ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Города и Страны » Москва.


Москва.

Сообщений 101 страница 117 из 117

101

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/10/15/101597_Pozar_doma_Mura_i_Meriliza-_na_Teatral-noy_plosadi-_v_Moskve-_v_nojbre_1900_goda..jpg

Пожар дома Мюра и Мерилиза, на Театральной площади, в Москве, в ноябре 1900 года

0

102

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/10/15/101596_Pozar_gostinici_Metropol--_na_Teatral-noy_plosadi-_14_dekabrj_1901_goda._1.jpg

Пожар гостиницы Метрополь, на Театральной площади, 14 декабря 1901 года

0

103

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/14/48/144862_143144.335119640.jpg

Пожар в Малом театре

0

104

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/14/48/144863_49om.jpg

Наводнение 1908 года.

0

105

Вокзалы старой Москвы

Лосиноостровская станция

http://i003.radikal.ru/0801/c6/6435061bdb00.jpg

0

106

Ярославский вокзал. Изд. И.Е. Селин

http://i034.radikal.ru/0801/ae/d5dd322eecfa.jpg

0

107

Савеловский вокзал. Изд. Кнакстедт, Гамбург

http://i010.radikal.ru/0801/5b/4f3954c852c0.jpg

0

108

http://i035.radikal.ru/0801/4f/cd1513641a01.jpg

Павелецкий вокзал. П. фон Гиргенсон

0

109

http://i001.radikal.ru/0801/a1/cc98463d5c45.jpg

Николаевский вокзал. Изд. И.Е. Селин

0

110

http://i026.radikal.ru/0801/71/85a32036672d.jpg

Курский вокзал. Шерер, Набгольц и К

0

111

http://i047.radikal.ru/0801/3d/709f1ee969f4.jpg

Казанский вокзал. И.С.М.

0

112

Улочки арбатские

«Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое Отечество» – когда мы слышим эти знаменитые слова из песни Булата Окуджавы, сразу вспоминаем небольшую московскую улицу, превращенную в пешеходную зону, столь любимую москвичами и гостями столицы. Молодежи кажется, что так было всегда. На самом деле у Арбата весьма древняя история. В 1993 году улица отметила свое 500-летие.

Не мучьтесь понапрасну – всему своя пора:
Траву взрастите – осенью сомнется.
Вы начали прогулку с арбатского двора,
К нему-то все, как видно, и вернется…
Б.Ш. Окуджава

http://i014.radikal.ru/0802/12/0b45fe93abac.jpg

История Арбата…

Какова же история Арбата? Как он появился? «В далеком четырнадцатом веке на месте, где сейчас располагается современный Арбат, пролегал торговый тракт к одному из символов православной веры – Новодевичьему монастырю, – рассказывает Екатерина Батынкова, директор департамента городской недвижимости, директор по развитию компании «Усадьба». – Своим непривычным для русского слуха названием Арбат обязан арабским купцам, которые привозили в Москву экзотические восточные пряности, чай, роскошные ткани. «Арбад» – так это звучало на арабском языке, что дословно переводится как «окраина» или «пригород». Впервые в исторических летописях Арбат как название улицы упоминается в 1493 году в связи со вспыхнувшим пожаром в церкви Николы на Песках». Именно тогда возникло крылатое выражение «От копеечной свечи Москва сгорела». В это время Арбат заселяется в основном ремесленным людом, они занимаются обслуживанием царского двора – это иконописцы, конюхи, садовники, плотники, трубочисты, ювелирные мастера. Впоследствии это отразилось в названиях арбатских переулков: Плотников переулок, Староконюшенный, Трубниковский.

http://i045.radikal.ru/0802/3a/a8ff1d8662f8.jpg

К окончанию восемнадцатого века Арбат начинает стремительно меняться, и из обычной слободы, населенной ранее ремесленниками, он превращается в престижный аристократический район. С историческими переулками очень тесно связана история московского дворянства. Арбат был родным для князей Гагариных, Голицыных, Долгоруких – там располагались их городские особняки. В то время этот район был тихим и спокойным (как мы сейчас сказали бы, спальным), состоящим из уютных семейных домов, окруженных яблоневыми и вишневыми садами.

Заканчивается неспешный девятнадцатый век, и Арбат понемногу становится похожим на тот, каким он сегодня предстает перед нашими глазами. Его улицы постепенно начинают застраиваться многоэтажными домами, которые используются как доходные. Он становится более торговым – начинают появляться магазины и многочисленные лавки. В 1880 году по Арбату впервые промчалась конка. Трамвай пришел ей на смену в 1908 году, его в свою очередь уже в годы Советской власти заменили троллейбусом.

Но самые серьезные испытания ждали легендарную улицу в 60-х годах двадцатого столетия. В это время произошло необратимое разделение на Старый и Новый Арбат. Пострадала часть знаменитых арбатских переулков, через которые было опрометчиво решено проложить фрагмент Калининского проспекта. В результате этого строительства были уничтожены многие уникальные памятники культуры, относящиеся к XVIII-XIX векам. «Вставная челюсть» – так метко прозвали москвичи Калининский проспект, который в дальнейшем был переименован в Новоарбатский.

http://i044.radikal.ru/0802/6a/74e8a077827c.jpg

«В 1974 году было принято решение о том, что Арбат должен стать исторической пешеходной зоной, – рассказывает Елена Буравцова, пресс-секретарь компании «Домострой». – Разработкой проекта занималась целая архитектурная группа под руководством Алексея Гутнова. Идеей проекта было полное перекрытие дорожного движения по исторической улице. В проект также были включены работы, включающие в себя реставрацию уникальных фасадов зданий, частичную их реконструкцию и благоустройство дворовых территорий. Первая, самая серьезная реконструкция, была успешно закончена в 1985 году. Создается уникальная прогулочная пешеходная зона, которая начинается от знаменитой «Праги» и упирается в Смоленскую площадь».

У Арбата начинается новая, коммерческая жизнь, открывается множество магазинчиков и маленькие кафе. На улице идет бойкая торговля в основном сувенирной продукцией, рассчитанной на иностранных туристов. Старый Арбат завоевывает свою популярность у уличных художников и музыкантов, он становится своеобразным уличным центром альтернативной культуры. Сейчас Арбат входит в число наиболее посещаемых туристами улиц. Старое поколение «арбатского дворянства» к новшествам отнеслось более чем критично. «Арбат офонарел» – так Окуджава образно выразил свое отношение к новому облику улицы.

Некоторые достопримечательности…

http://i001.radikal.ru/0802/6d/3d61a7354167.jpg

Самое начало Арбата. Дом №2 – в нем расположен знаменитый ресторан «Прага». Еще до революции в этом здании располагался трактир, который принадлежал С. П. Тарарыкину, известному московскому ресторатору. Помните знаменитые «Двенадцать стульев»? Там есть эпизод, когда Ипполит Матвеевич привозит Лизу обедать в образцово-показательную столовую. Эта столовая тоже располагалась в «Праге».

В далеком 1913 году в «Праге» проходил банкет, который был посвящен восстановлению Ильей Репиным его знаменитой картины «Иоанн Грозный и его сын Иван», которая была варварски изрезана старообрядцем Абрамом Балашовым.

Следующий дом, №4, также достоин внимания. Сейчас здесь находится один из известных художественных магазинов Москвы – «Искусство», очень популярный среди художников и просто любителей современной живописи. До революции этот особняк принадлежал дворянской семье Загряжских. Загряжские приходились родственниками Наталье Гончаровой, жене А. С. Пушкина.

Особый интерес для любителей исторической архитектуры представляют старинные арбатские особнячки с сохранившейся лепниной, необычными балконами с кариатидами. Невозможно пройти мимо дома №11, он выделяется своим необычным фасадом, в оформлении которого использованы львиные маски. Фасад дома № 35 охраняют рыцари.

http://i040.radikal.ru/0802/35/2b1f404236b4.jpg

С именем знаменитого режиссера Евгения Вахтангова тесно связана еще одна страничка в истории Арбата: здесь находится театр им. Вахтангова. К сожалению, историческое здание театра не сохранилось, оно было разрушено в годы Великой Отечественной войны. Театр был заново отстроен уже в послевоенное время. Именем Вахтангова названа улица, находящаяся поблизости от Арбата, а в Денежном переулке, в доме, где долгие годы жил Вахтангов, открыта мемориальная квартира.

