СО2, гипервентиляция (частое дыхание), сильный стресс (обычно сопровождается выбросом катехоламинов) более интенсивно, чем у здоровых, повышают уровень лактата; возможно, это в свою очередь обуславливает резкое повышение pH на поверхности головного мозга и как следствие этого возникает тревога и ее вегетативные проявления.

Психологические факторы, влияющие на возникновение ПА

Как показывает клиническая практика [1], кризы могут возникнуть у гармоничных личностей с отдельными чертами высокой чувствительности (сенситивности) и реактивности, тревожности, демонстративности, склонные к депрессивным состояниям. Чаще они возникают у тех пациентов, у которых эти черты наиболее ярко выражены (акцентруированные личности) .
Так, в процессе диагностики пациента очень часто выясняется, что не только он сам, но и один из его родителей обладает тревожным, мнительным характером, либо сверхкритичным, контролирующим поведением.

Условно можно выделить 4 типа психологических травм детского возраста, оказывающих влияние на формирование таких личностных особенностей:

Драматические ситуации в детстве. Эти обстоятельства возникают, как правило, в тех семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, что порождает бурные конфликты в семье, нередко с драматическими ситуациями (угрозы убийства, драки, необходимость для безопасности покидать дом, и нередко в ночное время, и т. д.). Предполагается, что в этих случаях возникает возможность фиксации страха по типу импритинга (запечатления), который во взрослом состоянии при соответствующих условиях (сходной стрессовой ситуации) может внезапно возникнуть, сопровождаясь яркими вегетативными симптомами, то есть обусловить появление первой ПА. В качестве примера здесь можно привести случай с пациенткой, страдающей ПА и агорафобией метро. У нее временно прекратились вегетативные кризы во время беременности и вновь возникли после того, как она потеряла ребенка. Через год пациентка смогла усыновить ребенка, но депрессия, которая сопровождалась головокружениями и частыми ПА продолжалась. Она рассказывала о своем отце алкоголике, которого ненавидела, так как видела в детстве, как он избивал ее мать. В роду по линии отца было много алкоголиков. В данный момент пациентка продолжала проживать с ним в одной квартире, но практически с ним не общалась. В доме постоянно ощущалась обстановка напряжения, которая и побуждала у нее чувство тревоги.
Эмоциональная изоляция (депривация) возможна в тех семьях, где интересы родителей сугубо связаны с работой или другими обстоятельствами вне семьи. При этом ребенок растет в условиях эмоциональной изоляции при формально сохраненной семье. Например, такая ситуация часто встречается в разведенных семьях, когда мать вынуждена одна воспитывать ребенка. Объективно она сильно загружена работой, однако, на эмоциональном уровне она может видеть в ребенке черты мужа, которого она ненавидит, в результате чего, ребенок отдается на воспитание бабушкам и дедушкам, в то время, пока мать пытается создать новую семью. Либо оба родителя являются эмоционально холодными (шизоидными) личностями, не испытывают привязанности к ребенку, поэтому ребенка может воспитывать кто-то из ближайших родственников. Его связь с родителями нарушена. В других случаях, кто-то из родителей страдает серьезным психическим или физическим заболеванием, вся семья озабочена его здоровьем и временно забывает о ребенке. Еще один пример: сверхтребовательные родители, которые считают, что ребенок должен соответствовать определенным требованиям. Они тщательно следят за его образованием, ребенок много занимается музыкой, иностранными языками, спортом и так далее, при этом у него нет эмоционального контакта с родителями, они общаются с ним чисто формально. Пациенты, выросшие в таких семьях, постоянно испытывают повышенную потребность в эмоциональных контактах, и их устойчивость к стрессу существенно снижается.
Сверхтревожное или гиперопекающее поведение. В таких семьях тревожность как черта поведения одного или обоих родителей определяет воспитание ребенка. Родители чрезмерно опекают и контролируют его здоровье, учебу, поступки. Тревога родителей проявляется при каждой неопределенной ситуации, выражается в постоянном ожидании опасности, несчастья и соответствующих запретах, которые они накладывают на поведения ребенка, дабы этого избежать. Например, они снабжают ребенка сотовым телефоном и часто звонят, проверяя, что с ним и где он находятся, либо заставляют его самого часто им звонить. Такие родители до старших классов школы могут провожать ребенка на учебу и встречать его, сопровождать его в походах по врачам, кружкам и различным курсам, тем самым, поощряя инфантилизм, то есть крайнюю несостоятельность и неуспешность ребенка в социальном плане. Если тревожный и опекающий родитель приводит ребенка-подростка на консультацию к психологу, то обычные жалобы будут заключаться в том, что он пассивен, мало общается со сверстниками, ничего не делает по дому, плохо учится, хотя тесты на интеллектуальные способности сдает на "отлично" ("способный, но ленивый"), ведет себя безответственно. При этом поведение родителя будет активным и напористым, он говорит и думает сразу за двоих, не давая ребенку вставить слово и опережая его высказывания, вместо "я", употребляет часто "мы". Например: "мы пошли в школу", "мы не сделали уроки". "А кто за это отвечает?", - закономерно встает вопрос. При этом у ребенка в ответ на социальные ситуации, с которыми он не в состоянии сам справиться формируется ответное чувство тревоги, как наследственная стереотипная реакция на стрессовую ситуацию.
Постоянная конфликтная ситуация в семье. Хронические конфликтные ситуации в семье, возникающие по разным причинам (психологическая несовместимость родителей, трудные материально-бытовые условия и так далее) создают в семье постоянную эмоциональную нестабильность. В этих условиях ребенок эмоционально вовлекаемый в конфликт, не может эффективно влиять на него, он убеждается в бесполезности своих усилий, у него формируется чувство беспомощности. В таких ситуациях может формироваться, так называемая, обученная беспомощность. В будущем при тех или иных трудных ситуациях на основании прошлого опыта, пациент строит прогноз, что ситуация им не разрешима, возникает чувство беспомощности, что снижает его устойчивость к стрессу. Нужно отметить, что здесь рассмотрены основные стрессовые ситуации, возникающие в семье родителей и приводящие не только к чувству тревожности, но и другим вариантам психологических расстройств у пациентов. Во всех этих случаях из ребенка вырастает личность, имеющая трудности во взаимодействии с социумом, и низкой стрессоустойчивовтью.