На Арбате расположены и такие известные музеи, как музей-квартира А. С. Пушкина, дом-музей Марины Цветаевой, дом-музей М. Ю. Лермонтова…

… И современное строительство

«В последние годы на Арбате возникают новые элитные дома, которые принято относить к так называемому клубному типу, – комментирует новое арбатское строительство Алена Бригаднова, руководитель отдела городской недвижимости агентства элитной недвижимости TWEED. – К примеру, в Большом Левшинском переулке построен элитный жилой комплекс «Дворянское гнездо», с полной своей инфраструктурой, подземной автостоянкой и собственным бассейном. А на самом Арбате возводится новый офисный центр Premium, относящийся к классу А. В 2007 году он был признан самым дорогостоящим объектом коммерческой недвижимости в столице».

А в ближайшие годы Арбат снова ожидают изменения. Планируется переложить брусчатку, сделать подогрев тротуаров. Предполагается, что на Арбате и зимой будут расти цветы, радуя любителей арбатских прогулок своим цветением круглогодично. Предполагают также, что Арбат будет отреставрирован в стиле Серебряного века. К 2010 году планируется шумный Новоарбатский проспект ни много ни мало спрятать под землю. Это поможет ликвидировать автомобильные пробки.

0

113

Одна из самых известных улиц современной Москвы – Пречистенка возникла после основания Новодевичьего монастыря (в 1524 году) как дорога к этой почитаемой обители. А свое имя улица, изначально называвшаяся Чертольской, получила в честь иконы Пречистой Божией Матери. Впрочем, представители старшего поколения помнят улицу как Кропоткинскую – так ее нарекли в 1921-м в честь русского революционера-анархиста Петра Кропоткина. Историческое название улице было возвращено лишь в 1991 году.

http://i009.radikal.ru/0802/8a/f3e48b65c845.jpg

В начале Пречистенки когда-то находился «убогий дом» – место, куда свозили тела умерших «дурной смертью» (т. е. без покаяния). С XVII века здесь начали заселяться слободы служилых людей, а свое нынешнее лицо улица приобрела в XVIII–XIX веках, когда на ней стали возводиться дворянские усадьбы и особняки. Любопытно, что до революции здесь не было ни лавок, ни магазинов: на улицу выходили лишь затейливые кованые и чугунные ограды, отделявшие от проезжей части парки и сады московской знати. И если ближайшая соседка Пречистенки – улица Остоженка во второй половине XIX века с появлением многоэтажных доходных домов во многом утратила первоначальный характер, то сама Пречистенка сумела сохранить до наших дней свой прежний колорит.

http://www.ljplus.ru/img4/o/n/on_cocaine/5.jpg

Практически каждый дом на Пречистенке – хранитель богатой истории, свидетель многих событий, вошедших и в хроники, и в произведения художественной литературы. Так, дом №5 – ныне резиденция Московской Патриархии – хорошо помнит свою прежнюю хозяйку, жену московского обер-кригскомиссара Анастасию Дмитриевну Офросимову. В свете ее очень боялись за любовь говорить только правду и только в глаза. Рассказывали, что своего супруга эта волевая и неукротимая женщина… выкрала из родительского дома, а в гневе могла при всех сорвать с мужа парик и выбросить его в окно. Александр Грибоедов представил Офросимову в образе старухи Хлестовой, а Лев Толстой – как Марью Дмитриевну Ахросимову, которая ездила со своей любимицей Наташей Ростовой на богослужение в соседнюю церковь Успения Богородицы на Могильцах. Кстати, храм этот был построен французским архитектором Леграном во второй половине XVIII века и сохранился до наших дней.

http://www.ljplus.ru/img4/o/n/on_cocaine/6.jpg

Дом №7 по Пречистенке – городская усадьба Всеволожских, прекрасный памятник московского классицизма. Построенный меломаном В. А. Всеволожским, этот дом помнит прекрасные концерты крепостного оркестра, на которые съезжалась вся Москва. А сын главы дома Никита Всеволожский был другом Александра Пушкина, и именно ему посвящено стихотворение «Прости, счастливый сын пиров…». В 1872–1877 годах в роскошном классицистическом дворце размещался Политехнический музей, а после того, как коллекции переехали на Китай-город, дом был куплен военным ведомством, и в нем обосновался штаб Московского военного округа.
http://www.ljplus.ru/img4/o/n/on_cocaine/__3.jpg

Дом №15, в свою очередь, одна из бесспорных жемчужин московского ампира. В историю русской архитектуры этот особняк вошел как «дом Штейнгеля». Барон В. И. Штейнгель, будущий декабрист, отвечавший за послепожарную застройку Москвы, построил его в 1820-е годы – искусствоведы не исключают, что по проекту самого Осипа Бове. В 1830 году дом был сдан штаб-ротмистру Николаю Тургеневу – дяде знаменитого писателя. А в 1872–1917 годах особняк принадлежал семье Лопатиных, глава которой был юристом, а его сын – философом. Знаменитые «лопатинские среды» посещали Лев Толстой, Сергей и Всеволод Соловьевы, Афанасий Фет, Иван Бунин. Сейчас в очаровательном особняке размещается отделение архитектуры Российской Академии художеств.

Одно из самых известных зданий Пречистенки – дом №11, ее подлинное украшение. Городская усадьба Лопухиных, построенная в 1817–1822 годах по проекту архитектора А. Григорьева, представляет собой деревянный на белокаменном цоколе дом, флигель, службы и ограду с воротами. Главный фасад украшен легким шестиколонным ионическим портиком, а за колоннами можно увидеть тонко прорисованный многофигурный рельеф на античный сюжет. С 1920 года в этом доме помещается Музей Л. Н. Толстого, хотя писатель в этом доме никогда не жил. В небольшом садике стоит необыкновенно выразительная статуя Толстого работы выдающегося скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова (1881–1952).

Напротив усадьбы Лопухиных расположена не менее примечательная усадьба Хрущевых-Селезневых, сегодня более известная как Музей А. С. Пушкина. Это произведение московского ампира также было построено по проекту А. Григорьева. Усадьба занимает всю лицевую часть квартала, обращенную к улице. Справа угол отмечен небольшим садовым павильоном с прекрасным шестиколонным портиком во дворе, слева – внушительным главным домом с мезонином и антресолями. Интересно, что угловое расположение дома обусловило появление портика и на его боковом фасаде – великолепный ампирный фронтон поддерживают восемь спаренных колонн. Производит впечатление и главный вход в здание, расположенный в нише под огромным кованым зонтиком.

Дом №16 по Пречистенке – комплекс не менее знаменитого Дома ученых. В основе этого здания – древние палаты начала XVIII века, которые неоднократно перестраивались. Последняя перестройка, осуществлявшаяся в 1908 году под руководством архитектора А. Гунста, придала всему сооружению вид неоклассического здания. Фасад получил модный в то время псевдоклассический декор, а со стороны двора был пристроен объем парадной столовой с остекленным эркером и световым фонарем в потолке. К этому же времени относится ограда и металлический декор в стиле неоклассицизма: пилоны ворот украшены львиными масками, створки ворот и калитка – накладными литыми деталями. На крыше дома можно увидеть узорчатые металлические дымники. Дом ученых – клуб московской научной общественности – открылся здесь в 1922 году.

0

114

Зачем Москве были нужны «ваньки», «голубчики», «лихачи»?

http://i044.radikal.ru/0803/43/00adb1023745.jpg

Невозможно представить старую Москву без лихих извозчиков, которые, как в песне Утесова, «мчались вдаль стрелой, искры сыпались с булыжной мостовой». Но позволить себе прокатиться на извозчике мог далеко не каждый москвич. Удовольствие было не из дешевых.

Московские извозчики делились на несколько категорий. Самые дешевые экипажи были у «ванек», которые приезжали в Москву из деревень на своих лошадках, иногда брали лошадей у хозяев в аренду. «Ваньки» просили недорого, работали много, готовы были ехать куда прикажут. Но не всякий москвич сядет в их колымаги. Небогатые мещане, мелкие чиновники, приказчики, простой люд, разжившийся лишней копейкой, - это клиенты «ванек».

http://i004.radikal.ru/0803/bb/6e30afa045be.jpg

Извозчики на Страстной площади

«Ваньки» были самыми бесправными, желающих поживиться за их счет всегда хватало. «Традиции» современной ГИБДД возникли не на пустом месте. Бытописатель московской жизни Евгений Иванов в книге «Меткое московское слово» приводит горестное восклицание извозчика-«ваньки»: «Кажинный день на городового расход. Вот статуй еще небесный!».

Значительную часть дохода «ваньки» ежедневно сдавали хозяину извоза, у которого стояли на постое. Причем, сумма обычно была фиксированной. Недоимка записывалась за извозчиком, и зачастую он возвращался в родную деревню не с прибытком, а с долгами.

http://i033.radikal.ru/0803/9f/04bbd774eed4.jpg
"Лихач"
На другом полюсе извозчичьей иерархии находились «лихачи». У них были хорошие, ухоженные лошади, лакированные коляски, зачастую на шинах-дутиках. Лихачи, как правило, работали на себя, рассчитывая на богатых клиентов. На «лихачах» ездили офицеры, кавалеры с дамами, богатые купцы и т.д. Нанимали их и различные авантюристы и проходимцы, которым надо было «пустить пыль в глаза» или быстро откуда-нибудь уехать. «Лихачи» появлялись на улицах к обеду, но трудились всю ночь. Театры, рестораны, гостиницы – вот основные точки, где они ждали своих клиентов. За поездку «с ветерком» «лихач» просил не меньше 3 рублей, тогда как «ванька» брал за поездку 30-70 копеек. «Лихач» мог себе позволить выбирать седока, но и заработок у него был значительным, богатые господа, уезжающие после театра кутить с актрисами, не скупились, да и нанимали коляску часто на всю ночь. Ценились экипажи с откидным верхом, в них подвыпившие господа с дамами могли не бояться нескромных взглядов.

Среди извозчиков своеобразной аристократией считались «голубчики» или «голуби со звоном», которые имели на своих экипажах мелодичные поддужные колокольчики. А название их произошло от знаменитого кучерского выкрика: «Эх, голуби!».

http://i042.radikal.ru/0803/3d/cb7c9bca8a6e.jpg
Быструю езду любил и Николай I. С картины Н.Е. Сверчкова
Большинство экипажей были одноконными, но были и «двойки», и «тройки». Прокатиться на тройке с ветерком, да под грозные выкрики: «Эй, поберегись!», всегда считалось московским шиком. Зимой многие извозчики переходили с колясок на сани, особенно ценились у любителей быстрой езды небольшие сани, да еще и с медвежьей полостью, укрывавшей седока.

Особую категорию извозчиков составляли «ломовики», занимавшиеся перевозкой грузов. Они предпочитали лошадей-тяжеловозов, которые за раз могли перевести значительное количество груза. Работы им в первопрестольной всегда хватало.

До появления конки, а затем и трамвая, у извозчиков в Москве конкурентов не было, частные выезды имело небольшое количество богатых москвичей. Иван Тимофеевич Кокорев еще в середине XIX века писал в одном из своих очерков: «Потребностям московских пешеходов удовлетворяют почти одиннадцать тысяч извозчиков; из этого числа не более трех тысяч постоянно живут здесь, а прочие - все «ваньки».

http://i046.radikal.ru/0803/79/d3fa07957233.jpg

Извозчики в ожидании пассажиров у гостиницы "Дрезден"
Стоит отметить, что власть за извозчиками следила. Даже проводила своеобразный техосмотр, за который отвечала городская управа. Каждый извозчик имел свой номер. Номерные знаки сначала крепили на спинах извозчиков, позже стали прибивать к облучку или на видном месте экипажа. Лошадь должна была быть «справной», а не костлявой доходягой. Извозчикам надлежало иметь специальную одежду: красный или синий (по разряду экипажа) кафтан с оборками сзади, перетянутый красивым поясом, на голове - низенький поярковый цилиндр с загнутыми полями и пряжкой спереди. Извозчики должны были быть старше 17 лет. Ношение окладистой бороды считалось признаком «степенности» еще со времен ямщиков.

Для извозчиков установили три разряда, каждому из которых полагалась окраска в соответствующий цвет экипажа и ночного фонаря. Первый разряд традиционно был красного цвета, в него входили рессорные крытые экипажи на резиновых шинах-дутиках. Ко второму разряду (синему) относились подобные экипажи, но без воздушных шин. Остальные экипажи относились к третьему разряду.

Существовали и своеобразные правила движения. Извозчикам предписывалось держаться правой стороны улиц, ездить умеренной рысью - до 10-12 км/час. С наступлением сумерек следовало зажигать у экипажей специальные фонари. Ставить пролетки можно было вдоль тротуаров только в один ряд. Запрещалось оставлять на улицах экипаж без присмотра, извозчик постоянно должен был быть на облучке.

http://i041.radikal.ru/0803/84/de00450b5452.jpg
Извозчики на Малой Дмитровке в 80-е годы XIX века
Экипажи использовались различных форм: коляски и пролетки нескольких видов, брички, дрожки, линейки, одноколки и т.д. В Москве даже ввели распоряжением генерал-губернатора Д.В. Голицына определенный образец экипажа, так называемый «калибер». Но широкого применения это нововведения не получило.

Интересные описания московских извозчиков оставил Владимир Алексеевич Гиляровский. Большое впечатление на него по приезду в Москву произвела своеобразная извозчичья биржа: «стояли сплошь - мордами на площадь, а экипажами к тротуарам - запряжки легковых извозчиков». Выбирай, как говорится, на свой вкус и возможности кошелька.

В XX веке количество извозчиков в Москве стало сокращаться. В 1914 году их было около 16 тысяч. В 1928 году - уже 5 тысяч. В 1939-м году, когда извозчику приходилось отправляться за лошадью «от Сокольников до Парка на метро», всего 57 человек заявили о своей принадлежности к этой профессии.

В наши дни в столице снова появились извозчики, но их экипажи уже относятся более к разряду туристской экзотики, чем к средствам передвижения.

0

115

Пречистенка

На месте Гоголевского бульвара в давние времена был глубокий овраг, по дну  которого бежал в Москву-реку бурный ручей. Хлопот он москвичам доставлял немало, когда, разливаясь в весеннее половодье, заставлял  перебираться по узким мосткам. «Вот уж, правда, черт его рыл!», в сердцах кляли ручей горожане, балансируя на скользких досках. Название Черторый с тех пор к нему и приклеилось, а близлежащую улицу стали называть Большой Чертольской.

Но в  17 веке царь Алексей Михайлович велел переименовать эту улицу. Дело в том, что по ней ездили на богомолье к Новодевичьему монастырю. А совершать крестный ход по улице с таким небогоугодным названием было просто кощунством.

И тогда улицу назвали Пречистенкой в честь иконы Пречистой божьей Матери, хранившейся в Новодевичьем монастыре.   

После революции она вновь сменила название. Ее переименовали в Кропоткинскую – в память скончавшегося в 1922 году князя-анархиста, революционера Петра Кропоткина. Прежнее имя вернулось к ней лишь  спустя 70 лет.

Пречистенка была знаменита своими титулованными обитателями – ведь здесь жили Лопухины и Голицыны, Долгоруковы и Орловы, Потемкины и Бибиковы.

Но главное, чем всегда славилась Пречистенка – это крепкими связями – дружескими, в первую очередь. Александр Сергеевич Пушкин любил приезжать сюда к своим друзьям, тесный круг собирал в своем доме герой войны 1812 года бесстрашный Денис Давыдов, художники Суриков, Серов, Левитан находили здесь не только источник вдохновения, но и дружескую поддержку.

К своим друзьям, на Пречистенку приезжал и Михаил Булгаков. Именно с этой улицы началось  знакомство с Москвой молодого писателя. Позже, он поселит здесь своих героев.

Мансуровский переулок, д.9

В этом переулке, на левой стороне Пречистенки, стоит небольшой деревянный домик, построенный в 19 веке. За оградой с калиткой – небольшой сад. Это – дом Мастера.