Наиболее часто ПА встречаются в возрасте от 25 до 64 лет, с некоторым преобладанием в группе 25-44 года. ПА, возникающие у пожилых людей обычно более бедны симптоматикой, в приступе может быть всего 2 - 4 симптома (из выше перечисленных), однако эмоциональные компоненты, как правило, достаточно выражены. Иногда удается выяснить, что ПА в пожилом возрасте являются рецидивом или обострением ПА, наблюдавшихся у пациентов с молодого возраста.

0

6

Неврастения.

1. Пион уклоняющийся. 1 чайную ложку сухих корней на 3 стакана кипятка. Настоять, укутав, 1 час, процедить. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день за 15 минут до еды. Настойка из корневищ, корней и травы пиона уклоняющегося применяется при неврастенических состояниях, бессоннице, вегетососуднстых нарушениях различной этиологии. У больных улучшается сон, уменьшается головная боль, повышается работоспособность.

Невроз сердечно-сосудистой системы.

2. Валериана лекарственная Для приготовления настоя 6 — 10 г сухого корня настаивают на 180 — 200 мл воды. По назначению лечащего врача взрослые принимают настой по 1 — 2 столовые ложки, дети старшего возраста — по 1 десертной ложке, маленькие дети — по 1 чайной ложке 3 — 4 раза в день. Настой валерианы применяют по назначению врача для уменьшения возбудимости центральной нервной системы, усиления действия снотворных средств, бессоннице, при нервном возбуждении, неврозах сердечно-сосудистой системы, истерии, хронических нарушениях коронарного кровообращения, при гипертонической болезни I степени, сердцебиениях, пароксизмальной тахикардии, связанной с невротическим состоянием.

0

7

Нервное истощение.

1. Полевой шалфей (буквица). Прекрасное средство при нервном истощении, утомляемости, гипертоник. 6 г буквицы (3 стол, ложки). Эту дозу залить 500 мл кипятка с сахаром. Настоять 15 минут и пить как чай. перед едой. Это дневная доза

Нервное возбуждение.

2. Боярышник.
а)Цветки боярышника — 3 части, трава пустырника — 3 части, трава сушеницы — 3 части, цветки ромашки — 1 часть. Столовую ложку измельченной смеси заварить стаканом кипятка, настоять 8 часов, процедить. Настой принимать по полстакана 3 раза в день через час после еды при заболеваниях сердца и как успокаивающее при нервном возбуждении.
б) Плоды боярышника — 3 части, цветки боярышника — 2 части, корень валерианы — 3 части, трава зверобоя — 3 части, трава тысячелистника — 3 части. Столовую ложку измельченной смеси заварить стаканом кипятка, настоять 5 — 6 часов, процедить. Настой принимать по 1/4 стакана 4 раза в день за 20—30 минут до еды.

0

8

Паралич.

1. Пион уклоняющийся (корни). 1 чайную ложку сухих корней на 3 стакана кипятка. Настоять, укутав, 1 час, процедить. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день за 15 минут до еды. Спиртовую настойку принимать по 30 — 40 капель 3 раза в день до еды. Применяется при параличах, ревматизме, подагре.

2. Сумах дубильный, сумах красильный (свежие листья). 1 чайную ложку свежих листьев на 1 стакан кипятка. Настоять, укутав, 1 час, процедить. Принимать по 1 столовой ложке 3—4 раза вдень при параличах, ревматизме, подагре.

3. Шиповник (корни, плоды). Наружно отвар корней употребляется для ванн при параличах и «слабости ног». Отвар сухих плодов используют для ванн при ревматизме.

Паралич дрожательный.

4. Взять 100 г шалфея, залить 200 мл кипятка, затем настаивать, укутав, в течение 8 часов. Принимать по 1 чайной ложке через час после еды, обязательно запивая молоком или киселем. При лечении этой болезни необходимо сочетать прием шалфея внутрь с ваннами из шалфея. Для этого заварить 300 г шалфея на 8 — 10 литров воды. Настаивать, закрыв посуду крышкой, 30 минут. Налить в ванну сначала холодной воды, а потом горячей и добавить туда процеженный отвар.

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Асклепейон » ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА и про нервные болезни) как в плюс)