В двадцатых годах прошлого века здесь жили близкие друзья Булгакова- Сергей Ермолинский и братья Топлениновы. Со двора несколько ступенек вели в маленькие полуподвальные комнаты с печкой, там же в крохотной передней стоял настоящий фарфоровый умывальник – предмет особой гордости его хозяев.

Булгаков очень любил этот дом и часто оставался ночевать в нем. Зимой здесь уютно потрескивала печка, наполняя комнаты «божественным теплом». А весной, в мае под окном расцветали кусты сирени.  Иногда, он работал здесь, при свечах, совсем как его Мастер.

Пречистенка, д. 20

Здесь находится один известнейших пречистенских особняков, построенный в конце 18 века архитектором  Матвеем Казаковым. У него были славные хозяева.

В середине 18 века здесь жил генерал Алексей Петрович Ермолов – герой войны 1812 года, покоритель Кавказа. В решающий момент он отбил у французов батарею генерала Раевского.

В начале 19 века здесь поселился  А.К.Ушков, владелец чайной  фирмы «Губкин и Кузнецов». Он был баснословно богатым человеком, говорят, что у него плантации были даже на Цейлоне. Его жена, знаменитая московская балерина Александра Балашова, блистала на сцене Большого  театра. Для того, чтобы она могла репетировать, муж оборудовал в доме специальную комнату с зеркальными стенами.

После революции семья Ушкова была вынуждена эмигрировать. Но репетиционный зал пустовал недолго. В 1921 году в доме снова зазвучала музыка.

Его хозяйкой стала блистательная американская балерина Айседора Дункан. Она открыла в своем особняке детскую хореографическую студию.

Удивительное совпадение! Бывшая хозяйка дома Александра Балашова, уехавшая вместе с мужем в Париж, поселилась там  на рю де Помп в доме, который раньше принадлежал Айседоре Дункан!
Когда Айседора узнала об этом, она со смехом назвала этот обмен «кадрилью».

А вот еще одно совпадение, которое можно назвать мистическим.

Осенью все того же, 1921 года, в доме у своих знакомых, Айседора познакомилась  с поэтом Сергеем Есениным. Глубокой ночью Есенин отправился провожать Айседору на Пречистенку.
Их сопровождал переводчик. Они ехали на извозчике, путь был неблизкий, время позднее – извозчик нечаянно уснул. Беседа была оживленной, никто и не обратил внимание, на то, что лошадь уже давно кружит вокруг храма. Это была церковь Святого Власия в Гагаринском переулке.  Переводчик, в конце концов, заметил странность их передвижения  и разбудил извозчика – «Да ты что, венчаешь нас? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз везешь!».
Есенин расхохотался – «Повенчал! Повенчал!». Перевели Айседоре. Она улыбнулась: «Mariag…»
Их свадьба состоялась через полгода. Есенин поселился в доме Айседоры, там же жили ее воспитанники.

Вскоре в доме стали происходить таинственные события. Ночами по комнатам блуждали загадочные тени, свет фонарей. Они были неуловимы. При малейшем шорохе они исчезали. Однажды, услышав детские крики, Есенин выскочил с поленом в руках и начал обыскивать дом. Он нашел только мирно спящего швейцара. Дети в страхе рассказали, что какие-то люди, проникнув в их спальню, угрожали им ножами!

Оказалось, что жильцам действительно грозила нешуточная опасность. По ночам в огромном особняке разгуливала шайка воров. Они охотились за сокровищами. По Москве ходили легенды, будто в стенах дома спрятан тайник с несметными богатствами миллионера Ушакова, бежавшего за границу.

Есенин и Дункан прожили здесь до 1924 года. Вскоре они расстались. Но Есенин не смог покинуть этих мест, где был вначале так счастлив. Он поселился рядом с Пречистенкой –  в Померанцевом переулке, который стал его последним московским пристанищем.     

Пречистенка, д.22

Рядом с бывшим домом Дункан есть одно интереснейшее здание. Дело в том, что без малого  уже  200 лет здесь находится Пожарная служба. Раньше это было пожарное депо, теперь – Управление государственной противопожарной службы.

Когда-то этот дом принадлежал родственника генерала Ермолова, а затем был выкуплен казной для Пречистенской пожарной части.

Пожары – были настоящим бедствием для Москвы. Несколько раз она выгорала дотла. «От копеечной свечи Москва сгорела», - эта поговорка абсолютно соответствовала действительности.  Свеча, опрокинутая как-то в церкви Николы в Песках, стала причиной очередного страшного пожара.

Почему это происходило? Очень просто - Москва была деревянной.  Пламя моментально охватывало постройки, и остановить его было уже невозможно. Чтобы хоть как-то защититься от этой напасти, горожане назначали особых дежурных. При звуке набатного колокола, они должны были бежать на тушение пожара с ведрами, баграми и топорами.

В 16 веке эту обязанность возложили на стрелецкое войско.

А в 1812 году  градоначальник Москвы граф Растопчин создал первую пожарную команду. В нее набирали отчаянных смельчаков.

Потом на пожарных возложили обязанность следить за освещением московских улиц. Тогда в центре Москвы горели керосиновые фонари, а на окраинах зажигали масляные. Пожарным выдавалось конопляное масло, которое они должны были заливать в фонари. Но соблазн был слишком велик. Пожарные съедали масло вместе с кашей, ну,  а на освещение улиц шло то, что оставалось от ужина.

Так что, по большей части, окраины Москвы были покрыты мраком.

В 1823 году в городе появилось первое городское отделение пожарных – Тверская пожарная часть. Ее здание находилось на Тверской площади, там, где сегодня находится  сквер, за памятником Юрию Долгорукому. Издалека было видно высокую пожарную каланчу, построенную в части. Точно такая же каланча появилась в доме на Пречистенке. На ней всегда дежурили часовые, и в случае пожара, сразу же подавали сигнал тревоги. В тот же момент пожарный обоз несся во весь опор к месту  происшествия.
Надо сказать, что лошади у московских пожарных были самые лучшие в городе. В  каждой части была своя, определенная масть: в Тверской – желто-пегая, в Арбатской – гнедая, в Таганской – чалая.

Говорят, полицмейстер Огарев, приезжая в пожарные части собственным белоснежным платком проверял, хорошо ли вычищены лошади.

Существовал и такой порядок – у тех, кто любил полихачить на улицах  города, без всякого судебного постановления отбирали лошадь и отдавали в пожарную часть.

Боюсь навлечь на себя гнев автовладельцев, но  замечу, что,  пожалуй, более действенной меры для обеспечения порядка на дорогах, придумать сложно.

А в начале 20 века на Пречистенке появилось невиданное чудо техники – первый в
Москве пожарный автомобиль с раздвижной лестницей. Выдвигалась она приблизительно на высоту 3 этажа, но  это, по тем временам, был огромный прогресс. На автомобиле восседала вся пожарная команда в полном составе – брандмайор, брандмейстер, фельдшер и несколько пожарных. 

И последнее. Никогда не стоит путать слово «пожарник» со словом «пожарный». Для тех, кто воюет с огнем, название «пожарник» очень обидное. И дело тут вовсе не в сравнении с известными всем симпатичными жуками.

Корни этого неприятия  уходят в давнюю старину.   Тогда «пожарниками» называли в Москве мошенников, которые просили милостыню под видом  погорельцев. Они приезжали на обугленных оглоблях, чтобы посильнее разжалобить сердобольных москвичей. И уж, конечно, доблестные огнеборцы никак не заслужили подобного обращения!

Профессия эта всегда пользовалась большим уважением. Вспомним слова Владимира Гиляровского: « Каждый пожарный – герой,  всю жизнь - на войне, каждую минуту рискует головой".

0

116

УСПЕНСКИЕ ХРАМЫ СТАРОЙ МОСКВЫ

Свернутый текст

Успенский собор московского Кремля

В старой Москве было выстроено огромное количество храмов, освященных во имя светлого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Москву издревле считали «Домом Богородицы» - городом, посвященным Царице Небесной. И поэтому главный храм Москвы, основанный в Кремле еще в XIV веке, был освящен во имя Успения Богородицы.

Успенский собор был и первым каменным храмом древней Москвы, возведенный в эпоху великого строительства Ивана Калиты, а основал его сам митрополит Московский, святитель Петр – 4 августа 1326 года, за несколько месяцев до своей кончины, после того как перенес свою кафедру из Владимира в Москву. Святитель и убедил великого князя Ивана Калиту возвести в Москве собор во имя Пресвятой Богородицы по образу Успенского собора в стольном граде Владимире: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами...» Так символически Москве передавалась роль наследницы древнего стольного града русских княжеств. Всего лишь через год после закладки собора Иван Калита получил ярлык на великое княжение, и Москва стала столицей сначала Владимиро-Суздальского княжества, а затем и всей Руси.

История кремлевского Успенского собора хрестоматийно известна. О нем написано исторической литературы больше, чем обо всех остальных московских храмах. Интересно вот что. Когда к концу XV века собор обветшал, в 1472 году псковские зодчие Кривцов и Мышкин приступили к строительству нового. Спустя два года почти возведенный собор неожиданно рухнул - тогда произошло редчайшее в Москве землетрясение. Специально назначенная для изучения причин катастрофы комиссия с русскими плотниками в составе установила в ходе следствия технические ошибки и недочеты в работе мастеров, произошедшие по их вине. Однако на них не только не обрушились кары за подобные оплошности, но, более того, зодчие приняли участие в дальнейшей застройке Соборной площади и построили там отнюдь не второстепенные сооружения, а высочайшего статуса. Именно Кривцов и Мышкин в 1484-1489 г.г. возвели великолепный Благовещенский собор – домовый храм московских великих князей, и в те же годы – Ризположенскую церковь рядом с Успенским собором, ставшую кремлевским домовым храмом русских митрополитов и патриархов.

А вот новый Успенский собор пригласили строить итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главным условием мастеру поставили соорудить собор в точности по образцам русской церковной архитектуры, и Фиораванти отправился во Владимир изучать местный Успенский собор, который и был утвержден московской властью за образец. Вернувшись, архитектор устроил в далеких московских Калитниках кирпичный завод и стал брать там хорошую глину для строительства главного собора Москвы. В 1475 году был заложен его фундамент, а в 1479 году Успенский собор освятил митрополит Геронтий.

Он стал символом объединения Руси вокруг Москвы в централизованное Государство Российское – местный чин его иконостаса был составлен из икон, привезенных со всех бывших удельных русских княжеств. Уже в 1547 году в Успенском соборе состоялось венчание на царство первого русского царя - Ивана Грозного, а с 1721 года здесь проходили коронации российских императоров. В Успенском соборе совершался и обряд «поставления» митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви - 21 ноября 1917 года здесь был «поставлен» в патриархи московский митрополит, святитель Тихон (Белавин). Последняя служба в соборе прошла на Пасху 1918 года и уже с особого разрешения Ленина, - по воспоминаниям очевидцев, он сам вышел вечером посмотреть крестный ход и радовался вслух: «Вот, запомните, в последний раз ходят!» А момент окончания этой пасхальной Литургии стал сюжетом неоконченной картины Павла Корина «Русь уходящая». Службы в соборе действительно прекратились до самого недавнего времени. И существует легенда, что только зимой 1941 года, когда фашисты уже стояли на пороге Москвы, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

Успенский собор был возвращен Православной Церкви в 1990 году, хотя в обычные дни он по-прежнему действует как музей. Все это – лишь вехи истории главного собора Москвы. Он, безусловно, и главный московский Успенский храм среди других городских церквей, освященных во имя этот праздника. Сохранившиеся и разрушенные, действующие и закрытые – каждая из них имеет свою страничку в летописи московской истории. Одна из самых интересных и необычных Успенских церквей, хорошо знакомая любителям московской старины притаилась в тиши пречистенских переулочков.

Церковь Успения Богородицы «на Могильцах» находится в Большом Власьевском переулке рядом с Пречистенским – в самом центре заповедной, исторической Москвы, в самом аристократическом районе старого города. Такое странное для «московского Сен-Жермена» название до сих пор вызывает у исследователей жаркие споры.

Версия первая: в старину здесь было кладбище – обычный погост ли при церкви, или наспех устроенное в XVIII веке во время эпидемии чумы. Или же вовсе здесь был «убогий дом», куда свозили с округи мертвые тела неопознанных, безродных людей и самоубийц. Оттого и появилось название «Могильцы», а в древности и прилегающий местный переулок поэтому назывался «Мертвым» – в советское время он носил имя Николая Островского, а теперь назван Пречистенским. И действительно в 1790-х годах, когда возводили ныне существующее каменное здание Успенской церкви, обнаружили множество могил с массовыми захоронениями.

Версия вторая: в этом элитном районе старой Москвы не могло быть ничего подобного, и название «Могильцы» произошло от окружающей церковь местности. В старину такие неровности, «всхолмленные» участки земли называли «могильцами» или «могилистыми», и древнее название церкви было «что на Могилицах». А соседний переулок назывался «Мертвым» от фамилии местного домовладельца Мертваго.

Так или иначе, только эта Успенская церковь относится к числу древнейших в Москве по времени ее основания. Первый деревянный храм появился здесь, видимо, не позднее XVI века, так как при Иване Грозном впервые упоминается в летописи в 1560 году в связи с пожаром, и уже через шесть лет был восстановлен заново, возможно, уже каменным. Обычно же считают, что эту церковь впервые выстроил в камне богомольный царь Алексей Михайлович около 1653 года.

И в конце XVIII века обветшавший старинный Успенский храм стали перестраивать заново – тогда и была возведена эта пречистенская красавица-церковь. Храмоздателями явились статский советник Василий Тутолмин «с доброхотными дателями» и городской голова В.Я.Жигарев – последний еще построил на свои средства великолепный Мартиновский храм на Таганке и собственный дом на Большой Алексевской улице, где потом родился К.С.Станиславский (см. нашу публикацию от 27 апреля с.г.).

Имя архитектора новой церкви, француза Николая Леграна достойно особого внимания – ведь именно ему Успенская церковь обязана своей красотой и оригинальностью. В конце XVIII века, когда строился этот храм, Легран был главным архитектором Москвы. Однако сам он жил отнюдь не в элитных московских районах, а в скромной Доброй Слободке близ Покровки и Земляного вала. По соседству, кстати, с другим известным московским архитектором Н.Львовым, участвовавшим в постройке роскошного дворца графа Разумовского на Гороховом поле.

В Москве Легран построил здание Главного Кригскомиссариата на Космодамиановской набережной в Замоскворечье, - тот самый, где в советские годы разместился штаб Московского военного округа, и в его подземном бункере был расстрелян Лаврентий Берия. Интересно, что и место для этого сооружения оказалось соответствующим – раньше там находился дворец зловещего герцога Бирона. А современные исследователи иногда даже усматривают в Легране истинного автора знаменитого Дома Пашкова, который по общепризнанному мнению, построен Баженовым. Возможно, что Легран был и автором Святодуховской церкви на Лазаревском кладбище – ныне ученые видят ее определенное типологическое сходство с пречистенской Успенской церковью. Интересно, что еще до революции академик И. Грабарь видел у настоятеля Успенской церкви чертежи кладбищенского храма, собственноручно подписанные Леграном. Однако ученый не счел это доказательством авторства Леграна - его подпись была обязательна на любом подобном чертеже, так как главный архитектор Москвы должен был самолично заверять и утверждать такие проекты.

Успенская церковь на Могильцах стала одним из его последних шедевров – до ее освящения мастер не дожил шести лет. Великолепная и крайне необычная для Москвы классицистическая архитектура Успенской церкви во многом объясняется национальностью ее архитектора, родившегося в Париже. Иногда она даже отдаленно напоминает образ собора Парижской Богоматери и могла быть навеяна автору воспоминаниями о родине. Да и строилась церковь в самом аристократическом районе старой Москвы, который также по аналогии с Парижем называли «московским Сен-Жерменом». Раньше между двумя колокольнями была большая лоджия и полукруглая ниша, где предполагалось поставить скульптурную группу, что еще больше придало бы этой необычной церкви сходство с западноевропейской архитектурой. И поэтому современные исследователи часто называют церковь «оригинальным образцом московского классицизма».

Успенская церковь на Пречистенке была освящена только в 1806 году и заимела свою святыню – икону Богоматери «Неувядаемый Цвет». По воспоминаниям, это был один из самых «модных» приходов не только того района, но и вообще Москвы, наряду с «Николой Явленным» на Арбате и «Большим Вознесением» у Никитских ворот. Этот приход, однако, был определен не только своими именитыми местными жителями, но и прекрасным хором крепостных, лучшим в Москве, который ездили слушать в этот храм.

Церковь знаменита и тем, что попала на страницы эпопеи «Война и мир» Льва Толстого: именно в нее Марья Дмитриевна Ахросимова приводила молиться Наташу Ростову из соседнего Чистого переулка, где располагался дом Ахросимовой. Как известно, это лицо реальное и прототипом ее была легендарная Анастасия Дмитриевна Офросимова, жена московского обер- кригскомиссара, женщина решительная, прямая, своенравная и очень властная. Говорили, что своего добродушного супруга она сама похитила из родительского дома, и впоследствии нисколько с ним не церемонилась: в гневе Офросимова при всех срывала с мужа парик и бросала его на улицу. Ее хорошо знали и очень уважали в Москве, да и побаивались в свете - она могла кому угодно сказать все, что думала, выругать кого-то в Благородном собрании или прилюдно отчитать московских полицейских за плохую, неисправную работу. А однажды в Арбатском театре в присутствии императора Александра I Офросимова разоблачила одного сенатора-взяточника: погрозив ему пальцем, она указала на царскую ложу, и во весь голос молвила: “Берегись, NN!” Услышав это, император решил узнать, чего же должен опасаться сенатор. Когда все выяснилось, тот был уволен со службы.

Грибоедов представил ее в образе старухи Хлестовой, правда, поселив свой персонаж на Покровке. А Лев Толстой оставил свою героиню жить на Пречистенке, и Марья Дмитриевна Ахросимова “поселилась” в том же доме, где жила и ее прототип –в Чистом переулке.

Успенская церковь «на Могильцах» еще упоминается в другом сочинении Толстого – именно в ней венчались Левин и Китти из романа «Анна Каренина». И сама церковь имела интересную историю. В числе ее прихожан была сестра Владимира Соловьева, жившая рядом с храмом на углу Большого Власьевского переулка. Философ часто останавливался у нее, и возможно, сам посещал этот храм. Знакома она была и Гоголю. В соседнем Денежном переулке стоит роскошный особняк эпохи модерна, построенный в 1897 году архитектором Бойцовым для текстильного богача Берга – ныне его занимает посольство Италии, а в революционные годы здесь находилось посольство Германии. Это здание вошло в историю 6 июля 1918 года – тогда именно в нем убили германского посла, графа Мирбаха, что стало началом мятежа левых эсеров. А еще раньше здесь была старинная московская усадьба, где жил писатель, директор московских театров, М.Н.Загоскин. Он собрал богатую библиотеку, столь ценную, что Гоголь приходил сюда посмотреть на нее. Однако добрых отношений с ее хозяином так и не сложилось, и в «Ревизоре» Загоскин ехидно обозначен как автор «Юрия Милославского». А вот местную Успенскую церковь Гоголь вряд ли обходил стороной.

После революции Успенская церковь на Могильцах долго не закрывалась. В тяжелом для Москвы и России 1920 году в ней отпевали известного русского философа, профессора Московского университета Л.М.Лопатина. Он был председателем Психологического общества при Московском университете, читал университетский курс философии, и еще преподавал русскую литературу в старших классах знаменитой пречистенской гимназии Поливанова. По воспоминаниям современников, Лопатин всегда сам опаздывал на лекции не меньше, чем на четверть часа, но зато всем ставил только пятерки. Если же ученики не могли вымолвить ни слова из изученного урока, он сердито угрожал четверкой или что спросит в следующий раз. А в философских спорах его любимой темой было бессмертие души. Лопатин был страстным поклонником Шекспира и в театральных представлениях шекспировского кружка даже сам играл роль Яги, которая ему особенно удавалась.

Удивительно теплые и трогательные воспоминаниям оставила о нем «великолепная Маргарита Кирилловна», жена коллекционера и мецената Михаила Морозова, создавшая после смерти мужа Религиозно-Философское общество в своем доме на Смоленском бульваре и организовавшая издательство «Путь». Московские философы и любители философских прений, по свидетельству самой Маргариты Кирилловны, остались на Лопатина в глубокой досаде за то, что он сорвал приезд в Москву знаменитого французского философа Анри Бергсона, сославшись на занятость и усталость. И тогда Маргарита Кирилловна организовала любительский философский кружок у себя на дому, где каждый философ по своему желанию, независимо от страны и места жительства, мог бы без препон выступить с докладом и обсудить его в близком кругу единомышленников. Лопатин же председательствовал в научном психологическом обществе, где для представления доклада требовались и ученая степень, и целая система административно-уставных преград, да и к самому докладу выдвигались совершенно иные, академические требования.

Кстати, жил Лопатин с раннего детства и до самой смерти в ампирном особняке Штейнгеля в Гагаринском переулке. Это хрестоматийно известное здание приводится во всех альбомах, учебниках, справочниках и путеводителях как классический образец архитектуры московского ампира – стиля первой четверти XIX века. (Дом был построен в 1816 году для барона Штейнгеля, участника войны 1812 года, потом осужденного на каторгу за участие в восстании декабристов). Там от голода, потрясения и воспаления легких Лев Лопатин умер в марте 1920 года. Отпевали его в Успенской церкви, так как в то время она еще действовала.

Ее закрыли только 12 июля 1932 года, в Петров день – видимо, так власти отреагировали на великий христианский праздник. К счастью, эта удивительная церковь не была уничтожена – и всегда тесное соприкосновение с историей уцелевшего храма дарует радостное чувство о его счастливой судьбе, о том, что Москва не потеряла и эту частичку своей души.

Уникальное здание, находящееся на государственной охране как памятник истории и культуры, всего лишь было сильно перестроено для новых нужд, так как в нем разместилось строительное учреждение. Только в 1992 году была создана община, и храм официально возвращен Церкви.

Еще одна замечательная сохранившаяся Успенская церковь на Сретенке, что в Печатниках, была выстроена как приходская для местной слободы мастеров Государева Печатного двора. Однажды в нее зашел живший неподалеку художник В.Пукирев – а в храме в это время венчались богатый старик и совсем молоденькая девушка. Увиденное в храме стало сюжетом знаменитой картины «Неравный брак».

А на Покровке, на углу с Потаповским переулком, до 1929 года стояла дивная московская церковь Успения Божией Матери. Ее называли “восьмым чудом света”, настолько хороши были ее взмывающие в небо главки, украшенные ажурными кружевами лепнины. Московский зодчий Василий Баженов сравнивал ее архитектуру с Покровским собором на Красной площади, а Наполеон изумился ее красоте и поставил особый караул оберегать этот храм от грабежей и пожара. Успенскую церковь построил в XVII веке крепостной зодчий Петр Потапов по заказу купца Сверчкова, местного домовладельца, имевшего рядом с церковью собственный двор. Эти белокаменные палаты Сверчкова - шедевр гражданской архитектуры средневековой Москвы - сохранились во дворе дома №6 по Сверчкову переулку: по легенде, от них к храму вел подземный ход, а в подвале дома будто бы сидел в заточении сам Ванька Каин. А в первой половине XIX века в этих старинных палатах заседала Комиссия для строений в Москве, ведавшая застройкой, перепланировкой и восстановлением города после пожара 1812 года.

После революции в 1922 году сам Луначарский предложил переименовать Успенский переулок в Потаповский – в честь ее крепостного архитектора. Не пощадили только само творение зодчего: в конце 20-х годов церковь безжалостно снесли.

Зато недавно была вновь возвращена к жизни красивейшая церковь Успения в Путинках на Малой Дмитровке, стоящая недалеко от изумительной церкви Рождества Богородицы. Белоснежно-кружевная церковь с «бледным золотом» крестов, она была построена в XVII веке у Посольского Путевого двора, где останавливались иностранные послы и государевы гонцы. Этот двор был окружен сетью, «паутинкой», маленьких кривых улочек и переулков, что и дало местности старомосковское имя «Путинки».

В советские годы здание закрытого храма использовали сначала под жилые (!) помещения, потом под фабричные – долгое время здесь располагался швейный цех. Только в 1992 году храм в ужасном состоянии вернули верующим, и в нем вновь начались богослужения. А теперь сюда приводят маленьких учащихся московских православных гимназий – приобщать их к Православию и к истории старой Москвы.

0

117

Мясницкая улица

Свернутый текст

Первыми жителями этих окрестностей были граждане Великого Новгорода, переселенные сюда после присоединения к Москве Новгородской республики.

А в 16 веке этой слободой  безраздельно владели торговцы, и, прежде всего, мясники. С тех пор эта улица и стала называться Мясницкой

Тогда в 16-17 веках рядом с домами мясников находились скотные дворы. Здесь же стояла церковь святых Флора и Лавра, которые считались покровителями скота. 

Через  пару столетий на этой улице уже ничего не напоминало о живущих когда-то здесь мясниках. Во второй половине 19 века здесь стали открываться конторы крупнейших предприятий и магазинов.

Идем к дому № 8.

Дом № 8 «Фарфор-хрусталь». История его такова. Он был построен в 1898 году архитектором Ф.Шехтелем для знаменитого «фарфорового» фабриканта М.С. Кузнецова.

СПРАВКА: Федор Осипович Шехтель (1859-1926) – известнейший  архитектор, живописец, график и сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля «модерн» в русском зодчестве. Учился в Московском  училище живописи, ваяния и зодчества.(об этом училище мы подробно расскажем несколько позже). В начале своей архитектурной деятельности, Федор Шехтель проектировал усадьбы в Московской, Ярославской и Рязанской губернии, а также создавал проекты интерьеров московских особняков. Он свободно проектировал в стилях древне-русского, романтического и готического искусства. А, кроме того – в египетском, мавританском, рококо и прочее.  Он был настоящим  виртуозом. В созданных им интерьерах всегда присутствовал принцип свободной компоновки пространственных зон, который был усилен живописным, подвижным характером форм в таких элементах, как лестницы, окна, камины. Его стилю были свойственны световые контрасты и цветовая насыщенность. Уникальность его проектов заключалась  в сочетании практичности и утилитарности  с ярко выраженной эмоциональностью. В последние годы ( с начала 1910) в творчестве Шехтеля стала заметна тяга к классике, как,  например, в его доме на Большой Садовой или выставочном здании в Камергерском переулке.
Проекты Шехтеля:
- Дом Рябушинского на Малой Никитской,
- собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке,
- типография Левенсона в Трехпрудном переулке,
- Ярославский вокзал.
     
Дом же, выстроенный им для московского короля фарфора представлял собой настоящую торговую крепость, которая всем своим видом показывала прочность и надежность фирмы Кузнецовых.

СПРАВКА: Фирме М.С.Кузнецова принадлежал фарфоровый завод в Дулево (нынешенее название – г.Ликино-Дулево Московской области). Наибольшую известность его дело получило в 1891 году, после того, как Кузнецов купил заводы Ф.Я. Гарднера. Именно с этого момента, его фирма стала именоваться «Товарищество фарфорового и фаянсового производства М.С.Кузнецова». После революции все предприятия фирмы были национализированы.

В композиции фасада, выходящего на Мясницкую улицу, и закругленного угла здания ведущую роль играют трехъярусные окна-арки. В верхних частях они декорированы необарочными картушами.

СПРАВКА: Картуш (фр., ит. - сверток, кулечек) . Украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка на котором помещается герб либо эмблема, надпись и так далее. Резными или лепными картушами украшались парадные входы во дворцы. Картуши изображались на старинных документах, географических картах, надгробных плитах. Распространение получили в 16-18 веках.

Разделяющие их пилястры завершены огромными масками бога торговли Меркурия. Декор крыла здания, выходящего на Большой Златоустинский переулок, выдержан в стиле модерн и украшен масками в виде девичьих головок. В 1930-х годах его надстроили двумя этажами.

Здание это замечательно еще и тем, что в 1907 году 18 марта в этом доме прошла первая выставка художественного объединения «Голубая роза». Организована она была редакцией журнала «Золотое руно».

Выставка «Голубая Роза», также как и организовавший ее журнал «Золотое руно», проводилась на средства Николая Рябушинского. Это был сын известного промышленника Павла Рябушинского,  один из восьми братьев Рябушинских, владельцев банков и текстильных предприятий. Все он играли важную роль в общественной жизни России.

Владимир – гласный городской думы. Павел Павлович – выпускал газету «Утро России», позволявшей на своих страницах критику кабинета министров, и в то же время приносила своему издателю немалый доход. Дмитрий был профессором, член-корреспондентом Французской академии наук, работал в области аэродинамики. Николай Рябушинский страстно любил живопись, он соперничал с петербургским объединением «Мир искусства», покровителем которого был Александр Дягилев.

Но нельзя сказать, что старания его были напрасны. Выставка «Голубая роза» устроенная им в 1907 году в доме номер 8 имела  огромное художественное значение.

Она стала  первой в истории русского искусства Серебряного века.  Участниками выставки были художники   Павел Кузнецов, Николай Сапунов, Николай Крымов, Сергей Судейкин, Мартирос Сарьян. В результате под названием «Голубая роза» образовалось целое художественное объединение. Название выставки и объединения, а также стилистика работ участников была тесно связана с эстетикой символизма. Голубой цвет – цвет неба, воды, бесконечного пространства – олицетворял поэтическую мечту и реальность, тоску и надежду. Предположительно, это название предложил Валерий Брюсов.

Исключительность «Голубой розы» состояла в том, что ее художники смогли выразить нематериальные категории – эмоции, настроения, душевные переживания. «Голубая роза» стала предтечей русского авангарда.

Залы были декорированы серебристо-серыми и голубыми тканями, обставлены стильной мебелью, украшены портьерами и живыми цветами. Звучала музыка русских композиторов, читали стихи Белый и Брюсов.

Выставку посетило более 5 тысяч человек.
Вот так в доме номер 8 по Мясницкой улице соединились, казалось бы, несоединимое   – капитал, производство, торговля и нематериальные ценности, духовность, искусство.

Выставка имела огромный успех  в Москве. Художники, участвующие в ней стали знамениты.

А учились они все в доме, находившемся неподалеку, на Мясницкой 21. Там находилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Подходим к дому №21.

Это здание характерно для старомосковской архитектуры. Белоснежные колонны, треугольные фронтоны, выдержанные в классическом стиле, нарядная полуротонда. С историей этого дома связано много загадочных историй.

Так например, оно совершенно необъяснимым образом дважды уцелело в страшных пожарах – в 1812, года сгорело 2/3 всех домов в Москве, и в 1816, когда горела Мясницкая улица.

Много и неясностей. Так, например, нет точной даты его появления. По одним документам – 1769, по другим – 1780, по третьим – 1790.  До сих пор неизвестно, кем  было построено это великолепное здание.

Называется имя замечательного русского архитектора Василия Баженова.

СПРАВКА: Василий Иванович Баженов (1737-1738). Родился в селе Дольское Калужской губернии. Изначально обучался как живописец. В 18 лет поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургскую Академическую гимназию. Совершенствовал свои знания в Парижской академии художеств, в Италии. Член, а затем вице-президент Петербургской Академии художеств. На протяжении 25 лет работал в Москве. (1765-1792). Автор наиболее ранних  московских зданий в стиле классицизма. Его проекты отличаются  гармоничной уравновешенностью пропорций, сочетанием рациональной строгости  фасадов и живописным рисунком архитектурных деталей. Принципиальное значение в его творчестве  имела идея построения больших городских и усадебных ансамблей.
Примечательна история создания проекта Большого Кремлевского Дворца в 1767 году. Баженов задумывал перестройку Кремля и Красной площади  таким образом, что Кремль превратился бы в грандиозный общественный центр с главной овальной площадью, к которой сходились основные московские улицы. Строительство было остановлено Екатериной 2 в 1775 году, так как по баженовскому проекту, огромное здание Кремлевского Дворца  должно было скрыть постройки Соборной площади, а это бы нарушило  традиционный облик Кремля.
Наиболее известные проекты:
- Дом Пашкова,
- Колокольня и трапезная «Всех скорбящих Радости» на Большой Ордынке                                                                     -  Дом Долгова на Первой Мещанской,
- Ансамбль в Царицыне.
Именно в архитектуре Царицына, а также в увеселительных сооружениях, построенных на Ходынском поле в 1774 году, проявилась еще одна линия художника, раскрывающая  оригинальность его творческого мышления. Сочетание средневековых мотивов с эмблематикой масонства получила в этих проектах необычное, фантастическое выражение.

Кстати,  идейная и дружеская близость Баженова к московским масонам  еще один аргумент в признании за ним авторства проекта дома № 21 по Мясницкой улицы. Но об этом чуть позже. 
   
Если внимательно изучить архитектуру дома, то можно заметить, что, общий стиль, в котором выстроено это здание, действительно, роднит его со знаменитыми зданиями Баженова – домом Пашкова, проектами Кремлевского дворца, Смольного института, Михайловского замка…

Но стопроцентного подтверждения авторства Баженова в отношении к дому № 21 не существует.

Первым хозяином этого роскошного дома стал генерал-поручик Иван Иванович Юшков,  известного в Москве и очень богатому человеку.

Он жил на широкую ногу, принимал у себя пол-Москвы, что, собственно и  положило начало огромным долгам, преследовавших позднее его наследников. Эти долги, в конце концов, привели к полному финансовому краху эту некогда блестящую и чрезвычайно богатую фамилию.

Но в те годы, дом Юшкова был блестящим великосветским салоном. Здесь бывали Новиков, Херасков, Карамзин. Известно, что хозяин принадлежал к масонской ложе, здесь проходили тайные собрания ее членов. По свидетельствам современников, архитектор Василий Баженов был частым гостем этого дома.

Говорят, что новые хозяева дома, престарелые богачи Кусовниковы были настолько перепуганы масонскими интерьерами, что, войдя в комнату, обитую черным сукном, со скелетом в углу, едва не лишились рассудка. Они сразу же забили масонскую половину и жили в оставшихся комнатах. По слухам, жизнь их была полна всевозможных чудачеств, причиной которых был панический страх лишиться нажитых денег.

Будто бы  Кусовниковы жили отшельниками, никуда не ходили. А по ночам даже ездили кататься по Москве, возя с собой в карете деньги, спасая от воров.  Хотя, возможно, это просто московские байки. Кусовниковых, по всей видимости в Москве не очень-то любили. Хотя, судя по всему любить, их было и не за что.

В 1844 года  Московское художественное общество покупает этот дом за 35 тысяч рублей серебром. Теперь здесь располагается Училище живописи, ваяние и зодчества. Оно с первых дней отличалось от других учебных заведений демократическими условиями приема.

Курс ряда предметов читали бесплатно, что было большой редкостью не только в Москве, но и во всей России. Особо одаренные вообще были освобождены от ежегодной платы за обучение. Им даже выделялось пособие. Таких учеников были единицы, среди них – братья Левитаны, ставшие впоследствии знаменитыми художниками. Оба жили в страшной бедности, и если бы не пособие в 30 рублей в год, которое получал каждый из них, вряд ли они бы смогли учиться живописи.     

После революции училище превратилось во ВХУТЕМАС  - высшие художественно-технические мастерские. Кумиром студентов был Маяковский. Здесь преподавал знаменитый Родченко, родоначальник советской рекламы.

Сюда 25 февраля 1921 года приезжал Ленин, что стало незабываемым событиям для всех ВХУТЕМАСовцев. Вместе с Крупской он приехал навестить дочь Инессы Арманд, Варю, которая здесь училась. Остались радужные воспоминания, как вместе с Ильичем все пили чай.  Кстати, чаем, Мясницкая улица славилась всегда.

Делаем два шага назад к дому №19.

Чтобы убедиться в этом, достаточно пройти к дому 19. Этот затейливый дом  в китайском стиле с драконами и башенками был лучшим чайным магазином в Москве. Когда-то хозяином его был богатый чаеторговец Сергей Перлов.

СПРАВКА: Сергей Васильевич Перлов (1836-1910) – представитель знаменитой династии московских предпринимателей в области чайной торговли. Это была славная купеческая фамилия, выходцы из которой были не только успешными предпринимателями, но и, кроме того,  людьми государственными, общественными деятелями. Члены Московской думы, Коммерческого суда, заседатели Уголовной палаты, выборные московского купечества, Московского биржевого общества, попечители огромного количества самых разных благотворительных обществ, учебных заведений и пр. Высочайшим указом 1887 года Перловы возведены в дворянство «во внимание к 100-летней деятельности их рода».

В 1869 году между Сергеем и его братом Семеном произошел раздел имущества, по которому Товарищество чайной торговли «В.Перлов с сыновьями»  отошло его брату и племянникам. А Сергей основал собственное Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко».

Помимо этого он состоял агентом Московского комитета о просящих милостыню, был выборным московского купечества, выборным Московского биржевого общества, председатель Яузского попечительства о бедных, член Московского художественно-фотографического общества. Коллекционер китайской живописи и фарфора. 

После раздела имущества он поселился на Мясницкой в доме,  построенном по проекту архитектора Р.И.Клейна.
При доме имелась чаеразвесочная фабрика. Фирма Сергея Перова имела магазины в нескольких городах Российской империи, 10 магазинов в Москве.   

В 1896 году в Москве ожидали  китайского принца Ли Хунчжана, который был приглашен на коронацию Николая 2. В надежде на выгодные контракты, хитрый Перлов решил перестроить дом в стиле китайской пагоды, чтобы завлечь гостя к себе. Оформить дом в китайском стиле он поручил  архитектору К.К.Гиппиусу.

Но китайский принц Ли Хунчжан вместе со всей своей свитой в 40 человек остановился в  другом месте, на 1-о1 Мещанской, в доме №5, у главы фирмы «Василий Перлов с сыновьями», родного племянника Сергея.

Но это  не сильно расстроило предприимчивого Сергея Васильевича Перлова – его магазин приобрел необычайную популярность у москвичей, известных своей страстью к этому напитку.

СПРАВКА: По древней китайской легенде, тысячу лет назад в Китае жил мудрец, который стремясь к совершенству, умерщвлял свою плоть. Он отрезал от своих глаз веки – они слипались и мешали ему бодрствовать. За такое самоотречение верховное божество наградило его бессмертием, а отрезанные веки превратило в чудодейственную траву, которая могла исцелять телесные и душевные болезни. По-китайски ее называли ча-э.

Вместе с завоеваниями Чингисхана чай перешел за пределы Китая в Азию, потом оказался в Европе. Голландцы, например, не зная, что с ним делать, отправили его в музей редкостей. Англичане сварили из него соус.

В Россию чай попал в 17 веке, и сразу пришелся по душе. Особенно полюбили его москвичи. Говорили, что люди, живущие в Москве и не пьющие чай – такая же редкость, как и белые соловьи.

Кофе, привезенный Петром из Голландии  стал фаворитом в Петербурге, а в Москве по старинке пили чай. Пили лучшие сорта китайского чая – душистый ма-ю-конг, дорогой лянсинный, жемчужный ханский.

Московские традиции: пьют чай без молока и сливок, чай должен быть чистым и цельным, «как шампанское». Чай пили очень горячим  с сахаром вприкуску. Москвич всегда приглашает «на чай», хотя подает к нему вино и закуску. Деньги извозчикам и половым в трактирах тоже оставляли «на чай». Традиция «чаевых» существует и по сей день.

Чайный магазин Сергея Перлова на Мясницкой был одним из лучших магазинов в Москве.

На углу Мясницкой и Чистопрудного бульвара.

Каждый из этих четырех домов – наиболее яркий представитель Мясницкой улицы, где  фактически любое здание имеет свою историю, свою легенду.

Стоит только остановить свой бег хотя бы на несколько секунд, поднять голову наверх – и вы неминуемо попадете в иной мир. Потрясающий, загадочный и – почти потерянный нами – мир удивительных историй московских домов.

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Города и Страны » Москва.